Решение №4236/9 от 10.10.2019 Дело по признакам нарушения комитетом по дорожному хозяйству... от 10 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 14-ФАС22-ОВ/02-19

Резолютивная часть решения оглашена 26 сентября 2019 г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 10 октября 2019

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

В<...> – врио заместителя руководителя управления,

Члены Комиссии:

О<...> – начальник отдела контроля органов власти;

Б<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

Д<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 14-ФАС22-ОВ/02-19 по признакам нарушения комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула (ИНН 2225122570, ОГРН1112225008103) и ООО «Командирское» (ИНН 2246003132, ОГРН 1022202770127) п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении доступа на рынок пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула № 18 и № 58,

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю проведена проверка материалов по заявлениям ИП Е. (вх. № 1815990 от 26.12.2018, вх. № 19895 от 21.01.2019) и ИП П. (вх. № 19894 от 21.01.2019, № 191548 от 05.02.2019), в том числе, поступившим из прокуратуры г. Барнаула, по вопросу правомерности выдачи свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам №18 и № 58 без проведения конкурса.

В ходе проведения проверки по вышеуказанным материалам установлено, что 13.12.2018 администрацией г. Барнаула принято постановление № 2080 «Об утверждении Порядка выдачи без проведения открытого конкурса свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и карт соответствующего маршрута» (далее – Порядок № 2080).

14.12.2018 на сайте www.barnaul.org комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула на основании Порядка № 2080 было опубликовано предложение о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам № 18 и № 58 и карты соответствующих маршрутов без проведения конкурсных процедур.

Согласно вышеуказанному предложению уведомления с приложением документов, подтверждающих соответствие условиям привлечения перевозчика к выполнению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам без проведения открытого конкурса, принимались до 14.12.2018 с 8-30 до 13-30, рассмотрение уведомлений – 14.12.2018 с 13-30 до 14-00.

Так, 14.12.2018 подано единственное уведомление о получении без проведения открытого конкурса свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и карт соответствующего маршрута ООО «Командирское», которому впоследствии выданы свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам № 18 и № 58 и карты соответствующих маршрутов.

В ответ на запрос антимонопольного органа исх. № 1326/9 от 28.03.2019 об указании оснований для выдачи свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок № 18 и № 58 и карт соответствующих маршрутов регулярных перевозок ООО «Командирское» без проведения открытого конкурса с указанием даты наступления обстоятельств комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула представлены пояснения, из текста которых следует, что свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрутов выданы в целях обеспечения бесперебойного транспортного обслуживания населения г. Барнаула, в связи с окончанием срока действия свидетельств и карт маршрутов, выданных комитетом до окончания срока исполнения предписания УФАС по Алтайскому краю от 29.11.2018г. № 106-ОВ-18.

По данному факту управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на основании приказа от 26.02.2019 № 40 в отношении комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула и ООО «Командирское» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 14-ФАС22-ОВ/02-19.

26.03.2019г. на заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю представитель ИП Е. и ИП П. на доводах заявлений настаивали.

Представитель комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула нарушение антимонопольного законодательства не признала, ответила на поставленные Комиссией УФАС вопросы.

Представители ООО «Командирское» на заседание Комиссии УФАС по Алтайскому краю не явились.

26.03.2019г. руководствуясь ч. 1 и ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение дела № 14-ФАС22-ОВ/02-19 откладывалось до 30.04.2019г.

Определением исх. № 1301/9 от 28.03.2019г. к участию в деле № 14-ФАС22-ОВ/02-19 привлечено ООО «Автомиг» в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых обстоятельствах.

30.04.2019 г. на заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю представитель комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула представила письменные пояснения, ответила на поставленные Комиссией вопросы и пояснила, среди прочего, что на основании предложения, размещенного на официальном Интернет-сайте г. Барнаула, уведомление ООО «Командирское» поступило секретарю комиссии по рассмотрению уведомлений и осмотру транспортных средств 14.12.2018 в 09-50, в период с 01.12.2018г. по 01.01.2019г. обращения ООО «Командирское» в комитет не поступали.

Представители ИП П., ООО «Командирское» и ООО «Автомиг» не явились.

Представитель ИП Е. на доводах настаивал, ответил на поставленные Комиссией УФАС по Алтайскому краю вопросы.

Определением исх. № 1924/9 от 07.05.2019 на основании ч. 1 и ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение дела № 14-ФАС22-ОВ/02-19 отложено до 18.06.2019г.

На заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю 18.06.2019г. представители ИП Е. и комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула на доводах, изложенных ранее, настаивали.

Представители ООО «Командирское», ИП П. и ООО «Автомиг» на заседание Комиссии УФАС не явились.

Руководствуясь ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение дела откладывалось до 24.07.2019г. (определение исх. № 2612/9 от 21.06.2019г.).

На заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю 24.07.2019г. представители ИП Е. и комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула на доводах, изложенных ранее, настаивали.

Представители ООО «Командирское», ИП П. и ООО «Автомиг» на заседание Комиссии УФАС не явились.

24.07.2019 г. определением исх. № 3253/9 от 29.07.2019 рассмотрение дела отложено до 26.09.2019 г. в связи с необходимостью подготовки заключения.

12.08.2019г. в адрес УФАС по Алтайскому краю поступили письменные возражения от комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула на заключение об обстоятельствах дела (вх. № 1910810 от 12.08.2019).

Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.

Порядок выдачи свидетельств об осуществлении перевозок регламентируется положениями статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ).

Частью 3 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ предусмотрено, что без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок:

1) после наступления предусмотренных ч. 10 ст. 24 либо пунктом 1 и 2 или 7 части 1 статьи 29 Закона обстоятельств и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса;

2) по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.

Согласно ч. 10 ст. 24 вышеуказанного закона если участник открытого конкурса, которому предоставлено право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по предусмотренным конкурсной документацией маршрутам регулярных перевозок, отказался от права на получение хотя бы одного из свидетельств об осуществлении перевозок по данным маршрутам или не смог подтвердить наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, такой конкурс признается несостоявшимся и назначается повторное проведение открытого конкурса.

То есть, ч. 10 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ предусмотрено два обстоятельства выдачи свидетельств и карт маршрутов без проведения открытого конкурса.

Из ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

- вступление в законную силу решения суда об аннулировании лицензии, имеющейся у юридического лица, индивидуального предпринимателя или хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство (п. 1);

- вступление в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства (п. 2);

- принятие уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд (п. 7).

При этом, в силу части 6 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней, в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, участники договора простого товарищества, которым свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующих маршрутов выдаются без проведения открытого конкурса в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, определяются в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом (п. 3.1 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ).

Так, 13.12.2018 администрацией г. Барнаула принято постановление № 2080 «Об утверждении Порядка выдачи без проведения открытого конкурса свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и карт соответствующего маршрута» (далее – Порядок № 2080).

Пунктом 1.3 Порядка № 2080 установлено, что без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула в случаях, установленных Федеральным законом N 220-ФЗ, в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи, один раз на срок, который не может превышать 180 дней, а в случае, если таким обстоятельством явилось приостановление действия ранее выданного свидетельства по маршруту, - на срок приостановления действия указанного свидетельства.

14.12.2018, то есть на следующий день после принятия Порядка № 2080, на сайте www.barnaul.org комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула на основании вышеуказанного Порядка было опубликовано предложение о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам № 18 и № 58 и карты соответствующих маршрутов.

Согласно вышеуказанному предложению уведомления с приложением документов, подтверждающих соответствие условиям привлечения перевозчика к выполнению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам без проведения открытого конкурса, принимались до 14.12.2018 с 8-30 до 13-30, рассмотрение уведомлений – 14.12.2018 с 13-30 до 14-00.

Так, 14.12.2018 в 09-50 подано единственное уведомление о получении без проведения открытого конкурса свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и карт соответствующего маршрута ООО «Командирское», которому в последствии выданы свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам № 18 и № 58 и карты соответствующих маршрутов.

При этом из анализа уведомления и предоставленных с ним документов следует, что «ООО «Командирское» обязуется предоставить транспортные средства для проведения их осмотра и оценки комиссией комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула в период с 8-00 по 20-00 14.12.2018г.», при этом, часть транспортных средств были арендованы у ООО «Автомиг» по договорам аренды транспортного средства без экипажа (рег.знак АМ880 22, АМ 882 22, АМ 883 22, АМ 885 22, АМ 886 22, АМ 884 22, АМ 887 22, АМ 889 22, АМ 881 22, АМ 888 22) – 14.12.2018г.

Однако, антимонопольным органом в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что между ООО «Автомиг» и ООО «Командирское» никаких договоров аренды транспортных средств без экипажа не заключалось, указанный факт подтверждается письмом ООО «Автомиг», направленным в ответ на определение УФАС по Алтайскому краю исх. № 1301/9 от 28.03.2019.

Кроме того, как следует из письма МУП «Центртранс» г. Барнаула вх. № 195362 от 22.04.2019 в период с 10.12.2018 по 18.12.2018 предприятием зарегистрировано два входящих письма от ООО «Командирское» за № 2102 и № 2103 от 13.12.2014 (т.е. за день до проведения оспариваемой процедуры и в день принятия порядка, предусматривающего выдачу без проведения открытого конкурса свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и карт соответствующего маршрута) с указанием перечня транспортных средств для работы на маршруте № 18 и № 58.

Согласно письму комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам № 18 и № 58 и карты соответствующих маршрутов выданы в целях обеспечения бесперебойного транспортного обслуживания населения г. Барнаула, в связи с окончанием срока действия свидетельств и карт маршрутов, выданных ИП Е. (маршрут № 18) и ИП П. (маршрут № 58) комитетом на период с 30.11.2018 по 12.12.2018, конкурс на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок № 18 и № 58 комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула не проводился (вх. № 191467 от 04.02.2019).

Однако, из вышеприведенных положений Федерального закона от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ следует, что открытый конкурс не проводится в случаях, когда выдача свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и карты маршрута имеет временный характер. Такой временный характер связан с конкретными обстоятельствами: отказ участника конкурса, которому предоставлено право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по предусмотренным конкурсной документацией маршрутам регулярных перевозок; наличие чрезвычайной ситуации, либо аннулирование лицензии перевозчика или прекращение действия ранее выданного свидетельства в силу решения суда.

Во всех остальных случаях, когда свидетельство и карта выдаются для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту регулярных перевозок, или после прекращения действия вышеуказанных свидетельств, или при смене на маршруте регулируемых тарифов на нерегулируемые, такие документы выдаются только по результатам открытого конкурса.

Доказательств, подтверждающих установление обстоятельств, которые явились основанием для выдачи ООО «Командирское» свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 18 и № 58 и карт соответствующих маршрутов регулярных перевозок, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула не представлено.

Ранее, 13.09.2018 года комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула объявлен открытый конкурс на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула № 18, № 33, № 54, № 58, № 77, № 121 по нерегулируемым тарифам.

По итогам проведенного конкурса победителем по лоту № 1 (маршрут № 18) и лоту № 4 (маршрут № 58) ООО «Командирское».

14.12.2018 во исполнение предписания УФАС по Алтайскому краю от 29.11.2018 комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула вышеуказанный открытый конкурс аннулирован (письмо комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула исх. № 6444/01-12 от 19.12.2018 с приложением подтверждающих документов).

На заседании комиссии УФАС по рассмотрению настоящего дела представитель комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула указанный факт отрицала и поясняла, что последним распорядительный документ об аннулировании конкурса не принимался.

Однако указанный факт не подтверждает правомерность выдачи ООО «Командирское» свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 18 и № 58 и карт соответствующих маршрутов по результатам проведения процедуры по отбору перевозчиков 14.12.2018г. так как, в случае, если результаты конкурса (конкурсная документация от 13.09.2018г.) не были аннулированы то организатор конкурса должен был выдать свидетельства победителю конкурса, однако последним указанные действия не совершались.

В рассматриваемом случае, выдача комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 18 и № 58 и карт соответствующих маршрутов регулярных перевозок ООО «Командирское» без проведения конкурса привела к ограничению доступа на рынок пассажирских перевозок иных хозяйствующих субъектов.

На заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю 24.07.2019 установлено, что срок действия свидетельств (180 дней), выданных ООО «Командирское» по маршрутам № 18 и 58 истек 13.06.2019г.

Однако, в нарушение ч. 6 ст. 19 Федерального закона № 220-ФЗ и п. 1.3 Порядка № 2080 из норм, которых следует, что без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней, в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи, комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула в соответствии с постановлением администрации г. Барнаула от 13.12.2018 № 20180 ООО «Командирское» выданы новые свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок г. Барнаула № 18 и № 58 по нерегулируемым тарифам и карты соответствующих маршрутов на срок с 14.06.2019 и до дня вступления в законную силу решения суда по делу № А03-22658/2018.

На основании изложенного, УФАС по Алтайскому краю, оценив в совокупности все материалы и обстоятельства дела, приходит к выводу о наличии согласованных действий между комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула (ИНН 2225122570, ОГРН1112225008103) и ООО «Командирское» (ИНН 2246003132, ОГРН 1022202770127), которые выразились в ограничении доступа на рынок пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула № 18 и № 58.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

1. Признать действия комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула (ИНН 2225122570, ОГРН1112225008103) и ООО «Командирское» (ИНН 2246003132, ОГРН 1022202770127), выразившиеся в осуществлении согласованных действий ограничивающих доступ на рынок пассажирских перевозок при проведении 14.12.2018г. процедуры по отбору перевозчиков по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула № 18 и № 58 противоречащими п. 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание не выдавать.

Председатель Комиссии <...> В

Члены Комиссии <...> О

<...> Б

<...> Д

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны