Протокол, выписка из протокола №№ 3426/7 ПРОТОКОЛ № 36 об административном правонарушении по делу № 0... от 7 августа 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

СПАО «ИНГОССТРАХ»

Пятницкая ул., д.12, стр. 2

г.Москва, 117997

Филиал СПАО «ИНГОССТРАХ»

в Алтайском крае

Молодежная ул., 16

г.Барнаул, 656038

Дело № 022/04/14.33-636/2020

ПРОТОКОЛ № 36

об административном правонарушении

Дата составления: 07 августа 2020 года, 14 часов 30 минут.

Место составления: Алтайский край, г. Барнаул, Ленина пр., д. 81.

Протокол составлен главным специалистом-экспертом отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы Алтайского краевого УФАС России <...> на основании решения Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 12-ФАС22-НК/10-18 в соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ в отношении СПАО «Ингосстрах» (117997, г.Москва, Пятницкая ул., 12, стр. 2, ОГРН 1027739362474), в действиях которого содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

СПАО «Ингосстрах» о дате, времени и месте составления и подписания протокола извещено надлежащим образом. Уведомление о составлении протокола получено Обществом 22 июля 2020 года, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80087150473843.

На подписание и составление протокола законный представитель СПАО «Ингосстрах» не явился, направил представителя <...> по доверенности № 7604726-731/20 от 01.07.2020г.

Данные о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении:

1.Наименование юридического лица: Страховое публичное акционерное общество «Ингосстрах» (СПАО «Ингосстрах»)

2.Место нахождения юридического лица: 117997, г.Москва, Пятницкая ул., 12, стр. 2

3.ОГРН: 1027739362477

4.ИНН/КПП: 7705042179/775001001

5.Сведения о филиалах, представительствах: Филиал СПАО «Ингосстрах» в Алтайском крае, 656038, Молодежная ул., 16

6.Сведения о законном представителе юридического лица: генеральный директор <...>

7. Сведения о совершенных административных правонарушениях (в течение года): нет данных.

Права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст.ст. 25.1, 24.2 КоАП РФ

  1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
  2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
  3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
  4. Мне разъяснено мое право, пользоваться услугами переводчика. В его услугах я не нуждаюсь, русским языком владею хорошо.
  5. При наличии смягчающих обстоятельств, приложить подтверждающие документы.

Права и обязанности мне разъяснены и понятны_____________________________

подпись лица, в отношении которого ведется

производство по делу об административном правонарушении

Место, дата, время совершения правонарушения: Алтайский край, г.Барнаул, 08 мая 2018г.

Факт недобросовестной конкуренции со стороны СПАО «Ингосстрах» установлен 16 июля 2020 года Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, что отражено в решении по делу № 12-ФАС22-НК/10-18, которое, в силу части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса.

Событие (существо) правонарушения:

дело № 12-ФАС22-НК/10-18 возбуждено в соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в связи с неисполнением СПАО «ИНГОССТРАХ» предупреждения № 10 от 22.06.2018г. о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выданного по результатам рассмотрения обращения АО «СОГАЗ» на недобросовестные действия СПАО «ИНГОССТРАХ» при участии в запросе котировок №0517300004718000009.

Обращаясь в антимонопольный орган, заявитель указал, что СПАО «Ингосстрах», участвуя в запросе котировок, необоснованно занизило размер страховой премии при расчете цены контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров для нужд Муниципального унитарного предприятия города Бийска «Трамвайное управление», в результате чего стало победителем и получило необоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Для выявления акта недобросовестной конкуренции необходимо наличие в действиях хозяйствующего субъекта всех признаков недобросовестной конкуренции, установленных в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, актом недобросовестной конкуренции признаются действия противоправного характера, целью которых является приобретение хозяйствующим субъектом-конкурентом преимущественного положения на конкретном товарном рынке (при сопоставимости товаров по продуктовым и географическим границам определенного товарного рынка).

Согласно статье 10bis «Недобросовестная конкуренция» Конвенции по охране промышленной собственности, заключенной в г. Париже 20 марта 1883 года, актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Антимонопольным органом установлено, что АО «СОГАЗ» и СПАО «ИНГОССТРАХ» осуществляют деятельность на одном товарном рынке – рынке по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, в границах Алтайского края, следовательно, являются конкурентами.

Согласно материалам дела, 24 апреля 2018 года на официальном сайте в сети Интернет http://zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запросе котировок № 0517300004718000009 на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров для нужд Муниципального унитарного предприятия города Бийска «Трамвайное управление».

Начальная (максимальная) цена контракта установлена Заказчиком в размере 474 803,89 рублей.

08 мая 2018 года на сайте http://zakupki.gov.ru размещен Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в указанном запросе котировок, с изменениями от 10.05.2018г., согласно которому было подано три заявки:

- заявка № 1 АО «СОГАЗ» с указанием даты и времени подачи заявки: 25.04.2018 08:01 и предлагаемой цены (стоимости) – 474843,89 руб.;

- заявка № 2 СПАО «ИНГОССТРАХ» с указанием даты и времени подачи заявки: 26.04.2018 08:00 и предлагаемой цены (стоимости) – 474803,33 руб.;

- заявка № 3 АО «АльфаСтрахование» с указанием даты и времени подачи заявки: 03.05.2018 13:05 и предлагаемой цены (стоимости) – 474843,89 руб.

Победителем запроса признан участник с номером заявки № 2 – СПАО «ИНГОССТРАХ», предложившее меньшую цену контракта.

В Техническом задании, являющемся неотъемлемой частью проекта Контракта, указано, что услуги по страхованию гражданской ответственности должны оказываться в соответствии с требованиями Федерального закона от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», Указанием Центрального банка РФ от 31.10.2016 № 4175-У «О предельных (минимальных и максимальных) значений страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров», постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 № 1484 «Об утверждении Правил определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров», Правилами обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, утвержденных постановлением Президиума Национального Союза Страховщиков Ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее – Закон об ОС ГОП) страховой тариф (ставка страховой премии с единицы страховой суммы) определяется в договоре обязательного страхования по соглашению сторон с ограничениями, установленными настоящей статьей.

Страховой тариф по каждому из рисков, подлежащих страхованию по договору обязательного страхования, определяется в расчете на одного пассажира в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов, в том числе от обеспечиваемого перевозчиком уровня безопасности перевозок и технического состояния транспортных средств перевозчика. Оценка страхового риска осуществляется страховщиком при заключении договора обязательного страхования (часть 2 статьи 11 Закона об ОС ГОП).

Центральным банком Российской Федерации установлены предельные (минимальные и максимальные) значения страховых тарифов в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов с указанием максимального размера расходов на осуществление обязательного страхования и размера отчислений в компенсационный фонд (часть 3 статьи 11 Закона об ОС ГОП).

Страховая премия по каждому из рисков, подлежащих страхованию по договору обязательного страхования, определяется как произведение количества пассажиров, страховой суммы по каждому риску, указанной в договоре обязательного страхования в соответствии с частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и соответствующего страхового тарифа, определенного в процентах от страховой суммы (часть 4 статьи 11 Закона об ОС ГОП).

Общий размер страховой премии по договору обязательного страхования определяется путем суммирования страховых премий, определенных по каждому из рисков, и устанавливается договором обязательного страхования (часть 5 статьи 11 Закона об ОС ГОП).

В силу части 2 статьи 8 Закона об ОС ГОП в договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:

1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира;

2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира;

3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира.

Согласно пункту 1 приложения 1 к Указанию Банка России минимальные значения страховых тарифов по обязательному страхованию в расчете на одного пассажира следующие:

Вид транспорта и

вид перевозок

Минимальные страховые тарифы (процентов от страховой суммы) (%)

Минимальные страховые тарифы (процентов от страховой суммы) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу

По риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни

По риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью

При отсутствии в договоре страхования франшизы

При наличии в договоре страхования франшизы

Городской наземный электрический транспорт – перевозки трамваями

0,0000000887

0,0000013499

0,0000000537

0,0000000430

Таким образом, расчет минимально возможной страховой премии в соответствии с законодательством должен выглядеть следующим образом:

количество пассажиров * страховую сумму по каждому из рисков * страховой тариф в соответствии с указанием Банка России № 4175-У.

МУП города Бийска «Трамвайное управление» (Заказчик) произведен расчет количества пассажиров в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 № 1484 «Об утверждении Правил определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров», который составил 16 483 900 человек.

Франшиза при этом, по условиям документации о проведении запроса котировок, не установлена.

По риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира: 16 483 900 * 2 025 000 *0,0000000887 = 29607,97 руб.

По риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира: 16 483 900 * 2 000 000 *0,0000013499= 445032,33 руб.

По риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира:

16 483 900 * 23 000 *0,0000000537 = 203,59 руб.

Итого общая минимальная страховая премия составляет:

29607,97 + 445032,33 + 203,59 = 474 843,89 рублей.

Заказчиком при расчете начальной (максимальной) цены контракта в соответствии со статьями 8, 11 Закона ОС ГОП, а также Указанием ЦБ РФ, применены минимальные тарифы, причем без включения условия о наличии в договоре страхования франшизы, и минимальные страховые суммы, соответственно начальная (максимальная) цена контракта составила 474 843,89 рублей. В этой связи все участники запроса котировок должны были предложить цену контракта, равную начальной (максимальной) цене и являющейся минимальной в силу Закона об ОС ГОП.

Однако, СПАО «ИНГОССТРАХ» предложило цену контракта в размере 474 803,33 рублей, что позволило Обществу стать победителем запроса котировок №0517300004718000009.

В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.

Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

В виду того, что СПАО «ИНГОССТРАХ» подано ценовое предложение ниже максимально возможной цены контракта, установленной Заказчиком, контракт заключен по цене, предложенной его победителем.

СПАО «ИНГОССТРАХ» представлен расчет суммы предложенной цены контракта 474 803,33 рублей, а именно:

Страховая сумма в соответствии с ч.2 ст.8 Закона об ОС ГОП

Страховые тарифы %

Количество пассажиров

Сумма премии по риску (руб.)

2 025 000,00 (причинение вреда жизни пассажира)

0,0000000887

16 483 900

29607,97

2 000 000,00 (причинение вреда здоровью пассажира)

0,0000013499

16 483 900

445 032,33

23 000,00 (причинение вреда имуществу пассажира)

0,0000000430

16 483 900

163,03

   

Итого сумма премии:

474 803,33

Таким образом, СПАО «ИНГОССТРАХ» занизило цену контракта в связи с некорректным применением при расчете страховой премии по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира страхового тарифа, включающего условие франшизы в договоре страхования, что противоречит условиям документации Заказчика о проведении запроса котировок, которая данного условия не содержала, а предполагала отсутствие в договоре такого условия путем применения соответствующих расчетов при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции.

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

СПАО «ИНГОССТРАХ», рассчитывая цену контракта, необоснованно при расчете страховой премии по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира применило страховой тариф с условием наличия в договоре страхования франшизы, и, предложив в итоге наименьшую сумму начальной цены контракта в размере 474 803,33 рублей, стало победителем запроса котировок №0517300004718000009.

Действия СПАО «ИНГОССТРАХ» противоречат требованиям добропорядочности (добросовестной ценовой конкуренции), разумности и справедливости.

СПАО «ИНГОССТРАХ» своими неправомерными действиями по занижению страхового тарифа, и в итоге начальной (максимальной) цены контракта (страховой премии), получило преимущество, увеличив количество своих страхователей, поскольку заказчик заключил контракт именно с СПАО «ИНГОССТРАХ». Таким образом, в действиях СПАО «ИНГОССТРАХ» имеется направленность на получение необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемые действия СПАО «ИНГОСТРАХ» являются актом недобросовестной конкуренции в соответствии со статьей 14.8 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1-14.7 настоящего Федерального закона.

Поскольку заявка СПАО «Ингосстрах» содержала его согласие исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, при этом предложенная им цена контракта была рассчитана, исходя из наличия условия о франшизе по риску причинения вреда имуществу, в то время как такое условие в контракте отсутствовало, Обществом осуществлен расчет страховой премии с нарушением условий контракта и принципов добропорядочности, разумности и справедливости.

Таким образом, применение СПАО «Ингосстрах» пониженного минимального страхового тарифа при расчете страховой премии по контракту было направлено на получение необоснованного преимущества при участии в закупке по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, участвующими в запросе котировок.

Согласно статьей 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Действия СПАО «Ингосстрах» указывают на событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ

В соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Протокол об административном правонарушении составлен на девяти страницах в отсутствии законного представителя СПАО «Ингосстрах», в присутствии представителя <...> по доверенности № 7604726-731/20 от 01.07.2020г.

Копия протокола будет направлена в адрес СПАО «Ингосстрах» заказным письмом с уведомлением о вручении, а также вручена представителю.

С протоколом об административном правонарушении ознакомлен(а), копию протокола об административном правонарушении на девяти страницах получил(а)

Подпись представителя лица, в отношении которого

ведется производство по делу______________________________________

Подпись должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении <...> __________________________________

Связанные организации

Связанные организации не указаны