Решение б/н Решение по делу № 60-ФАС22-ОВ/06-15 от 29 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е  № 60-ФАС22-ОВ/06-15

Резолютивная часть решения оглашена 25 июня 2015                                    г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 08 июля 2015

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

рассмотрев дело № 60-ФАС22-ОВ/06-15 по признакам нарушения администрацией Баевского сельсовета  Баевского района Алтайского края пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном расширении перечня обязательных для предоставления документов, предъявляемых для получения разрешений на перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое (пункт 1.6 Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача уведомлений о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) на территории муниципального образования Баевский сельсовет Баевского района (утв. постановлением администрации Баевского сельсовета Баевского района Алтайского края от 15.06.2011г. № 42)),

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения плановой выездной проверки в целях контроля за соблюдением администрацией Баевского сельсовета Баевского района Алтайского края требований антимонопольного законодательства УФАС по Алтайскому краю установлено, что на территории Баевского сельсовета Баевского района действует Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача уведомлений о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) на территории муниципального образования Баевский сельсовет Баевского района, утвержденное постановлением администрации Баевского сельсовета Баевского района Алтайского края от 15.06.2011г. № 42  (далее – Административный регламент).

Пунктом 1.6 раздела 1 Административного регламента установлен перечень документов, предоставляемых заявителем для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение:

1.6.1  заявление о переводе помещения;

1.6.2 правоустанавливающие документы на переводимое помещение;

1.6.3 план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

1.6.4 поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

1.6.5.      подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения в двух экземплярах. Один экземпляр остаётся в Администрации для работы по оформлению документов, второй экземпляр после сверки передаётся на руки заявителю. В случае если представленный проект затрагивает общее имущество многоквартирного дома (инженерные сети) дополнительно предоставляется копия проекта переустройства и перепланировки помещений;

1.6.6.      выписка из Реестра муниципального (государственного) имущества, если переводимое помещение или здание, в котором расположено переводимое помещение, находится в муниципальной (государственной) собственности;

1.6.7.  заключение Отдела архитектуры Администрации Баевского района о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения;

1.6.8.      заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры;

1.6.9.      решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, если требуется использование части земельного участка для устройства отдельного входа, пешеходных дорожек, парковочных площадок, а так же если переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме и (или) реконструкции дома.

(Копии всех предоставляемых документов должны быть засвидетельствованные в нотариальном порядке либо предоставляются с подлинниками, которые после сверки с копиями предоставляемых документов возвращаются заявителю)

Отсутствие документов по перечню пункта 1.6 раздела 1 Административного регламента является основанием для отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение (абзац 3 пункта 2.8 раздела 2 Административного регламента).

В связи с установленными признаками нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» УФАС по Алтайскому краю на основании приказа № 137 от 01.06.2015 в отношении администрации Баевского сельсовета Баевского района Алтайского края возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 60-ФАС22-ОВ/06-15.

От администрации Баевского сельсовета Баевского района Алтайского края поступило ходатайство с просьбой провести заседание Комиссии без участия представителей (вх. № 157349 от 16.06.2015). 

Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 7  Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения,  возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов (пункт 2 части 1 статьи 7  Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Частью 6 статьи 7  Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа. Такими документами являются в том числе:

- документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;

- учредительные документы юридического лица;

- правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги - перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение урегулированы Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

ЖК РФ устанавливает, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

Согласно части 2 статьи 23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Частью 2.1 статьи 23 ЖК РФ предусмотрено, что заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:

1) правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

3) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.

Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений, а также с указанием перечня сведений и документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган, осуществляющий перевод помещений, запрошенные ими сведения и документы. Запрошенные сведения и документы могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа (часть 3 статьи 23 ЖК РФ).

Частью 4 статьи 23 ЖК РФ предусмотрено, что решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено обязательное требование о приложении к заявлению на перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение следующих документов: правоустанавливающих документов на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); плана переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажного плана дома.

Не смотря на то, что законодательством не предусмотрено обязательное предоставление со стороны заявителя перечисленных выше документов для перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, администрация Баевского сельсовета Баевского района Алтайского края района Алтайского края в нарушение части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определила основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги в случае непредставления определенных пунктом 1.6 раздела 1 Административного регламента документов, чем создала препятствия для хозяйствующих субъектов в получении бесплатной муниципальной услуги.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

На основании изложенного действия администрации Баевского сельсовета Баевского района Алтайского края, выразившиеся в необоснованном расширении перечня обязательных для предоставления документов, предъявляемых для получения разрешений на перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое (пункт 1.6 раздела 1 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача уведомлений о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) на территории муниципального образования Баевский сельсовет Баевского района», (утв. постановлением администрации Баевского сельсовета Баевского района Алтайского края от 15.06.2011г. № 42)), образуют нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать действия администрации Баевского сельсовета Баевского района Алтайского края, выразившиеся в утверждении постановлением администрации Баевского сельсовета Баевского района Алтайского края от 15.06.2011г. № 42 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача уведомлений о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) на территории муниципального образования Баевский сельсовет Баевского района», в котором установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством (пункт 1.6 раздела 1), -  противоречащими пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункту 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

2. Выдать администрации Баевского сельсовета Баевского района Алтайского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.  

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.  

П Р Е Д П И С А Н И Е   № 60-ФАС22-ОВ/06-15

08 июля 2015                                                                                                                   г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от «08»  июля 2015 по делу № 60-ФАС22-ОВ/06-15 по факту нарушения администрацией Баевского сельсовета  Баевского района Алтайского края пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации Баевского сельсовета  Баевского района Алтайского края в срок до 28 августа 2015 прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а именно: привести пункт 1.6 раздела 1 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача уведомлений о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) на территории муниципального образования Баевский сельсовет Баевского района», (утв. постановлением администрации Баевского сельсовета Баевского района Алтайского края от 15.06.2011г. № 42)) в соответствие с требованиями статьи 23 Жилищного кодекса РФ, пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

            О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения с предоставлением копии принятого решения.

<…>

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание:   За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

            Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.  

Связанные организации

Связанные организации не указаны