Решение б/н Решение по делу от 14 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Займиго МФК»

Ковровская ул., д.21а, пом.603

г. Нижний Новгород, 603093

<...>

Заявителю

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/18-341/2021

Решение изготовлено в полном объеме 14 мая 2021 года г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – руководитель управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело №022/05/18-341/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы посредством направления смс-сообщения на номер заявителя, в которой усматриваются признаки нарушения ч.1 ст.18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – ООО «Займиго МФК»,

в отсутствие заявителя,

УСТАНОВИЛА:

дело №022/05/18-341/2021 выделено в отдельное производство по результатам рассмотрения дела №022/05/18-17/2021 по факту поступления на мобильный телефон заявителя смс-сообщения с нежелательной рекламой займа.

Лицом, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признано ООО «Займиго МФК». Рассмотрение дела назначено на 06.05.2021г.

28.04.2021г. на основании Указа Президента Российской Федерации №242 от 23.04.2021г. «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021г.» рассмотрение дела отложено до 14.05.2021г.

14.05.2021г. ООО «Займиго МФК» и заявитель на рассмотрение дела не явились, о дате и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом, что в силу п.31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020г. № 1922, не является для Комиссии препятствием к рассмотрению дела по существу в данном заседании.

На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Комиссия, изучив материалы дела, дав им надлежащую оценку, установила следующее.

Согласно материалам дела 02.07.2020г. на абонентский номер заявителя <...> поступило смс-сообщение с нежелательной рекламой финансовых услуг.

Заявителем представлен скриншот, а также детализация абонентского номера, которыми подтверждается поступление вышеуказанного смс-сообщения.

Из заявления следует, что 02.07.2020г. в 16:41 с абонентского номера под буквенным обозначением «Zaymigo.com» поступило сообщение: «Вам доступен займ по низкой ставке. Промокод RS20. https://zmg.im/RS».

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», направлена на привлечение внимания к оказываемой финансовой услуге, а именно предложение займа по низкой ставке.

В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Заявитель указывает, что согласия на получение рассматриваемой рекламы не давал, что указывает на признаки нарушения ч.1 ст.18 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения ч.1 ст.18 Федерального закона «О рекламе».

По информации, предоставленной ПАО «МТС» следует, что указанное смс-сообщение с номера под буквенным обозначением «Zaymigo.com» было отправлено абонентом ООО «СМС-центр» (ИНН 5406596785) в рамках договора об оказании услуг связи от 01.11.2019 №438642/МТС.

По информации ООО «СМС-центр» сообщение от буквенного номера «Zaymigo.com» было передано заказчиком рассылки ООО «Займиго МФК» (ИНН 5260355389) через клиентский доступ, предоставленный по договору оказания услуг №436684 от 08.04.2016г.

ООО «Займиго МФК» в адрес ООО «СМС-центр» направлена информация, согласно которой смс-сообщение на абонентский номер <...> было отправлено в результате технического сбоя; абонентский номер <...> из базы данных ООО «Займиго МФК» удален.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 15 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. 

Буквальное толкование указанных положений позволяет сделать вывод о том, что согласие адресата должно быть получено на распространение именно рекламы, а обязанность доказывать наличие такого согласия возложена на рекламораспространителя.

Более того, как было указано выше, согласие абонента должно быть выражено в форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

При направлении 02.07.2020г. заявителю рекламного смс-сообщения: «Вам доступен займ по низкой ставке. Промокод RS20. https://zmg.im/RS», согласие на получение рекламы у ООО «Займиго МФК» отсутствовало.

В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных ч.1 ст.18 настоящего Федерального закона несет рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, Комиссией Алтайского краевого УФАС России установлено, что непосредственное доведение рассматриваемой рекламы до заявителя осуществляло ООО «Займиго МФК».

В соответствии с п.54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, добровольно устранение лицом совершенного нарушения является основанием для антимонопольного органа не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.42-47, п.54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу: «Вам доступен займ по низкой ставке. Промокод RS20. https://zmg.im/RS»», распространенную 02.07.2020г. на абонентский номер заявителя посредством смс-сообщения, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.1 ст.18 Федерального закона «О рекламе».
  2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с нецелесообразностью.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии <...>

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны