Определение №№ 139/7 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела по признакам нарушения законо... от 18 января 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «Ракурс плюс»
Кривощековская ул., 15, корп.3, оф. 208
г.Новосибирск, 630007
АО «Азиатско-Тихоокеанский Банк»
Амурская ул., 225
г.Благовещенск, 675004
Амурская область
Дело № 022/05/28-28/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возбуждении дела по признакам нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
18 января 2022г. г. Барнаул
Председатель Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, руководитель управления <...>, рассмотрев материалы отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы о распространении в городе Барнауле рекламы кредитного продукта АО «Азиатско-Тихоокеанский Банк»,
УСТАНОВИЛ:
14 декабря 2021 года управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю в целях осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства о рекламе проведено наблюдение рекламы, распространяемой в городе Барнауле с использованием рекламных конструкций.
В результате наблюдения установлено, что на пересечении пр.Красноармейский и ул.Молодежная, напротив дома № 31 по ул. Молодежной, установлен цифровой билборд №29, посредством которого транслируется реклама Банка АТБ «Подарки для всех! Кредиты наличными от 5,5%...».
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Распространенная в городе Барнауле посредством рекламной конструкции информация Банка АТБ «Подарки для всех! Кредиты наличными от 5,5%...» полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к кредитной организации – Банк АТБ, кредитному продукту от 5,5%, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке среди аналогичных товаров.
Федеральным законом «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) установлены особенности распространения рекламы финансовых услуг.
Так согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» к условиям, определяющим полную стоимость кредита, отнесены следующие платежи заемщика:
1) по погашению основной суммы долга по договору потребительского кредита (займа);
2) по уплате процентов по договору потребительского кредита (займа);
3) платежи заемщика в пользу кредитора, если обязанность заемщика по таким платежам следует из условий договора потребительского кредита (займа) и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от совершения таких платежей;
4) плата за выпуск и обслуживание электронного средства платежа при заключении и исполнении договора потребительского кредита (займа);
5) платежи в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по уплате таких платежей следует из условий договора потребительского кредита (займа), в котором определены такие третьи лица, и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от заключения договора с третьим лицом;
6) сумма страховой премии по договору страхования в случае, если выгодоприобретателем по такому договору не является заемщик или лицо, признаваемое его близким родственником;
7) сумма страховой премии по договору добровольного страхования в случае, если в зависимости от заключения заемщиком договора добровольного страхования кредитором предлагаются разные условия договора потребительского кредита (займа), в том числе в части срока возврата потребительского кредита (займа) и (или) полной стоимости кредита (займа) в части процентной ставки и иных платежей.
Кроме того, с учетом части 4.1 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» при определении полной стоимости потребительского кредита (займа) все платежи, предшествующие дате перечисления денежных средств заемщику, также включаются в состав платежей, осуществляемых заемщиком на дату начального денежного потока (платежа).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В рассматриваемой рекламе даны условия, влияющие на сумму расходов, информация об указанных условиях формально присутствует в рекламе. Однако данные сведения выполнены мелким, по сравнению с основным рекламным текстом, шрифтом и транслируются короткое время (5 сек.), что делает невозможным восприятие данных условий, их прочтение, и вводит в заблуждение потребителя относительно условий рекламируемого кредита.
С учетом изложенного, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения частей 2, 3 статьи 28 Закона о рекламе.
Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации – способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламной конструкции и способом размещения на ней рекламы, шрифта текста рекламы, местоположения конструкции), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.
Закон о рекламе предъявляет общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».
Информация об условиях, влияющих на полную стоимость кредита, являющаяся менее привлекательной для заемщика, должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими, привлекательными, условиями, так как она может существенно изменить стоимость кредита и повлиять на сумму расходов по кредиту для потенциального заемщика. Её отсутствие в рекламе искажает смысл рекламы и вводит в заблуждение потребителей относительно стоимости кредита для заемщика, что указывает на признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Из положений части 6 статьи 38 Закона о рекламе следует, что за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частями 2, 3 статьи 28 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
По информации, предоставленной ИП К<...>., указанный рекламно-информационный материал размещался на основании договора № 1_Кир от 01.05.2021г. на размещение рекламы, заключенного между ИП Кириковым С.В. и ООО «Ракурс плюс» (Заказчик), ИНН 5406802332, 630007 ,г.Новосибирск, Кривощековская ул., 15, корп. 3, оф. 208.
Рекламный материал, исходя из содержания рекламы, размещался в интересах АО «Азиатско-Тихоокеанский Банк», ИНН 2801023444, 675004, Амурская область, г.Благовещенск, Амурская ул., 225.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1.Возбудить производство по делу № 022/05/28-28/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2.Признать лицами, участвующим в деле:
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – рекламодатель ООО «Ракурс плюс» (Заказчик), ИНН 5406802332, 630007 ,г.Новосибирск, Кривощековская ул., 15, корп. 3, оф. 208,
- заинтересованное лицо - АО «Азиатско-Тихоокеанский Банк», ИНН 2801023444, 675004, Амурская область, г.Благовещенск, Амурская ул., 225.
3.Назначить дело № 022/05/28-28/2022 к рассмотрению на 11 февраля 2022 года в 14-00 часов по местному времени по адресу: г. Барнаул, Пролетарская ул., 65 (6 этаж) посредством системы видеоконференцсвязи, для чего лицам, участвующим в деле, необходимо в назначенное время пройти по ссылке конференции: https://fas2.tconf.rt.ru/c/1476853684.
При участии представителей при рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при себе иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт), доверенность. В случае неявки представителей сторон в указанное время, дело будет рассмотрено в порядке, предусмотренном Правилами.
4. ООО «Ракурс плюс» в срок до 08 февраля 2022 года представить в адрес управления копии следующих документов:
- договор с рекламодателем (со всеми приложениями), заявки, платежные поручения и иные документы, на основании которых осуществлялось изготовление и размещение рассматриваемой рекламы;
- сведения, переданные рекламодателем для изготовления (производства) рассматриваемой рекламы;
- согласованный макет рекламы;
- письменные пояснения по признакам нарушения законодательства о рекламе.
Копии документов должны быть заверены надлежащим образом и направлены с описью вложения.
5. АО «Азиатско-Тихоокеанский Банк» в срок до 08 февраля 2022 года представить в адрес управления копии следующих документов:
- договор с рекламораспространителем (со всеми приложениями), заявки, платежные поручения и иные документы, на основании которых осуществлялось изготовление и размещение рассматриваемой рекламы;
- согласованный макет рекламы;
- утвержденные условия рекламируемого кредитного продукта «КРЕДИТ от 5,5%»;
- дислокация мест размещения рассматриваемой рекламы на территории Российской Федерации;
- письменные пояснения по обстоятельствам дела.
Копии документов должны быть заверены надлежащим образом и направлены с описью вложения.
Обращаю Ваше внимание, что непредставление или несвоевременное представление в антимонопольный орган сведений, а равно представление их в неполном объеме или искаженном виде, влечет административную ответственность в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии <...>