Решение №3614/9 Жалоба №227884 от 24 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 022/07/3-556/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 августа 2022 г.                                                  г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 24 августа 2022 г.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее -  Комиссия УФАС), в составе:

Председателя Комиссии:

К– заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок;

Члены Комиссии:

Б– главного специалиста – эксперта отдела контроля органов власти;

С– ведущего специалиста – эксперта отдела контроля органов власти,

от заявителя – ООО Аудиторская компания «Бизнес-Актив» (ИНН 6315531373, ОГРН 1026300967340) – (по доверенности), с использованием системы ВКС;

от заказчика – АО «Алтай-Пригород» (ИНН 2221055435, ОГРН 1032201865255) – Ф. (по доверенности), Жу. (по доверенности), Ш. (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО Аудиторская компания «Бизнес-Актив» (вх. № 227884 от 05.08.2022) на действия заказчика АО «Алтай-Пригород» (закупочной комиссии) при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ) (извещение № 0617000000222000001), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ООО Аудиторская компания «Бизнес-Актив» (вх. № 227884 от 05.08.2022) на действия заказчика АО «Алтай-Пригород» (закупочной комиссии) при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ) (извещение № 0617000000222000001).

Из содержания жалобы следует, что 12.07.2022 в ЕИС было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности для нужд АО «Алтай-Пригород» (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ) (извещение № 0617000000222000001). По мнению подателя жалобы, заказчиком нарушены требования пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», выразившиеся в нарушении порядка оценки заявок по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки». ООО Аудиторская компания «Бизнес-Актив» для оценки по показателю критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» в первой части заявки представлены следующие документы и информация: методика и описание аудиторской проверки; основные этапы аудиторской проверки и используемые при этом процедуры; программа аудиторской проверки; общий план аудита; порядок определения уровня существенности; стратегия аудита, выявление рисков; образец аудиторского заключения; образец отчета аудита; правила осуществления внутреннего контроля качества работы; информация об используемом программном обеспечении. Совокупная качественная составляющая, представленных ООО Аудиторская компания «Бизнес-Актив» документов и информации свидетельствуют об исключительном высоком** уровне предложения в отношении критерия (показателя) оценки, что соответствует максимальной оценке по указанному показателю критерия. При этом, согласно пп. 2 п. 8 протокола рассмотрения и оценки первых частей заявок открытого конкурса в электронной форме № 0617000000222000001 от 29.07.2022 по показателю критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» заявке ООО Аудиторская компания «Бизнес-Актив» присвоено 90 (18 – с учетом значимости критерия), что свидетельствует о нарушении заказчиком порядка оценки заявок. Кроме того, из шкалы оценки по показателю «Качественные характеристики объекта закупки»  объекта закупки следует, что категория оценки « «выше средней» оценивается в диапазоне от 65 по 100 баллов, т.е. исходя из субъективной оценки членов единой комиссии, по указанной категории может быть присвоена, как  оценка 65 баллов, так и 99 баллов.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении нарушений путём отмены протоколов, сформированных по итогам проведения открытого конкурса в электронной форме и проведения процедуры рассмотрения и оценки заявок повторно, в соответствии с порядком рассмотрения и оценки заявок, установленным в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме.

На заседании Комиссии УФАС представитель заявителя пояснила, что положения конкурсной документации не обжалуются.

Ко дню заседания Комиссии УФАС от заказчика поступили документы и письменные пояснения.

Представитель заказчика пояснила, что п. 19 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2604) если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке. В соответствии с п. 22 Постановления № 2604 в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки. Пунктом 23 Постановления № 2604 установлено, что в случае, указанном в п. 22 Постановления № 2604, может быть предусмотрена оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, для чего заказчик устанавливает шкалу оценки по принципу 0 или 100 баллов. По смыслу содержания п. 23 Постановления № 2604 можно сделать вывод о том, что заказчик вправе его применять в сочетании с п. 22 этого же постановления, а может руководствоваться исключительно положениями п. 22 Постановления. При оценке заявки Аудиторская компания «Бизнес-Актив» по показателю критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» закупочная комиссия пришла к выводу: «Совокупная (качественная) составляющая документа(ов) (информация) высокая, при этом не является ни исключительно высокой, ни наилучшей среди других участников закупки;  Качественная составляющая представленных документов соответствует 9 (112331569), имеет схожий уровень подготовки документов; объективно уступает заявке 2 (112272339), так как не содержит справки об используемом программном обеспечении. Кроме того закупочная комиссия испытывает сомнения относительно повышенной трудоемкости участия заказчика в процессе аудита из-за самостоятельного заполнения электронных форм, не знакомых ему ранее.».

В порядке ч. 14.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения жалобы продлен, рассмотрение жалобы назначено на 10 ч. 00 мин. 22.08.2022г.

22.08.2022 на заседании Комиссии УФАС представитель заявителя на доводах жалобы настаивала.

От заказчика поступили дополнительные письменные возражения.

На заседании Комиссии УФАС представители заказчика свою позицию поддержали, просили признать жалобу необоснованной.

Изучив имеющиеся материалы и заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему выводу.

12.07.2022 в ЕИС было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности для нужд АО «Алтай-Пригород» (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ) (извещение № 0617000000222000001).

Дата и время окончания срока подачи заявок - 28.07.2022 11:00 (МСК+4).

Дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок - 29.07.2022.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта - 01.08.2022.

Дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 02.08.2022.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 03.08.2022.

Начальная (максимальная) цена контракта - 250 000,00 руб.

Открытый конкурс проведен в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Закон о контрактной системе).

Согласно п. 3, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе электронные документы:

- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с данным Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

- порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 2 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать, в том числе, предложения по критерию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 32 (в случае установления такого критерия) – качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.

Порядок оценки заявок установлен постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Комиссией УФАС установлено, что заявки участников оцениваются, в том числе, по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», значимость критерия 20%, детализирующий показатель – «обеспечение надлежащего качества выполнения работ», значимость детализирующего показателя % - 100.

Форму оценки или шкала оценки определена следующим образом:

Значение количества баллов БХi по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей оценке по критерию оценки, рассчитывается по формуле:

БХi=Xi ,

где:

Xi – предложение участника закупки, заявка которого оценивается.

Присвоение значения Xi осуществляется по итогам изучения закупочной комиссией сведений и документов, представленных участником закупки в составе заявки на участие в закупке.

В ходе оценки закупочной комиссией, на основании предложения, поданного участником закупки, изучается следующее:

а) наличие в таком предложении предусмотренных р.III настоящего Порядка (в части описания предмета показателя) информации и документов;

б) совокупная качественная составляющая информации и документов, представленных в таком предложении.

По итогам изучения заявки на участие в закупке, поданной ее участником, каждый член закупочной комиссии присваивает изучаемой характеристике (свойству) свое значение в баллах по следующей шкале оценки:

Категория

оценки

Признаки категории оценки

Диапазон значений в баллах

  1.  
  1.  
  1.  

минимальная

Информация и документы отсутствуют.

0

ниже средней

Представлена преимущественно информационная составляющая предложения. Совокупная качественная составляющая такой информации является низкой.

свыше 0 до 20

средняя

Представлены как информация, так и документы. Совокупная качественная составляющая таких информации и документов свидетельствует о стандартном* уровне предложения в отношении критерия (показателя) оценки.

от 20 до 65

выше средней

Представлены как информация, так и документы. Совокупная качественная составляющая таких информации и документов свидетельствует о высоком** уровне предложения в отношении критерия (показателя) оценки.

от 65 до 100

максимальная

Представлены как информация, так и документы. Совокупная качественная составляющая таких информации и документов свидетельствует об исключительном высоком** (о наилучшем среди других участников закупки) уровне предложения в отношении критерия (показателя) оценки.

100

 

* стандартный уровень предложения в отношении критерия (показателя) оценки означает, что:

  • участником закупки обеспечиваются минимальные требования законодательства РФ;
  • представленные данные не позволяют дать оценку системно-целевого подхода участника закупки в отношении процессов, оказывающих влияние на уровень качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик;

** высокий уровень предложения в отношении критерия (показателя) оценки означает, что:

  • участником закупки обеспечиваются минимальные требования законодательства РФ; представленные данные позволяют дать оценку системно-целевого подхода участника закупки в отношении процессов, оказывающих влияние на уровень качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик.

Для оценки показателя критерия участник закупки предоставляет следующие сведения:

  • сведения о методике выполнения (оказания) предстоящих работ (услуг), включающую в себя порядок взаимодействия структурных подразделений (специалистов) участника закупки при выполнении работ (услуг);
  • о детализации выполнения работ (оказания услуг), предусматривающий стадийность выполнения работ (оказания услуг) исходя из требований технического задания закупки;
  • сведения о системе контроля за качеством выполнения работ (оказания услуг);
  • сведения об используемом программном обеспечении, необходимом для выполнения работ (оказания услуг).

Комиссия УФАС отмечает, что в соответствии с ч. 12 ст. 99, ч. 6 ст. 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.

Вместе с тем, Комиссией УФАС установлено, что для оценки показателя критерия участник закупки ООО Аудиторская компания «Бизнес-Актив» представлены следующие документы и информация: методика и описание аудиторской проверки; основные этапы аудиторской проверки и используемые при этом процедуры; программа аудиторской проверки; общий план аудита; порядок определения уровня существенности; стратегия аудита, выявление рисков; образец аудиторского заключения; образец отчета аудита; правила осуществления внутреннего контроля качества работы; автоматизация обработки учетной информации.

В заявке победителя для оценки показателя критерия представлены следующие документы: методика проведения аудиторского задания; методика проведения аудиторской проверки; правила проведения внутреннего контроля качества и сведения об используемом программном обеспечении.

На заседании Комиссии УФАС представители заказчика пояснили, что из анализа предоставленных документов по указанному критерию по заявке ООО Аудиторская компания «Бизнес-Актив» закупочная комиссия пришла к выводу: «Совокупная (качественная) составляющая документа(ов) (информация) высокая, при этом не является ни исключительно высокой, ни наилучшей среди других участников закупки;  Качественная составляющая представленных документов соответствует 9 (112331569), имеет схожий уровень подготовки документов; объективно уступает заявке 2 (112272339), так как не содержит справки об используемом программном обеспечении. Кроме того закупочная комиссия испытывает сомнения относительно повышенной трудоемкости участия заказчика в процессе аудита из-за самостоятельного заполнения электронных форм, не знакомых ему ранее. Предоставленная в составе заявке информация об используемом программном обеспечении содержит только сведения об использовании участником программ: Аудит-XP, Ваш финансовый аналитик, в связи с чем, закупочной комиссией было принято решение о соответствии заявки категории оценки «выше средней» и присвоении 90 баллов».

Так же, представители заказчика пояснили, что из анализа предоставленных документов по указанному критерию по заявке победителя закупочная комиссия пришла к выводу: «Участником представлен полный комплект документов и информации. Документы  систематизированы, объемны, обладают полнотой информации. В связи с предоставлением справки об используемом программном обеспечении единственной организацией-участником, это отмечено комиссией как преимущественная составляющая. Совокупная качественная составляющая информации и документов свидетельствует об исключительном высоком (о наилучшем среди других участников закупки) уровне предложения в отношении критерия (показателя) оценки. В составе документов победителя присутствовал отдельный документ, который раскрывал сведения об используемом программном обеспечении, а именно: Microsoft Office, Excel, Консультант+, База 1с, в связи с чем, закупочной комиссией было принято решение о соответствии заявки категории оценки «максимальная» и присвоении 100 баллов».

Таким образом, с учетом пояснений представителей заказчика, существенное отличие заявок было лишь в сведениях, предоставленных участниками закупки, относительно программного обеспечения, необходимого для выполнения работ (оказания услуг) по закупке. При сравнении предоставленных сведений по количественному признаку установлено, что заявителем предоставлены сведения об использовании 2 программ, победителем закупки  - 4.

Таким образом, оформляя заявку с учетом требования, установленного в закупочной документации о предоставлении сведений об используемом программном обеспечении, необходимых для оценки заявок по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», участники закупок самостоятельно на свое усмотрение предоставляли соответствующие сведения, которые, по их мнению, являлись достаточными для оценки по указанному критерию.

В рассматриваемой части Комиссия УФАС обращает внимание, что действия комиссии антимонопольного органа не могут выходить за пределы его полномочий при рассмотрении жалоб, не могут подменять действия Закупочной комиссии с возложенными на нее полномочиями по оценке и сопоставлению заявок, поданных для участия в закупке, с присвоением соответствующих баллов.

Рассматривая жалобу на закупку, которая проводилась в порядке Закона о контрактной системе, Комиссией УФАС нарушения порядка оценки заявок не установлено: баллы были присвоены в соответствии с системой, установленной документацией (которая заявителем не обжалуется), сведения об используемом программном обеспечении заявителя, очевидно, количественно уступают победителю. 

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО Аудиторская компания «Бизнес-Актив» (ИНН 6315531373, ОГРН 1026300967340) – необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии     

____________________________

<...>

 

Члены комиссии:

 

_____________________________

 

<...>

 

 

_____________________________

 

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны