Решение б/н Решение по делу № 58-ФАС22-Р/07-18 о нарушении законодательс... от 28 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 58-ФАС22-Р/07-18
 
Решение вынесено 31 июля 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 02 августа 2018 года г.Барнаул
 
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
К<…> – заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
Б<…> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
Б<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело № 58-ФАС22-Р/07-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы магазина «ПРОФКрепеж» с использованием образа Президента Российской Федерации Путина В.В.,
с участием:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ИП Слепцова <…>, ОГРНИП 304225603700040, Алтайский край, Локтевский район, г.Горняк, <…>,
заинтересованного лица – гр. РФ С<…>,
в отсутствие представителей:
заявителя (извещен надлежащим образом),
ОМВД России по Локтевскому району, Алтайский край, г.Горняк, Ленина ул., 25 (извещен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
в соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.
Заявитель, а также государственный орган, направивший на рассмотрение в Алтайское краевое УФАС России материалы, на рассмотрение дела не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
08 июня 2018 года в Алтайское краевое УФАС России поступил материал проверки ОМВД России по Локтевскому району по поступившему от жителя г.Горняка сообщению по факту размещения при открытии в г.Горняке магазина розничной сети «ПРОФКрепеж» рекламной конструкции в форме ростовой фигуры в виде изображения Президента Российской Федерации В.В. Путина.
По результатам рассмотрения указанных материалов антимонопольным органом в отношении лица, осуществляющего деятельность в магазине «ПРОФКрепеж» - ИП С<…> возбуждено дело по признакам нарушения пункта 10 части 3 статьи 5 и пункта 2 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
31 июля 2018 года присутствующие на заседании Комиссии ИП Слепцов <…> и гр. С<…> нарушение законодательства о рекламе не признали, пояснили, что указанную фигуру ИП Слепцов <…> не устанавливал, её поставил, но не в целях рекламы, сын С<…>, который нашел ее на объездной дороге, привел в надлежащий вид и установил около рекламной конструкции с целью высвобождения в машине места для осуществления доставки водонагревателей по адресам по просьбе отца. Впоследствии данная фигура была убрана.
Комиссия, рассмотрев материалы дела и исследовав доказательства по делу, а также заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам.
В городе Горняке Локтевского района Алтайского края по адресу: Миронова ул., 120 находится многоквартирный жилой дом, на первом этаже которого расположен магазин «ПРОФКрепеж», судя по имеющимся фотоснимкам, открытие которого состоялось не так давно. Над входом в магазин размещено его наименование «ПРОФКрепеж» и имеются информационные вывески с видами товаров в нем реализуемых «ИНСТРУМЕНТ», «ЭЛЕКТРИКА». Перед входом в магазин установлена рекламная конструкция в виде ограждения с информацией следующего содержания «ПРОФКРЕПЕЖ ИНСТРУМЕНТ ЭЛЕКТРИКА ЛАКИ КРАСКИ» и указателем в виде стрелки в сторону магазина «ПРОФКрепеж».
Возле указанного рекламного ограждения установлена фигура мужчины в деловом костюме с галстуком в виде изображения Президента Российской Федерации В.В. Путина с приподнятой и вытянутой вперед правой рукой, направленной в сторону открывшегося магазина и ассортимента реализуемых в нем товаров.
Деятельность в магазине по адресу: г.Горняк, Миронова ул., 120 осуществляет ИП Слепцов <…>, ОГРНИП 304225603700040 (торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами – код ОКВЭД 47).
Согласно статье 4 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Рекламой по смыслу Закона о рекламе признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В пункте 10 части 3 статьи 5 Закона о рекламе указывается на то, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами.
Кроме того пункт 2 части 5 статьи 5 Закона о рекламе не допускает в рекламе указания на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.
Из материалов дела следует, что в рекламе магазина «ПРОФКрепеж» использовано изображение Президента РФ Путина Владимира Владимировича, стоящего около рекламной конструкции с вытянутой в сторону рекламируемых товаров правой рукой.
Президент РФ является главой государства, который получил свои властные полномочия от народа на основе свободных выборов.
В Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 11.07.2000 №12-П «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия» отражено, что по смыслу Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства (статья 11 часть 1; статья 80 часть 1; статья 81 часть 1).
Учитывая изложенное, использованный в рекламе образ Президента РФ Путина В.В., создает впечатление для потребителей, что объект рекламирования одобряется государственным органом власти.
Кроме того, Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в статье 17 указывает, что в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается, в частности, использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности. Соответственно публичное выражение гражданским служащим, т.е. должностным лицом органа государственной власти (местного самоуправления), своего отношения к объекту рекламирования может в отдельных случаях повлечь и нарушение названного Федерального закона.
Здоровая и справедливая конкуренция продавцов и рекламодателей на современном рынке должна основываться на совершенствовании качества предлагаемого товара, а не на использовании мнения значимых для простого обывателя в силу своего особенного статуса субъектов. Государство и его деятели представляют для большинства граждан заведомо авторитетный источник информации. Поэтому государственным и муниципальным структурам, а также должностным лицам участие в коммерческой деятельности на российском рынке запрещено, и настоящий Закон прямо запрещает ссылаться в рекламе на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами (пункт 2 части 5 статьи 5 Закона о рекламе). При этом не обязательно, чтобы запрещенное лицо произносило похвальную речь, касающуюся товара, или подписало благодарственную грамоту.
Реклама всегда носит побудительный характер, создает заинтересованность потребителей. Поэтому использование в ней недостоверного источника информации, который благодаря своему авторитету или иным качествам способен простимулировать покупку, признается непозволительным для рекламодателей приемом.
Целью рекламодателя всегда является демонстрация объекта рекламирования в самом лучшем свете. Он стремится привлечь и задержать внимание потребителя на той информации, которая должна отличать товар от аналогов, ставить его на порядок выше (при условии, что информация истинная).
Конституция РФ не разрешает пользоваться образом или именем любого человека без его согласия, будь то политик или обычный гражданин, а Закон о рекламе запрещает создавать впечатление, что рекламируемый товар или услуга одобряются органами власти.
Использование в рекламе образов лиц, указанных в данной норме, всегда является рекламным ходом, цель которого - желание вызвать большее доверие к сказанному о товаре за счет авторитета органа государственной власти через отдельно взятого представителя.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.
Из положения части 6 статьи 38 Закона о рекламе следует, что за нарушение требований, установленных пунктом 10 части 3 статьи 5 и пунктом 2 частью 5 статьи 5 Закона о рекламе несет ответственность рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно материалам дела, продавцом рекламируемых товаров является ИП Слепцов<…>.
Исходя из обстоятельств дела, фигура с образом Президента Российской Федерации, установленная гр.С<…> рядом с рекламной конструкцией с рекламой товаров реализуемых в магазине «ПРОФКрепеж», направлена на формирование и поддержание интереса к магазину «ПРОФКрепеж», способствует повышению стимула потребителей к приобретению товаров в нем реализуемых. Следовательно, ответственность за нарушение законодательства о рекламе несет ИП Слепцов <…>, в чьих интересах размещена реклама.
Материалами дела установлено, что в настоящее время фигура с образом Президента Российской Федерации рядом с рекламой товаров, реализуемых в магазине «ПРОФКрепеж» не размещается, что свидетельствует о нецелесообразности выдачи ИП Слепцову <…> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу товаров, реализуемых в магазине «ПРОФКрепеж» по адресу: Миронова ул., 120 в г.Горняке Локтевского района Алтайского края, с использованием образа Президента Российской Федерации Путина В.В., поскольку при ее размещении нарушены требования пункта 10 части 3 статьи 5 и пункта 2 части 5 статьи 5Федерального закона «О рекламе».
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП Слепцову <…> не выдавать по причине нецелесообразности в связи с устранением допущенного нарушения.
 
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
 
Председатель Комиссии: К<…>
 
 
Члены Комиссии: Б<…>
Б<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны