Решение б/н Решение по делу № 6-ФАС22-АМ/04-15 от 25 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 Р Е Ш Е Н И Е  № 6-ФАС22-АМ/04-15

Резолютивная часть Решения оглашена 28.04.2015 г.

В полном объеме Решение изготовлено 15.05.2015 г.                                                             г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Смирнова Л.И.   –  заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

В<…>,

К<…>,

Ч<…>, рассмотрев дело № 6-ФАС22-АМ/04-15 по признакам нарушения ООО “Автобусные билеты ” (656015, г. Барнаул, пл. Победы, д. 12), ООО “Артмарк” (656038, г. Барнаул, ул. Путиловская, 20г)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,                                                                

                                                                            УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю по электронной почте поступило на рассмотрение заявление Д<…> (вх. № 676 от 26.01.2015 г.) по вопросу законности и обоснованности взимания дополнительного сбора за предварительную продажу билетов с пассажиров на автобусы междугородних рейсов.

Из документов и материалов, представленных в управление ФАС по Алтайскому краю следует, что ООО “Автобусные билеты” ведет деятельность на территории Барнаульского автовокзала по продаже билетов на рейсы перевозчиков по внутрикраевым (внутриобластным) и межобластным (межреспубликанским) маршрутам, включая такси.

Между ООО “Автобусные билеты” и ООО “Артмарк” заключен договор субаренды №45/1 от 01.01.2015 г., на основании которого, арендатор предоставляет, а субарендатор принимает во временное владение и пользование часть площадей первого, второго этажей здания автовокзала, расположенного по адресу: г. Барнаул, пл. Победы, д. 12.

Кроме того, между ООО “Автобусные билеты” и ООО “Артмарк” заключен договор №1/у от 01 от 01.01.2014 года об оказании информационных и технических услуг с использованием системы Галактики и программных модулей системы Е-Автовокзал.

10.11.2014 года ООО “Автобусные билеты” направило письмо в ООО “Артмарк” с просьбой о внесении изменений в программное обеспечении системы Е-Автовокзал для организации продажи билетов более чем за 10 суток до отправления транспортного средства.

Далее, приказом от 12.12.2014 г. №8/01-01 ООО “Автобусные билеты” ввело сбор за предварительную продажу билетов для проезда в междугороднем сообщении более чем за 10 суток в размере 20 рублей. Информация о сборе доведена до сведения пассажиров на сайте и в билетных кассах. Сбор именуется в билете, как предварительный заказ.

Из объяснений ООО “Автобусные билеты” следует, что согласно п. 51 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112, продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства, что исключает взимание какого-либо комиссионного сбора при продаже билетов в указанный промежуток времени. Вместе с тем, продажа билетов более чем за 10 суток является самостоятельной услугой, которая предлагается Обществом пассажирам за плату.

Также на рынке по продаже электронных автобусных билетов действует иной хозяйствующий субъект ООО “Артмарк”. Общество осуществляет только интернет-продажи и продажи электронных билетов.

Приказом от 11.01.2010 г. №2 ООО “Артмарк” ввело сбор с пассажиров при продаже электронных автобусных билетов в размере 20 рублей или 7% от операции продажи, в связи с необходимостью поддержки кассы по продаже электронных автобусных билетов, а именно ее обслуживание и консультации пассажиров.

Приказом антимонопольного органа от 26.03.2015 г. №55  возбуждено дело №6-ФАС22-АМ/03-15 в отношении ООО “Автобусные билеты”, ООО “Артмарк” по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с поступившим заявлением Д<…>, управлением ФАС по Алтайскому краю был проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг пассажирских терминалов, связанных с междугородными автобусными пассажирскими перевозками, в части услуг по продаже билетов с выездом из г. Барнаула.

В результате проведенного анализа установлено, что на исследуемом товарном рынке в указанных географических границах присутствуют 2 хозяйствующих субъекта. Доля ООО “Автобусные билеты” составила 94,8%, доля ООО “Артмарк” составила 5,2%.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239  «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси, входят в  Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

Для объективного рассмотрения данного дела, управлением ФАС по Алтайскому краю был направлен запрос (исх. №1179/5 от 26.03.2015 г.) в управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов по поводу законности и обоснованности взимания дополнительного сбора за предварительную продажу билетов с пассажиров на автобусы междугородних рейсов.

Из ответа управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (исх. №30-11/П/901 от 14.04.2015 г.) следует, что полномочия управления Алтайского края по государственному регулированию цен и  тарифов закреплены положением, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 30.11.2011 № 695 (далее - Положение), в соответствии с пунктом 4.49 которого управление по тарифам утверждает тарифы на услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутрикраевым маршрутам, включая такси.

Решением управления по тарифам от 15.10.2013 № 117 утвержден предельный максимальный тариф на услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по внутрикраевым маршрутам междугородного сообщения на территории Алтайского края в размере 1,95 рублей за один пассажирокилометр.

Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», порядок продажи билетов определяется правилами перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (далее – Правила №112).

В соответствии с пунктами 50, 51 Правил №112, продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов, автостанций или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта. Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства.

В связи с чем, расходы по предварительной продаже проездных автобусных билетов за пределами сроков, установленных Правилами №112, при установлении тарифов регулирующим органом на услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам междугороднего сообщения не включаются.

Отсюда следует, что продажа билетов более чем за 10 суток является самостоятельной услугой, которая предоставляется ООО “Автобусные билеты” пассажирам за плату.

Далее, ООО “Артмарк” осуществляет только интернет – продажи и продажи электронных автобусных билетов. При продаже электронных автобусных билетов Обществом взимается дополнительный агентский сбор. Данный сбор установлен в размере 20 рублей или 7% от тарифа, для возмещения затрат, связанных с операциями эквайринга, поддержки интернет-сайтов, сетевых протоколов и линий связи.

В соответствии с пунктом 50 №112, продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов, автостанций или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.

Электронный автобусный билет – это билет, доставляемый пассажиру посредством глобальных интернет-сетей. Следовательно,  продажа электронных билетов ООО “Артмарк”, является дополнительной сервисной услугой. За пользование данной услугой потребителями  обществом взимается дополнительный агентский сбор.

Таким образом, продажа билетов осуществляется ООО “Артмарк” иным способом, чем предусмотрено Правилами №112.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135 - ФЗ  «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства и нормы права, в рассмотренных действиях ООО “Автобусные билеты”, ООО “Артмарк” отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства,                                                                                                                                      РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 6-ФАС22-АМ/04-15 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием в рассмотренных действиях ОАО “Автобусные билеты”, ООО “Артмарк” нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Председатель Комиссии                                                                                       Л.И. Смирнова

Члены Комиссии                                                                                                    В<…>

                                                                                                                              К<…>

        Ч<…>

     Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны