Определение №№ 139/7 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела по признакам нарушения законо... от 18 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Ракурс плюс»

Кривощековская ул., 15, корп.3, оф. 208

г.Новосибирск, 630007

АО «Азиатско-Тихоокеанский Банк»

Амурская ул., 225

г.Благовещенск, 675004

Амурская область

Дело № 022/05/28-28/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела по признакам нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

18 января 2022г. г. Барнаул

Председатель Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, руководитель управления <...>, рассмотрев материалы отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы о распространении в городе Барнауле рекламы кредитного продукта АО «Азиатско-Тихоокеанский Банк»,

УСТАНОВИЛ:

14 декабря 2021 года управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю в целях осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства о рекламе проведено наблюдение рекламы, распространяемой в городе Барнауле с использованием рекламных конструкций.

В результате наблюдения установлено, что на пересечении пр.Красноармейский и ул.Молодежная, напротив дома № 31 по ул. Молодежной, установлен цифровой билборд №29, посредством которого транслируется реклама Банка АТБ «Подарки для всех! Кредиты наличными от 5,5%...».

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Распространенная в городе Барнауле посредством рекламной конструкции информация Банка АТБ «Подарки для всех! Кредиты наличными от 5,5%...» полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к кредитной организации – Банк АТБ, кредитному продукту от 5,5%, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке среди аналогичных товаров.

Федеральным законом «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) установлены особенности распространения рекламы финансовых услуг.

Так согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» к условиям, определяющим полную стоимость кредита, отнесены следующие платежи заемщика:

1) по погашению основной суммы долга по договору потребительского кредита (займа);

2) по уплате процентов по договору потребительского кредита (займа);

3) платежи заемщика в пользу кредитора, если обязанность заемщика по таким платежам следует из условий договора потребительского кредита (займа) и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от совершения таких платежей;

4) плата за выпуск и обслуживание электронного средства платежа при заключении и исполнении договора потребительского кредита (займа);

5) платежи в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по уплате таких платежей следует из условий договора потребительского кредита (займа), в котором определены такие третьи лица, и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от заключения договора с третьим лицом;

6) сумма страховой премии по договору страхования в случае, если выгодоприобретателем по такому договору не является заемщик или лицо, признаваемое его близким родственником;

7) сумма страховой премии по договору добровольного страхования в случае, если в зависимости от заключения заемщиком договора добровольного страхования кредитором предлагаются разные условия договора потребительского кредита (займа), в том числе в части срока возврата потребительского кредита (займа) и (или) полной стоимости кредита (займа) в части процентной ставки и иных платежей.

Кроме того, с учетом части 4.1 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» при определении полной стоимости потребительского кредита (займа) все платежи, предшествующие дате перечисления денежных средств заемщику, также включаются в состав платежей, осуществляемых заемщиком на дату начального денежного потока (платежа).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В рассматриваемой рекламе даны условия, влияющие на сумму расходов, информация об указанных условиях формально присутствует в рекламе. Однако данные сведения выполнены мелким, по сравнению с основным рекламным текстом, шрифтом и транслируются короткое время (5 сек.), что делает невозможным восприятие данных условий, их прочтение, и вводит в заблуждение потребителя относительно условий рекламируемого кредита.

С учетом изложенного, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения частей 2, 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации – способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламной конструкции и способом размещения на ней рекламы, шрифта текста рекламы, местоположения конструкции), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

Закон о рекламе предъявляет общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».

Информация об условиях, влияющих на полную стоимость кредита, являющаяся менее привлекательной для заемщика, должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими, привлекательными, условиями, так как она может существенно изменить стоимость кредита и повлиять на сумму расходов по кредиту для потенциального заемщика. Её отсутствие в рекламе искажает смысл рекламы и вводит в заблуждение потребителей относительно стоимости кредита для заемщика, что указывает на признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из положений части 6 статьи 38 Закона о рекламе следует, что за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частями 2, 3 статьи 28 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

По информации, предоставленной ИП К<...>., указанный рекламно-информационный материал размещался на основании договора № 1_Кир от 01.05.2021г. на размещение рекламы, заключенного между ИП Кириковым С.В. и ООО «Ракурс плюс» (Заказчик), ИНН 5406802332, 630007 ,г.Новосибирск, Кривощековская ул., 15, корп. 3, оф. 208.

Рекламный материал, исходя из содержания рекламы, размещался в интересах АО «Азиатско-Тихоокеанский Банк», ИНН 2801023444, 675004, Амурская область, г.Благовещенск, Амурская ул., 225.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1.Возбудить производство по делу № 022/05/28-28/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2.Признать лицами, участвующим в деле:

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – рекламодатель ООО «Ракурс плюс» (Заказчик), ИНН 5406802332, 630007 ,г.Новосибирск, Кривощековская ул., 15, корп. 3, оф. 208,

- заинтересованное лицо - АО «Азиатско-Тихоокеанский Банк», ИНН 2801023444, 675004, Амурская область, г.Благовещенск, Амурская ул., 225.

3.Назначить дело № 022/05/28-28/2022 к рассмотрению на 11 февраля 2022 года в 14-00 часов по местному времени по адресу: г. Барнаул, Пролетарская ул., 65 (6 этаж) посредством системы видеоконференцсвязи, для чего лицам, участвующим в деле, необходимо в назначенное время пройти по ссылке конференции: https://fas2.tconf.rt.ru/c/1476853684.

При участии представителей при рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при себе иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт), доверенность. В случае неявки представителей сторон в указанное время, дело будет рассмотрено в порядке, предусмотренном Правилами.

4. ООО «Ракурс плюс» в срок до 08 февраля 2022 года представить в адрес управления копии следующих документов:

  • договор с рекламодателем (со всеми приложениями), заявки, платежные поручения и иные документы, на основании которых осуществлялось изготовление и размещение рассматриваемой рекламы;
  • сведения, переданные рекламодателем для изготовления (производства) рассматриваемой рекламы;
  • согласованный макет рекламы;
  • письменные пояснения по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Копии документов должны быть заверены надлежащим образом и направлены с описью вложения.

5. АО «Азиатско-Тихоокеанский Банк» в срок до 08 февраля 2022 года представить в адрес управления копии следующих документов:

  • договор с рекламораспространителем (со всеми приложениями), заявки, платежные поручения и иные документы, на основании которых осуществлялось изготовление и размещение рассматриваемой рекламы;
  • согласованный макет рекламы;
  • утвержденные условия рекламируемого кредитного продукта «КРЕДИТ от 5,5%»;
  • дислокация мест размещения рассматриваемой рекламы на территории Российской Федерации;
  • письменные пояснения по обстоятельствам дела.

Копии документов должны быть заверены надлежащим образом и направлены с описью вложения.

Обращаю Ваше внимание, что непредставление или несвоевременное представление в антимонопольный орган сведений, а равно представление их в неполном объеме или искаженном виде, влечет административную ответственность в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии <...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны