Решение №022/01/16-99/2019 решение по делу 022/01/16-99/2019 от 4 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 022/01/16-99/2019

 

Резолютивная часть решения оглашения 21 мая 2019                                      г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено « 04_» июня 2019

 

            Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...>

рассмотрев дело № 022/01/16-99/2019, возбужденное по признакам нарушения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Алтайскому краю» (ИНН: 2225023096; ОГРН: 10222001765574) и ООО «Октан-сервис» (ИНН: 2225088304; ОГРН: 1072225011430) ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.01.2018 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в заключении в период с 12.12.2018 г. по 19.12.2018 г. ряда государственных контрактов на поставку товара: бензин Регулятор Евро – 92 в нарушение порядка, предусмотренного действующим законодательством, что ограничивает доступ неопределенного круга хозяйствующих субъектов на определенный товарный рынок,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В УФАС по Алтайскому краю поступили материалы из Барнаульской транспортной прокуратуры о проведении проверки в отношении ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Алтайскому краю» по вопросу правомерности заключения ряда государственных контрактов между ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Алтайскому краю» и ООО «Октан-сервис» на поставку товара: бензин Регулятор Евро – 92.

В ходе рассмотрения указанных материалов было установлено, что между ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Алтайскому краю» и ООО «Октан-сервис» заключены договоры поставки от 12.12.2018 г. № 37, № 38, договоры поставки от 19.12.2018 г. № 42, № 43, № 44.

В соответствии с п. 1.2. указанных договоров предметом договора является – бензин Регулятор Евро – 92 в количестве 2415, 813 литров.

Согласно п. 2.2. договоров цена каждого договора составляет 99000 руб. 00 коп., в том числе НДС 18%.

Все вышеуказанные договоры заключены на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В своих материалах Барнаульская транспортная прокуратура указывает на то, что данные договоры являются результатом искусственного дробления. Стоимость каждого договора приближена к 100 000 рублей, но не достигает этой суммы. Заключение 5 договоров не было обусловлено техническими и организационными особенностями исполнения договоров, а было вызвано намерением заключить договоры с единственным исполнителем и избежать необходимости проведения конкурентных процедур при осуществлении закупок на суммы свыше 100 тыс. руб.

По данному факту управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на основании приказа от 21.03.2019 г. № 69 в отношении ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Алтайскому краю» и ООО «Октан-сервис» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 022/01/16-99/2019.

На заседании Комиссии 24.04.2019 г. представители ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Алтайскому краю» пояснили, что при распределении остатков бюджетных средств в декабре 2018 г. ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Алтайскому краю» были выделены дополнительные средства на приобретение ГСМ.

В соответствии с требованиями МЧС России в части контрактации и исполнения бюджетных средств Центром ГИМС в 2018 г., учитывая необходимость обеспечить поставки ГСМ в 11 инспекторских подразделений Центра ГИМС, в том числе расположенных в удаленных районах Алтайского края, опыт работы с поставщиками ГСМ и отсутствие временных интервалов на проведение торгов, было принято решение заключить государственные контракты на поставку ГСМ по пункту 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44—ФЗ «О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) с ООО «Октан-Сервис», так как данный Поставщик не предъявляет требования по изъятию предусмотренных контрактом объемов ГСМ до 31.12.2018 г., что свою очередь позволяет планомерно расходовать приобретенный бензин, в том числе в 2019 г.

Определением № 1818/9 от 29.04.2019 г. рассмотрение дела № 022/01/16-99/2019 было отложено 21.05.2019 г. в 14-00 час.

Изучив имеющиеся материалы и заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 4 ст. 16 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

К целям контрактной системы в соответствии со статьями 1, 6 и 8 Закона о контрактной системе отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников.

В соответствии со ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно ч. 1-5 ст. 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Статьей 93 Закона о контрактной системе определены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующем случае: осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

По своему содержанию п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе предусматривает для заказчика возможность заключения закупок в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия затрат на проведение закупки.

Приказом МЧС России от 05.02.2018 № 39 «О реализации постановления Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета в 2018 году» (далее – Приказ № 39) учреждениям и организациям МЧС России в рамках исполнения федерального бюджета поставлена задача обеспечить контрактацию договорных обязательств в объеме 100 % до 01.10.2018 г. и кассовое исполнение бюджетной росписи в объеме 100 % до 15.12.2018 г.

В соответствии с п. 4 Приказа № 39 руководителям довольствующих структурных подразделений центрального аппарата МЧС России и федерального казенного учреждения «Финансово-расчетный центр МЧС России», руководителям заказывающих подразделений, начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, руководителям учреждений и организаций МЧС России, в ходе исполнения федерального бюджета необходимо:

- обеспечить равномерное, эффективное, правомерное и целевое использование средств федерального бюджета, не допустить случаев возврата в доход федерального бюджета в конце 2018 г. лимитов бюджетных обязательств, выделенных на 2018 г.;

- при планировании и осуществлении закупок исходить из необходимости достижения заданных результатов в обеспечении государственных нужд, выполнения функций и полномочий подразделениями с учетом принципов экономической целесообразности и эффективности использования средств федерального бюджета.

Кроме того, ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Алтайскому краю» перед заключением договоров с ООО «Октан-сервис» были запрошены коммерческие предложения на приобретение нефтепродуктов (бензин Регулятор Евро – 92), у ряда поставщиков способных осуществить поставку ГМС:

- ООО «Октан-сервис»;

- ООО «РН-Карт»;

- ООО «Термиз»;

- ООО «Октан-Пласт».

Наиболее выгодное коммерческое предложение поступило от ООО «Октан-сервис» в размере 40, 98 руб. за 1 литр бензина Регулятор Евро – 92.

Кроме того, как пояснили представители ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Алтайскому краю» цена по договорам поставки, заключенным с ООО «Октан-сервис» является фиксированной, что в свою очередь позволяет снизить затраты учреждения на протяжении всего исполнения договора поставки.

Таким образом, ввиду отсутствия временных интервалов и нецелесообразности проведения конкурентной процедуры определения поставщика ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Алтайскому краю» принято решение заключить государственные контракты на поставку ГСМ с ООО «Октан-сервис» на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44—ФЗ «О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На основании изложенного, в действиях ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Алтайскому краю» и ООО «Октан-сервис» не усматриваются признаки нарушения предусмотренного ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.01.2018 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно ч. 1 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Комиссией установлено, что договорные обязательства по договорам поставки от 12.12.2018 г. № 37, № 38 и от 19.12.2018 г. № 42, № 43, № 44, заключенным между ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Алтайскому краю» и ООО «Октан-сервис» в настоящее время исполнены, в связи с чем, выдача предупреждения нецелесообразна.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела № 022/01/16-99/2019 в отношении ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Алтайскому краю» и ООО «Октан-сервис» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

<....>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны