Решение №№ 1028/7 РЕШЕНИЕ по делу № 022/01/146-903/2022 от 3 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Пасеки Соловьевых»

г.Барнаул, 656049

ООО «Дары Алтая»

г.Барнаул, 656065

 

РЕШЕНИЕ по делу № 022/01/146-903/2022

Резолютивная часть решения оглашена 21 февраля 2023г. г.Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 03 марта 2023г.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> — главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 022/01/14.6-903/2022 по признакам нарушения ООО «Пасеки Соловьевых», ИНН 2281006182, пункта 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

с участием представителей:

ответчика - ООО «Пасеки Соловьевых» (Алтайский край, г. Барнаул, Димитрова ул., 81-1, ИНН 2281006182, ОГРН 1142208000219) <...> по доверенности от 21.06.2021г.,

заявителя – ООО «Дары Алтая» (Алтайский край, г. Барнаул, Антона Петрова ул., 225-13, ИНН 2222833455, ОГРН 1152223003151) <...> по доверенности от 01.12.2022г.,

УСТАНОВИЛА:

дело № 022/01/14.6-903/2022 возбуждено по результатам рассмотрения заявления ООО «Дары Алтая» о нарушении ООО «Пасеки Соловьевых» запрета на недобросовестную конкуренцию на рынке реализации меда на территории Российской Федерации, в Алтайском крае в частности.

Заявитель указал, что ООО «Пасеки Соловьевых» без его согласия при введении в гражданский оборот меда использует наименование мест происхождения товара «Алтайский мед» (далее – НМПТ «Алтайский мед»), исключительное право на которое принадлежит ООО «Дары Алтая», чем вводит потребителей в заблуждение и создает на рынке угрозу смешения товаров.

Рассмотрение дела назначено на 13 декабря 2022 года.

В заседании Комиссии представитель заявителя доводы, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме, на заявленных требованиях настаивала, ходатайствовала о приобщении к материалам дела диска с фиксацией нарушений, а также скриншоты сайта «пасеки Соловьевых», а также скриншот сайта bizorg.su с рекламой «пасеки Соловьевых», где используется принадлежащее заявителя НМПТ «Алтайский мед».

Представитель ответчика в заседании Комиссии с нарушением ООО «Пасеки Соловьевых» запрета на недобросовестную конкуренцию не согласился, доводы, изложенные в письменном виде ранее, поддержал в полном объеме; против приобщения к материалам дела скриншотов сайта bizorg.su с рекламой «пасеки Соловьевых», не являющегося сайтом продавца, возражал.

Комиссия, исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, в порядке статьи 47 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции») рассмотрение дела отложила до 17 января 2023 года. Определением об отложении рассмотрения дела от лиц, участвующих в деле, истребованы необходимые документы и материалы.

Сторонами по делу истребуемые документы и материалы не представлены.

В заседании Комиссии, состоявшемся 17 января 2023 года, представители заявителя и ответчика ходатайствовали об отложении рассмотрения дела, ввиду того, что между ними ведутся переговоры по урегулированию спора по вопросу использования НМПТ «Алтайский мед», соглашение по итогам которого, если оно будет оформлено в нотариальном порядке, может повлиять на правильное разрешение спора в целом; в настоящее время, участниками НМПТ «Алтайский мед» являются 15 хозяйствующих субъектов, поэтому создание неблагоприятной практики повлечет дальнейшие споры.

Представитель ООО «Пасеки Соловьевых» также пояснил, что по заявке Общества о регистрации НМПТ «Алтайский мед» Роспатентом проведена формальная экспертиза, скорее всего, в ближайшее время, будет принято решение о регистрации НМПТ.

Рассмотрение дела отложено до 21 февраля 2023 года.

Истребуемые и необходимые для рассмотрения дела документы и материалы сторонами предоставлены.

На заседании Комиссии, состоявшемся 21 февраля 2023 года, представители лиц, участвующих в деле, на прекращении рассмотрения дела настаивали в виду того, что между их доверителями заключено мировое соглашение, в том числе и по поводу настоящего спора. Кроме того, представитель заявителя указал, что материалы дела содержат доказательства того, что мед, приобретаемый ООО «Пасеки Соловьевых», действительно изготовлен на территории Алтайского края и охраняется НМПТ «Алтайский мед».

Оценив в совокупности и во взаимосвязи представленные доказательства по делу, заслушав доводы представителя ответчика, применив нормы антимонопольного законодательства, Комиссия Алтайского краевого УФАС России приходит к следующим выводам.

Юридические лица – ООО «Пасеки Соловьевых» и ООО «Дары Алтая» являются действующими хозяйствующими субъектами, сведений о прекращении деятельности не имеется.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что товарным рынком является сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Заявитель – полное фирменное наименование ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ДАРЫ АЛТАЯ», ОГРН 152223003151, ИНН 2222833455, адрес (место нахождения) Алтайский край, г.Барнаул, Антона Петрова ул., 225-13, дата регистрации 05.03.2015г., основной вид деятельности – производство готовых пищевых продуктов и блюд (код ОКВЭД – 10.85), дополнительные виды деятельности, в том числе – торговля оптовая сельскохозяйственным сырьем, не включенным в другие группировки (код ОКВЭД – 46.21.19), торговля розничная прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах (код ОКВЭД – 47.29).

Ответчик – полное фирменное наименование ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ПАСЕКИ СОЛОВЬЕВЫХ», ОГРН 1142208000219, ИНН 2281006182, адрес (место нахождения) Алтайский край, г.Барнаул, Димитрова ул., 81-1, дата регистрации 06.02.2014г., основной вид деятельности – разведение прочих животных (код ОКВЭД – 01.49), дополнительные виды деятельности, в том числе – торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (код ОКВЭД - 47.8), торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код ОКВЭД – 47.99).

Факт осуществления указанными хозяйствующими субъектами деятельности на рынке производства и реализации продукции пчеловодства материалами дела подтвержден.

С учетом изложенного, ООО «Пасеки Соловьевых» и ООО «Дары Алтая» являются конкурентами, поскольку осуществляют предпринимательскую деятельность на одном товарном рынке – производство и реализация продукции пчеловодства на территории Алтайского края.

Следовательно, добросовестная конкуренция, как фактор ведения данными хозяйствующими субъектами конкурентной борьбы на началах добросовестности, разумности и справедливости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не создавая препятствий друг другу, заведомо предполагается.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно пункту 1 статьи 10bis «Недобросовестная конкуренция» Конвенции по охране промышленной собственности, заключенной в г. Париже 20 марта 1883 года, актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В том числе согласно указанной международной правовой норме подлежат запрету:

1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной, или торговой деятельности конкурента.

Запрет недобросовестной конкуренции установлен главой 2.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Актом недобросовестной конкуренции признаются действия противоправного характера, целью которых является приобретение преимущественного положения на конкретном товарном рынке (при сопоставимости товаров по продуктовым и географическим границам определенного товарного рынка).

Согласно пункту 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции, не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе: незаконное использование обозначения, тождественного фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

Из заявления следует, что ООО «Пасеки Соловьевых» при введении в гражданский оборот товара, в частности меда, использует НМПТ «Алтайский мед» без согласия ООО «Дары Алтая». Такое использование осуществляется при реализации продукции через сайт http://gornyimed.ru/, http://алтайстекло.рф/, через маркетплейс Wildberries.ru и торговую площадку b2b.trade, а также в социальной сети «ВКонтакте» и интернет-выставках https://productcenter.ru/.

ООО «Дары Алтая» считает, что в действиях Общества имеются признаки создания смешения с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми им в гражданский оборот на территории Российской Федерации; действия ООО «Пасеки Соловьевых» направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, поскольку использование популярного среди потребителей НМПТ «Алтайский мед» способствует увеличению спроса и количества продаж меда. Потребители, приобретая продукцию ООО «Пасеки Соловьевых», на которой использовано обозначение «Алтайский мед», вводятся в заблуждение относительно места происхождения товара или характеристик товара.

Материалами дела установлено, что ООО «Дары Алтая» принадлежит исключительное право на НМПТ «Алтайский мед», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации № 142/12 от 29.07.2022г.

Вместе с тем, что не противоречит правовой природе, исключительные права на НМПТ «Алтайский мед» предоставлены 15 хозяйствующим субъектам, о чем в материалах дела имеются соответствующие сведения из открытых реестров ФИПС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1516 ГК РФ наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, включающее такое наименование или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На территории данного географического объекта должны осуществляться все стадии производства товара, оказывающие существенное влияние на формирование особых свойств товара.

Стадии и границы производства товара, а также характеристики товара или особые свойства товара, для обозначения которого используется географическое указание или наименование места происхождения товара, должны соответствовать требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Контроль за соблюдением установленных требований осуществляется в соответствии с федеральными законами.

В силу статьи 1517 ГК РФ на территории Российской Федерации действует исключительное право на географическое указание или наименование места происхождения товара, зарегистрированное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Тем самым, одно из основных требований к НМПТ - известность обозначения, которая возникла задолго до подачи заявки на государственную регистрацию такого обозначения в качестве НМПТ в результате его использования в отношении конкретного товара.

НМПТ регистрируется в отношении товара, обладающего особыми свойствами, которые исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Сопровождаемый НМПТ товар является своего рода единственным, неповторимым, не имеющим себе подобного.

В случае НМПТ на территории географического объекта должны осуществляться все стадии производства товара, оказывающие существенное влияние на формирование особых свойств товара.

Материалами дела подтвержден факт реализации как ООО «Дары Алтая», так и ООО «Пасеки Соловьевых» меда, произведенного на территории Алтайского края (прошедшего все стадии производства), о чем свидетельствуют предоставленные сторонами в дело ветеринарные свидетельства на продукцию, копии закупочных актов, ветеринарно-санитарный паспорт пасеки.

Правила Гражданского кодекса РФ о географических указаниях применяются к наименованиям мест происхождения товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 1516 ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 1518 ГК РФ географическое указание признается и охраняется в силу его государственной регистрации.

Географическое указание может быть зарегистрировано одним либо несколькими гражданами, одним либо несколькими юридическими лицами, а также ассоциацией (союзом) или иным объединением лиц, создание и деятельность которого не противоречат законодательству страны происхождения товара.

В соответствии с частью 2 настоящей статьи ГК РФ лицам, зарегистрировавшим географическое указание, предоставляется исключительное право на это географическое указание при условии, что товар, в отношении которого зарегистрировано географическое указание, отвечает требованиям пункта 1 статьи 1516 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 1519 ГК РФ, правообладателю принадлежит право использования географического указания в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом, в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Способы такого использования регламентированы частью 2 настоящей статьи ГК РФ.

Вместе с тем, для регистрации НМПТ требуется заключение уполномоченного органа о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, отвечающий требованиям абзаца второго пункта 1 статьи 1516 ГК РФ.

ООО «Дары Алтая» в материалы дела предоставлено заключение Минсельхоза России от 22.11.2021г., подтверждающее, что ООО «Дары Алтая» в границах находящегося на территории географического объекта – Алтайского края производит товар – пчелиный мед, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации.

В процессе рассмотрения дела установлено, что ООО «Пасеки Соловьевых» 07.12.2022г. подана заявка на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара – «Алтайский мед». В составе данной заявки также содержится заключение Минсельхоза России от 07.12.2022г., подтверждающее то, что производимый Обществом пчелиный мед, отвечает требованиям статьи 1516 ГК.

На дату принятия решения информация о предоставлении такого исключительного права в материалах дела отсутствует. Представителем ответчика сообщено, что Роспатентом проведена формальная экспертиза заявленного обозначения, и признано, что заявка соответствует требованиям законодательства и может быть принята к рассмотрению.

Незаконным использованием географического указания, согласно части 3 статьи 1519 ГК РФ, признается:

1) использование зарегистрированного географического указания лицами, не обладающими правом его использования, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или географическое указание используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как "род", "тип", "имитация" и тому подобными;

2) использование зарегистрированного географического указания лицами, обладающими правом его использования, в отношении товара, не обладающего характеристиками, указанными в Государственном реестре указаний и наименований, либо произведенного за пределами границ географического объекта, указанных в Государственном реестре указаний и наименований;

3) использование сходного с зарегистрированным географическим указанием обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения товара или характеристик товара.

Статья 14.6 Закона о защите конкуренции запрещает недобросовестную конкуренцию путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение, в том числе незаконное использование обозначения, тождественного наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

При этом, в соответствии с положениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», для доказывания факта недобросовестной конкуренции необходимо установление как специальных признаков, определенных нормами статей 14.1 - 14.7 Закона, так и общих признаков недобросовестной конкуренции, предусмотренных пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, статьей 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

Из определения понятия "недобросовестная конкуренция" следует, что для квалификации совершенных деяний в качестве акта недобросовестной конкуренции, действия конкретного лица должны выполнять одновременно следующие условия:

- лицо, совершившее данное деяние, обладает признаком хозяйствующего субъекта (а также наличие конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами);

- наличие действия хозяйствующего субъекта (группы лиц);

- направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

- противоречие действия законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- совершенные действия способны причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта. Такие убытки либо ущерб, либо вероятность их возникновения должны находиться в причинной связи с совершенным деянием.

При этом установлению подлежит вся совокупность вышеназванных обстоятельств, поскольку при недоказанности хотя бы одного из элементов состава, действия лица не могут быть признаны актом недобросовестной конкуренции. А для квалификации действий хозяйствующего субъекта по использованию исключительного права на НМПТ, как нарушающих запрет, установленный пунктом 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции, необходимо установить цель такого использования.

Комиссия, исследовав материалы дела, установила, что ООО «Пасеки Соловьевых» реализует пчелиный мед, произведенный на территории Алтайского края, с 2014 года, что подтверждается ветеринарно-санитарным паспортом пасеки. Кроме того, Комиссией установлено, что ООО «Пасеки Соловьевых» реализует пчелиный мед под наименованием «Алтайский мед», который, в том числе приобретается Обществом у производителя – ЛПХ Ширяев Алексей Васильевич, Алтайский край, Калманский район, который также является правообладателем НМПТ «Алтайский мед» (свидетельство №142/5 от 04.05.2019г.).

ООО «Пасеки Соловьевых», исходя из анализа этикеток производимой продукции, для ее индивидуализации использует товарный знак № 813179 .

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях ООО «Пасеки Соловьевых» цель недобросовестного смешения на рынке товаров двух разных производителей не прослеживается, Общество спорное обозначение в предпринимательской деятельности начало использовать задолго до регистрации заявителем одноименного НМПТ в качестве указания на регион происхождения. В связи с чем, рассматриваемые действия ООО «Пасеки Соловьевых» не направлены на получение преимущественного положения на рынке, в частности имущественной выгоды или возможности ее извлечения, при осуществлении экономической деятельности за счет иных участников рынка, в том числе посредством оказания влияния на выбор покупателей (потребителей), на возможность иных хозяйствующих субъектов, конкурирующих добросовестно, извлекать преимущество из предложения товаров на рынке, на причинение вреда хозяйствующим субъектам-конкурентам иными подобными способами (например, в результате использования (умаления) чужой деловой репутации).

Кроме того, заявитель соглашается с позицией Комиссии антимонопольного органа и указывает, что ООО «Пасеки Соловьевых» производят мед именно на территории Алтайского края, что свидетельствует о том, что потребители в заблуждение не вводятся относительно места происхождения товара и его характеристик; в рекламе продукции Общество использовало наименование «Алтайский мед» правомерно, поскольку данная продукция приобреталась у Ширяева Алексея Васильевича, который является правообладателем НМПТ «Алтайский мед» с номером свидетельства № 142/5, следовательно, считает заявитель, в действиях Общества признаков нарушения антимонопольного законодательства не содержится, в связи с чем, требования Общества удовлетворению не подлежат.

Комиссией в том числе установлено, что между сторонами 03 февраля 2023 года заключено мировое соглашение.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что дело № 022/01/14.6-903/2022 подлежит прекращению.

С учетом изложенного и руководствуясь статьей 41, пунктами 1, 5 части 1, части 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия Алтайского краевого УФАС России

РЕШИЛА:

рассмотрение дела № 022/01/14.6-903/2022 о нарушении ООО «Пасеки Соловьевых», Алтайский край, г. Барнаул, Димитрова ул., 81-1, ИНН 2281006182, ОГРН 1142208000219, антимонопольного законодательства прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях Общества нарушения пункта 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, а также в коллегиальный орган ФАС России.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны