Решение №4769/5 УФАС по АК в отношении ПАО Россети Сибирь от 20 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 022/01/10-524/2020

Резолютивная часть решения оглашена «12» ноября 2020г. г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено «20» ноября 2020г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<……> – заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

<……>– начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

<……> - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

рассмотрев дело № 022/01/10-524/2020 по признакам нарушения ПАО «Россети Сибирь» (ранее – ПАО МРСК Сибири») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном требовании об установке ООО «Мельник» измерительного комплекса на границе балансовой принадлежности, что зафиксировано в актах проверок расчетных приборов учета электроэнергии от 30.07.2018г., от 06.09.2018г., от 20.11.2018г.,

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступили на рассмотрение обращения ООО «Мельник» (вх.№1811482 от 24.09.2018г., вх.№1813163 от 31.10.2018г.) по поводу законности и обоснованности проведения проверки прибора учета электрической энергии на объекте, расположенном в с.Воеводское, Целинный район, Алтайский край, составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии от 30.07.2018 № 22-3-0200196, а также по вопросу, связанному с допуском в эксплуатацию комплекса учета электрической энергии.

В соответствии с частью 11 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» принятия решения по результатам рассмотрения обращений ООО «Мельник» 23 ноября 2018 года было отложено в отношении ПАО «МРСК Сибири» до вступления в законную силу решения Арбитражного суда по делу №А03-19793/2018.

В последующем, 11 июня 2020 года рассмотрение обращений ООО «Мельник» (вх.№1811482 от 24.09.2018, №183163 от 31.10.2018г.) возобновлено управлением ФАС по Алтайскому краю после вступления в силу 03.06.2020г. решения арбитражного суда Алтайского края от 5 февраля 2020 года по делу №А03-19793/2018.

Из документов и материалов, представленных в антимонопольный орган по рассматриваемому заявлению, следовало, что между ООО «Мельник» и АО «Алтайэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения, в соответствии с которым АО «Алтайэнергосбыт» (Продавец) обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передачи электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а ООО «Мельник» (Потребитель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги (пункт 1.1 договора).

Точки поставки электрической энергии (мощности) Потребителю определены в Приложении №1 « Перечень точек поставки электрической энергии (мощности) Потребителю».

Так, Приложением №1 в редакции дополнительного соглашения от 01.03.2017г. точки поставки электрической энергии (мощности) ХПП и Мельница находятся по адресу: пер.Магистральный, 51, с.Воеводское, Целинный район, Алтайский край.

Пунктом 4.3 договора энергоснабжения № 22020231019375 предусмотрено, что фактическое количество поставленной электрической энергии (мощности) определяется приборами учета, указанными в Приложении №3 «Перечень приборов коммерческого учета электрической энергии» к настоящему договору (далее – Приложение №3).

Приложением №3 определен перечень приборов учета электрической энергии: КТП -630, РУ-0,4 кВт (Мельница) – прибор учета СЕ-303 и КТП -630, РУ-0,4 кВт (ХПП) - прибор учета СЕ-303.

Согласно акта разграничения границ балансовой принадлежности от 23.01.2017 подписанного ПАО «МРСК Сибири» и ООО «Мельник» границы балансовой принадлежности сторон установлены на изоляторах оп.№200/16, оп.№200/17.

На границе балансовой принадлежности сторон находятся следующие технологические элементы электрической сети:

  • ПАО «МРСК Сибири» - ВЛ-10кв Л-49-2, Опора №200/16; ВЛ-10кВ Л-49-2, Опора №200/17;
  • ООО «Мельник» от изоляторов оп.№200/16, внутрихозяйственные сети и от изоляторов оп.№200/17, внутрихозяйственные сети.

Из информации АО «Алтайэнергосбыт» (вх.№1812270 от 10.10.2018), поступившей в антимонопольный орган, установлено, что в целях обеспечения поставки электрической энергии потребителям Общество заключило договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.09.2012 №8946, в соответствии с которым ПАО «МРСК Сибири» взяло на себя обязательство оказывать услуги по передаче электроэнергии потребителям АО «Алтайэнергосбыт», присоединенным к сетям ПАО «МРСК Сибири».

Начисление платы за потребленную ООО «Мельник» по точке поставки ХПП электроэнергию осуществлялось в соответствии с показаниями прибора учета Типа СУ-303 №102265455.

30.07.2018 представителями ПАО «МРСК Сибири» была проведена проверка данного прибора учета электрической энергии, в ходе которой выявлено нарушение схемы учета электроэнергии путем подключения дополнительного силового трансформатора помимо измерительного комплекса.

Акты проверки со стороны ООО «Мельник» не подписаны, представитель Потребителя при его составлении отсутствовал, в связи с чем акт о неучтенном потреблении №22-3-0200196 не был принят АО «Алтайэнергосбыт» и был возвращен в адрес сетевой организации.

Стоимость объемов безучетного потребления ООО «Мельник» к оплате не предъявлялась.

При этом, в связи с тем, что 30.07.2018 прибор учета СЕ-303 №102265455 был признан сетевой организацией нерасчетным, объемы потребления электрической энергии с 31.07.2018 по август 2018 определены с применением расчетного способа, исходя из показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года.

Из информации ПАО «МРСК Сибири» (вх.№1812354 от 12.10.2018), поступившей в антимонопольный орган, следует, что письмом от 23.07.2018 №1.1/28.10/938 сетевая организация уведомило ООО «Мельник» о проведении в 11-00 часов 30.07.2018 проверки точек учета электроэнергии.

По результатам проведения проверки 30.07.2018г. выявлено нарушение схемы учета электроэнергии путем подключения дополнительного силового трансформатора помимо измерительного комплекса для питания электроустановок объекта ХПП, что нарушает требования пункта 145 Основных положений.

В связи с чем, ООО «Мельник» выдано предписание в срок до 30.09.2018 установить измерительный комплекс на границу балансовой принадлежности и подать заявку в Целинный РЭС для приемки учета. Монтаж учета установить в соответствии с НТД.

Также 30.07.2018 ПАО «МРСК Сибири» был составлен акт о неучтенном потреблении электроэнергии №11-3-0200196.

То есть в данном случае ПАО «МРСК Сибири» по результатам проверки на объекте, выявлено безучетное потребления электрической энергии.

В последующем из информации ПАО «МРСК Сибири» (вх.№208057 от 19.06.2020), поступившей в антимонопольный орган, следует, что актом проверки от 06.09.2018 установлено, что предписание о выносе измерительного комплекса на границу балансовой принадлежности в соответствии с п.144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442.

В акте проверки от 06.09.2018г. сетевая организация указала на необходимость исполнения предписания в соответствии с актом от 30.07.2018г.

Актом проверки от 20.11.2018 установлено неисполнение потребителем предписания о выносе измерительного комплекса на границу балансовой принадлежности, а также то, что в РУ 0,4 кВ имеются открытые токоведущие части, расположенные до измерительных ТТ, возможность опломбировки которых отсутствует, что также свидетельствует о нарушении п.2.11.18 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2013 №6.

По информации АО «Алтайэнергосбыт» (вх.№208492 от 30.06.2020) в ноябре 2018 года устранив нарушения и демонтировав дополнительный силовой трансформатор, ООО «Мельник» инициировало проверку прибора учета электроэнергии СЕ-303, установленного в отношении ХПП.

20.11.2018 сотрудниками сетевой организации проведена проверка указанного прибора учета, составлен акт с участием представителей АО «Алтайэнергосбыт» и ООО «Мельник».

Как следует, из акта от 20.11.2018 по результатам проверки комплекс учета признан расчетным и пригодным для дальнейшей эксплуатации со стороны АО «Алтайэнергосбыт».

При этом, со стороны ПАО «МРСК Сибири» комплекс учета не принят в качестве расчетного, поскольку не исполнено предписание ПАО «МРСК Сибири» об установке измерительного комплекса на границе балансовой принадлежности.

В соответствии п. 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения) приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

В соответствии п. 167 Основных положений субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

В соответствии п. 173 Основных положений проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в порядке, указанном в пункте 174 настоящего документа.

В плане-графике проведения проверок расчетных приборов учета должны быть указаны точки поставки электрической энергии, в отношении которых проводится проверка, дата и время проведения проверки с учетом режима работы объекта и форма проверки.

Основанием для проведения внеплановой проверки приборов учета является:

полученное от гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего точки поставки, расположенные в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки приборов учета в отношении обслуживаемых им точек поставки, но не более чем 10 процентов точек поставки, планируемых сетевой организацией к проверке в соответствии с указанным планом-графиком в этом же расчетном периоде;

полученное от потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) которого непосредственно или опосредованно присоединены к сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки в отношении его точек поставки;

выявление факта нарушения сохранности пломб и (или) знаков визуального контроля при проведении осмотра состояния расчетного прибора учета перед его демонтажем, осуществляемым в порядке, установленном настоящим разделом.

Согласно пункту 176 Основных положений, результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа.

Сетевая организация передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), в случае если он не участвовал в проведении проверки, копии актов проверки расчетных приборов учета в течение 3 рабочих дней после их составления.

Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.

В акте проверки приборов учета должны быть указаны:

дата, время и адрес проведения проверки, форма проверки и основание для проведения проверки;

лица, принявшие участие в проверке;

лица, приглашенные в соответствии с пунктом 171 настоящего документа для участия в проверке, но не принявшие в ней участие;

характеристики и место установки проверяемого расчетного прибора учета (измерительного трансформатора, в случае если прибор учета входит в состав измерительного комплекса или систему учета), показания прибора учета на момент проверки и дата истечения межповерочного интервала прибора учета (измерительного трансформатора);

характеристики и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на момент начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки);

результат проверки;

характеристики используемого при проведении проверки оборудования, в случае если проводится инструментальная проверка;

лица, отказавшиеся от подписания акта проверки либо несогласные с указанными в акте результатами проверки, и причины такого отказа либо несогласия.

Безучетное потребление - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности) (п.2 Основных положений).

Согласно пункту 192 Основных положений №442 по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес:

гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление;

лица, осуществившего бездоговорное потребление.

Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.

Таким образом, прибор учета электрической энергии может быть установлен как на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, так и в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

Данная позиция содержится в Постановлении Седьмого арбитражного суда апелляционной инстанции от 03.06.2020 №А03-19793/2018.

То есть установка прибора учета не на границе балансовой принадлежности не является основанием для признания прибора учета нерасчетным.

Кроме того, ООО «Мельник» использовало для определения объема потребленной электроэнергии прибор учета, входящий в состав измерительного комплекса.

Действующим законодательством не предусмотрено обязанность потребителя электрической энергии устанавливать измерительный комплекс на границе балансовой принадлежности.

Таким образом, требования ПАО «МРСК Сибири» об установке ООО «Мельник» измерительного комплекса на границе балансовой принадлежности в актах проверок расчетных приборов учета электроэнергии от 30.07.2018г., от 06.09.2018г., от 20.11.2018г., являются необоснованными.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

На основании аналитического отчета УФАС по Алтайскому краю о состоянии конкуренции (с учетом временного интервала исследования товарного рынка с мая 2018 года по май 2020 года) ПАО «МРСК Сибири» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии для объекта, расположенного по адресу: Алтайский край, Целинный район, с.Воеводское, ул.Магистральная,51, в границах балансовой принадлежности сетей Общества в административных границах Алтайского края.

Следовательно, на ПАО «МРСК Сибири» распространяются запреты, установленные в части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно информации, представленной в УФАС по Алтайскому краю гарантирующим поставщиком АО «Алтайэнергосбыт» и сетевой организацией - ПАО «МРСК Сибири» (ныне – ПАО «Россети Сибирь»), с 01.06.2020 рассматриваемый в настоящем деле объект энергоснабжения – ХПП, расположенный выбыл из владения ООО «Мельник» и данная точка поставки включена в договор с иным юридическим лицом – ООО «Воеводское ХПП».

Вместе с тем, согласно статье 41.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Акты проверок расчетных приборов учета электроэнергии составлены сетевой организацией в период с 30.07.2018г. по 20.11.2018г., поэтому оснований для прекращения рассмотрения дела в соответствии со статьей 41.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не имеется.

Таким образом, действия ПАО «Россети Сибири» (ранее - ПАО «МРСК Сибири», ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, ул.Бограда,144а, г.Красноярск), выразившиеся в необоснованном требовании об установке ООО «Мельник» измерительного комплекса на границе балансовой принадлежности в актах проверок расчетных приборов учета электроэнергии от 30.07.2018г., от 06.09.2018г., от 20.11.2018г. нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

  1. Признать ПАО «Россети Сибирь» занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на объект, расположенный по адресу: пер.Магистральный,51,с.Воеводское, Целинный район, Алтайский край в границах балансовой принадлежности сетей Общества в административных границах Алтайского края.
  2. Признать действия ПАО «Россети Сибирь», выразившиеся в необоснованном требовании об установке ООО «Мельник» измерительного комплекса на границе балансовой принадлежности, что зафиксировано в актах проверок расчетных приборов учета электроэнергии от 30.07.2018г., от 06.09.2018г., от 20.11.2018г. ущемляющими интересы ООО «Мельник» и нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Предписание ПАО «Россети Сибирь» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

Председатель Комиссии <……>

Члены Комиссии <……>

 

<……>

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня принятия решения и предписания. Также решение Комиссии может быть обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны