Решение №ЕК/9336/23 РЕШЕНИЕ по делу № 022/05/5-1032/2023 от 29 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<...>

656039, г.Барнаул, <...>

Заявителю

Дело № 022/05/5-1032/2023

РЕШЕНИЕ

Решение изготовлено в полном объеме 29 ноября 2023 года г.Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – врио заместителя руководителя управления,

Члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 022/05/5-1032/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по факту распространения в городе Барнауле неэтичной рекламы услуг шиномонтажа, в которой усматриваются признаки нарушения части 6 статьи 5 Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя <...>,

слушателя <...>,

в отсутствие заявителя, г.Барнаул (извещен надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

дело № 022/05/5-1032/2023 возбуждено по результатам рассмотрения поступившего в управление обращения жителя города Барнаула о распространении в городе рекламы шиномонтажной мастерской, в которой, по мнению заявителя, содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.

В доказательство предоставлены фотоснимки рекламы.

Из материалов обращения следует, что в городе Барнауле по адресу: Власихинская ул., 125е к1 рядом с шиномонтажной мастерской размещена рекламная конструкция в виде надувной фигуры – указателя (аэромена) красно-жёлтого цвета, на которой размещена реклама следующего содержания: «ДЫРКА ВАША Е*ЛЯ НАША ШИНОМОНТАЖ».

Рассматриваемая реклама содержит выражение: «ДЫРКА ВАША Е*ЛЯ НАША», выполненное заглавными буквами желтого цвета на красном фоне, которое при прочтении может восприниматься, как бранное, непристойное, о чем свидетельствует поступившее в антимонопольный орган заявление.

Федеральным законом «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) установлен запрет на использование в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений.

Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Ответственность за нарушение требований части 6 статьи 5 Закона о рекламе, согласно части 8 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Лицом, в действиях которого усмотрены признаки нарушения законодательства о рекламе, признан <...>, который, исходя из материалов дела, осуществляет деятельность в шиномонтажной мастерской по адресу: Власихинская ул., 125е к1 в городе Барнауле.

13 сентября 2023 года рассмотрение дела откладывалось по причине отсутствия в материалах дела доказательств надлежащего извещения <...> о дате, времени и месте рассмотрения дела, в связи с этим его неявкой в заседание Комиссии, а также отсутствием истребуемых от него документов и материалов. Рассмотрение дела назначено на 05 октября 2023 года.

05 октября 2023 года <...> на рассмотрение дела не явился. Комиссией установлено, что материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, о дате, месте и времени рассмотрения дела, в связи с чем, рассмотрение дела в соответствии с пунктами 32, 38 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Правила), отложено до 24 октября 2023 года.

24 октября 2023 года рассмотрение дела откладывалось до 15 ноября 2023 года по причине неявки <...> на рассмотрение дела не явился.

15 ноября 2023 года в заседание Комиссии явился <...>, который пояснил, что является самозанятым, слоган увидел в интернете, заказал рекламу; из администрации позвонили, убрал; не думал, что кого-то обидел.

Комиссия, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела, в городе Барнауле по адресу: Власихинская ул., 125е к1 рядом с шиномонтажной мастерской размещена рекламная конструкция в виде надувной фигуры – указателя (аэромена) красно-жёлтого цвета, на которой размещена следующая информация: «ДЫРКА ВАША Е*ЛЯ НАША ШИНОМОНТАЖ».

На основании статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе является - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Для квалификации информации в качестве рекламы необходимо чтобы она соответствовала следующим условиям:

- информация должна содержать указание на конкретный объект (товар, работа, услуга, юридическое лицо) и данная информация должна привлекать интерес потребителей;

- адресация информации неопределенному кругу лиц.

Объектом рекламирования в рассматриваемом случае выступает услуга шиномонтажа.

Тем самым, рекламоноситель с информацией «ДЫРКА ВАША Е*ЛЯ НАША ШИНОМОНТАЖ» направлен на привлечение внимания неопределенного круга лиц к услугам шиномонтажа, формирует и поддерживает интерес к ним, способствует продвижению на рынке, следовательно, данная информация является рекламой.

Рассматриваемая реклама содержит выражение: «ДЫРКА ВАША Е*ЛЯ НАША», выполненное заглавными буквами желтого цвета на красном фоне, которое при прочтении может восприниматься, как бранное, непристойное, о чем свидетельствует поступившее в антимонопольный орган заявление.

Законом о рекламе установлен запрет на использование в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений.

Так, согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Слово «непристойный» в соответствии с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова означает «неприличный, бесстыдный».

Слово «Бесстыдный» согласно вышеуказанному словарю означает «лишенный чувства стыда, противоречащий общественной морали, непристойный»; «Неприличный» - противоречащий правилам приличия; «Приличие» - правило поведения, вежливость, благопристойность.

Согласно Толковому словарю русского языка Т.Ф. Ефремовой, слово «непристойный» означает «крайне неприличный, бесстыдный, предосудительный»; слово «Неприличный» означает «не отвечающий, противоречащий правилам приличия, непристойный»; слово «Предосудительный» означает «заслуживающий осуждения, порицания».

В силу статьи 1 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

Комиссия приходит к выводу, что присутствие в рассматриваемом рекламном слогане «ДЫРКА ВАША Е*ЛЯ НАША…» слова «Е*ЛЯ» потребителями может восприниматься как завуалированная форма нецензурного, непристойного слова, употребляемого в ненормативной лексике, образованного от матерного корня.

Согласно словарно-справочным источникам к непристойной и нецензурной лексике (в том числе мату) относятся лексико-фразеологические единицы из «внелитературной» сферы языка: из просторечия, жаргонов, территориальных диалектов.

Словарно-справочные источники информации определяют «Русский мат» (матерный язык, матерная ругань, матерщина) следующим образом: в русском и близких к нему языках – это бранные слова и выражения, употребление которых не допускается общественной моралью, предназначенные преимущественного для оскорбления адресата или отрицательных оценок людей и явлений.

Из разъяснений по отнесению слов и выражений к нецензурной брани, опубликованных на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, к нецензурным словам и выражениям относятся общеизвестных слова, начинающихся на буквы «Х», «П», «Е», «Б», а также образованные от них слова и выражения.

Тем самым, содержащееся в рассматриваемом слогане слово «Е*ЛЯ» в совокупности с фразой воспринимается как образованное от общеизвестного слова, начинающегося на букву «Е» и относящегося к нецензурным, бранным словам.

Учитывая тот факт, что данная рекламная информация в силу своего способа размещения является доступной для восприятия неограниченным кругом лиц, в том числе детьми, поэтому наличие слов, в том числе образованных от бранных, может расцениваться как информация, причиняющая вред их развитию, запрещенная для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Ответственность за нарушение требований части 6 статьи 5 Закона о рекламе, согласно статье 38 Закона о рекламе, несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, признается ненадлежащей.

Исходя из материалов обращения, лицом, осуществляющим деятельность в шиномонтажной мастерской по адресу: Власихинская ул., 125е к1 в городе Барнауле, является <...>, о чем свидетельствует информация, размещенная на вывеске, на которой также размещены сведения о том, что оплата за услуги может быть произведена по Qr-коду Березуцкий Б.Б. 8-962-814-50-11.

По информации, предоставленной ПАО «ВымпелКом», указанный номер телефона принадлежит <...>.

<...> является самозанятым, что подтверждается справкой о постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; дата постановки 01.10.2021.

В соответствии со статьей 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с пунктом 54 Правил добровольное устранение лицом (лицами) совершенного нарушения является основанием для антимонопольного органа не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В этом случае основания нецелесообразности выдачи предписания излагаются в мотивировочной части решения по делу.

Комиссией установлено, что <...> рекламная конструкция демонтирована, что свидетельствует о нецелесообразности выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47, 54 Правил, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу «ДЫРКА ВАША Е*ЛЯ НАША ШИНОМОНТАЖ», размещенную на конструкции в виде надувной фигуры – указателя (аэромена) рекламной по ул. Власихинская ул., 125е к1 рядом с шиномонтажной мастерской, ненадлежащей, так как при ее размещении нарушены требования части 6 статьи 5 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе <...> не выдавать в связи с нецелесообразностью.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны