Решение №1368/9 дело № 12-ФАС22-ОВ/01-19 по признакам нарушения комитетом по... от 2 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 12-ФАС22-ОВ/01-19

Резолютивная часть решения оглашена 20 марта 2019 г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено «02» апреля 2019

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

С<…> – заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

О<…> – начальник отдела контроля органов власти;

Б<…>– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 12-ФАС22-ОВ/01-19 по признакам нарушения комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула (ИНН 2225122570, ОГРН1112225008103) ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.01.2018 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании дискриминационных условий деятельности хозяйствующим субъектам, действующим на рынке пассажирских перевозок, а также ограничении возможности равного соперничества перевозчиков на товарном рынке при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула № 33, № 77, № 121 по нерегулируемым тарифам (приказ об объявлении открытого конкурса от 06.11.2018 № 98),

УСТАНОВИЛА:

В ходе рассмотрения заявлений П<…> (вх. № 1813888 от 16.11.2018 г., вх. № 1814630 от 30.11.2018 г.), Т<…> (вх. № 16.11.2018 г.) и П<…> (вх. № 1813827 от 15.11.2018 г.) на действия комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула № 33, № 77, № 121 по нерегулируемым тарифам установлено следующее.

08.11.2018 на сайте г. Барнаула опубликована документация на проведение открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок г. Барнаула № 33, № 77, № 121 по нерегулируемым тарифам.

Согласно конкурсной документации от 07.11.2018 г. предметом открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок г. Барнаула № 33, № 77, № 121 по нерегулируемым тарифам является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по указанным маршрутам.

На открытый конкурс выставлен лот № 1, в который включены маршруты № 33, № 77, № 121.

По данному факту управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на основании приказа № 13 от 15.01.2019 г. в отношении комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 12-ФАС22-ОВ/01-19 по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.01.2018 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение дел № 12-ФАС22-ОВ/01-19 откладывалось до 20.03.2019 11 часов 00 минут.

На заседании Комиссии представитель комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула нарушение антимонопольного законодательства не признала и, среди прочего, пояснила, что во исполнение возложенных обязанностей и в рамках предоставленных законодательством полномочий комитет в соответствии с постановлением администрации г. Барнаула от 11.08.2016 № 1633 «Об утверждении положения о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула по нерегулируемым тарифам» провел подготовительные мероприятия по изучению спроса на рынке услуг пассажирских перевозок и формированию необходимых маршрутов и организовал проведение открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула по нерегулируемым тарифам (далее - открытый конкурс) в соответствии с Положением.

В соответствии с пунктом 1.8 Положения о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула по нерегулируемым тарифам, утвержденного постановлением администрации города Барнаула от 11.08.2016 №1633, лоты - предложения организатора конкурса, формирующиеся по определенному маршруту или группе маршрутов в соответствии с Реестром.

При формировании лотов открытого конкурса комитетом произведено объединение трех маршрутов в один лот с учетом высокой рентабельности маршрута №77 и более низкой - маршрутов №121 и 33.

По итогам анализа технико-экономических характеристик указанных маршрутов комитетом установлено, что эксплуатационные расходы по автобусным маршрутам №33, 121 практически в два раза превышают затраты на обслуживание маршрута №77 (протяженность оборотных рейсов маршрутов №33, 121 превышает протяженность рейса маршрута №77 ориентировочно в 1,5 раза).

Маршрут №33 на большем протяжении трассы следования дублируется маршрутами №104, 109, 109оп, маршрут №121 частично дублируется маршрутом 37 и автобусами большого класса, обслуживающими ул. Попова: №10, 20, 35, 53, 60, а также трамвайными маршрутами №2, 7, 10.

В связи с тем, что маршрутная сеть города неоднородна по своим технико-экономическим показателям, в один лот включены несколько маршрутов, дополняющих друг друга по рентабельности, что исключает возможность срыва организации транспортного сообщения по нерентабельному маршруту, поскольку в организации пассажирских перевозок по нему хозяйствующие субъекты не заинтересованы.

В конкурсной документации перечислены требования, предъявляемые к участникам конкурса, при соблюдении которых любое лицо, обладающее определенными параметрами, может участвовать в конкурсе. При этом объединение в одном лоте конкурса нескольких муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Барнаула не может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции между перевозчиками на стадии их участия в конкурсе.

Какие-либо нормативные акты, которые содержали бы запреты на укрупнение лотов при проведении, в частности, открытого конкурса отсутствуют. Обязательного разделения маршрутов на те или иные виды и категории, отличающиеся друг от друга технологически или функционально (что препятствовало бы их включению в один лот), нормативно не установлено.

Кроме того, в адрес комитета поступили обращения П<…>, Т<…>, П<…>, аналогичные направленным в Управление ФАС по Алтайскому краю. В ходе работы по данным обращениям установлено, что адреса места жительства заявителей, адреса электронной почты заявителей, указанные в обращениях граждан, отсутствуют.

П<…>, Т<…>, П<…> на заседания Комиссии не явились, не уведомлены, копии определения о назначении дела № 12-ФАС22-ОВ/01-19 и копии приказов, а также копии определения об отложении рассмотрения дела № 12-ФС22-ОВ/01-19, направленные в адреса последних почтой России вернулись в УФАС с отметкой «неверный адрес».

Руководствуясь ст. 46 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в заседании Комиссии УФАС объявлен перерыв до 21.03.2019 11 ч. 00 мин.

21.02.2019 года изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 220-ФЗ)

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок, которые выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (часть 2 статьи 17, часть 2 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ).

Предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок (ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 220-ФЗ).

Из анализа указанных норм права следует, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по каждому маршруту регулярных перевозок удостоверяется отдельным свидетельском об осуществлении перевозок по каждому маршруту регулярных перевозок.

При этом необходимо различать понятие предмета конкурса и его объекта.

Предметом конкурса в силу Федерального закона № 220-ФЗ является право на получение свидетельства на осуществление регулярных перевозок по одному или нескольким маршрутам.

В соответствии с конкурсной документацией от 07.11.2018 г. объектом открытого конкурса является лот № 1, включающий в себя маршруты № 33, № 77, № 121.

Из буквального толкования ст. 21 федерального закона № 220-ФЗ не следует безусловное право организатора конкурса на включение в один лот (объект конкурса) нескольких маршрутов регулярных перевозок.

Действующее законодательство не предусматривает возможности выдачи единого свидетельства на несколько маршрутов.

В качестве обеспечения исполнения победителем конкурса взятых на себя обязательств Федеральный закон № 220-ФЗ предусматривает только прекращение или приостановление действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок.

Так, согласно части 5 статьи 29 Федерального закона № 220-ФЗ уполномоченный орган, выдавший свидетельство, обращается в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении хотя бы одного из перечисленных в указанной статье обстоятельств, в том числе при неосуществлении в отсутствие чрезвычайной ситуации предусмотренных данным свидетельством перевозок по маршруту регулярных перевозок в течение более чем трех дней подряд.

Таким образом, в случае, если победитель конкурса после получения свидетельств и карт маршрута регулярных перевозок будет исполнять обязанности только по одному из нескольких объединенных в один лот маршрутов, единственной возможной мерой реагирования Комитета будет прекращение действия в судебном порядке только одного свидетельства по маршруту, который не обслуживается, а не по всем маршрутам, которые были объединены в один лот. В результате указанных действий перевозки по данному маршруту не будут осуществляться, в связи, с чем цель объединения в один лот нескольких маршрутов не будет достигнута.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона № 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие установленным требованиям, в том числе наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией.

Конкурсной документацией от 07.11.2018 г. указано необходимое количество автобусов по лоту № 1 – 49 автомобилей: маршрут № 33 – 15 шт, маршрут № 77 – 18 шт., маршрут № 121 – 16 шт.).

Поскольку комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула в один лот объединены несколько маршрутов, а заявка подается на лот в целом (а не на отдельный маршрут), потенциальный участник конкурса, должен иметь на праве собственности или на ином законном основании минимальное количество транспортных средств для всего лота либо принять на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в установленные сроки. Следовательно, пределом входа хозяйствующего субъекта на товарный рынок пассажирских перевозок по лоту № 1 является наличие у участника конкурса минимум 49 транспортных средств, в то время как по каждому из маршрутов лота № 1 требуется от 15 до 18 транспортных средств.

Однако, в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 12-ФАС22-ОВ/01-19 доказательств, что оспариваемы действия комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула нарушают права и законные интересы П<…>, Т<…>, П<…>, а также иных лиц (участников торгов, потенциальных участников торгов), поскольку П<…>, Т<…>, П<…> не являлись участниками оспариваемых торгов (заявки на участие не подавали), кроме того, письма направленные в их адрес (в том числе по средством электронной почты) последними не получены, ввиду отсутствия указанных адресов.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, п. 1 ч.1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 12-ФАС22-ОВ/01-19 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии <…> С

Члены Комиссии <…> О

<…> Б

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны