Решение №1662/7 Решение по делу №02-ФАС22-Р/01-19 по признакам нарушения зак... от 11 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Директору

ООО «Частная Пивоварня

Николая Копытова»

Заявителю

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №02-ФАС22-Р/01-19

Решение изготовлено в полном объеме 11 апреля 2019 года.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

К<....> –заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

Б<....>–начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

П<......> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

в присутствии представителя заявителя по доверенности Д<....> ,

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя и рекламораспространителя ООО «Частная Пивоварня Николая Копытова» в лице директора К<...>Н.В. и представителя по доверенности К<....> А.А.,

рассмотрев дело №02-ФАС22-Р/01-19 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения непристойной и оскорбительной рекламы алкогольной продукции (пиво) ООО «Частная Пивоварня Николая Копытова» (ИНН 2223592756 ) в социальных сетях «Вконтакте» и «Instagram» в сети Интернет,

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило заявление гражданина Российской Федерации (вхд.№1814417 от 26.11.2018г.) по факту распространения ненадлежащей рекламы алкогольной продукции (пиво) и пивоварни «Николая Копытова» в сети Интернет, а именно в социальных сетях «Вконтакте» и «Instagram».

Согласно заявлению, в социальных сетях «Вконтакте» и «Instagram» размещается реклама алкогольной продукции, а именно пива «Пряничное», выпущенного пивоварней, в котором присутствует изображение женщины с кляпом во рту в виде пряника. Заявитель указывает, что это насильственная сцена сексуального характера (кляп в виде пряника изображен как оборудование, использующееся в БДСМ практиках). Реклама пива является непристойной и оскорбительной, демонстрирует насилие над женщинами, легитимирует его и показывает насильственную сцену, как нечто нормальное, призывая, таким образом, к насилию по отношению к женщинам, нарушая требования статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

22.01.2019 года Алтайским краевым УФАС возбуждено дело №02-ФАС22-Р/01-19 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, дело назначено на 20.02.2019 года.

В соответствии с п.34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела может быть отложено антимонопольным органом с указанием даты и времени его рассмотрения по мотивированному ходатайству стороны по делу или иного лица, привлеченного к участию в деле, об отложении рассмотрения дела, в связи с невозможностью явки на его рассмотрение по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами, а также необходимостью получения антимонопольным органом либо лицом, участвующим в деле, дополнительных доказательств.

20.02.2019 года рассмотрение дела №02-ФАС22-Р/01-19 отложено Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 20.03.2019 года.

20.03.2019 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от заявителя поступило ходатайство об отложении заседания Комиссии либо объявлении перерыва, в связи с необходимостью участия в заседании Комиссии представителя заявителя. В соответствии с п.34, п.27 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, заседание Комиссии отложено на 29 марта 2019 года.

29.03.2019 года в заседании Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представитель заявителя доводы, изложенные в заявлении, поддержала. Просит Комиссию признать рекламу пива ненадлежащей и выдать предписание о прекращении ее распространения. Дополнительно пояснила, что в рекламе очевидно используется женский образ, выполненный в виде рисунка, на котором прослеживаются конкретные гендерные признаки (розовый цвет волос, определенная длинна волос, характерная для женской прически, губная помада, румяна на щеках). У изображенной женщины во рту находится кляп в виде пряника, закрепленный ремнями. Данная сцена демонстрирует насилие, в том числе, насилие над женщинам, цель использования такого образа в рекламе - придать забавность, допустимость и нормальность. Использование женского образа с кляпом во рту является оскорбительным и непристойным. По мнению заявителя, рассматриваемая сцена может приравниваться к сцене порнографического характера, т.к. кляп используется в двух случаях: при преступлениях против личности, чтобы сковать рот и не дать жертве возможность что-либо сказать и в БДСМ практиках, которые не должны демонстрироваться среди лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.

Представители ООО «Частная пивоварня Николая Копытова» (ИНН 2223592756) с нарушением требования части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» не согласны. Согласно пояснениям в настоящее время в Российской Федерации на законодательном уровне отсутствует какое-либо нормативно-правовое регулирование, запрещающее использование изображений людей с кляпами и/или едой во рту. Кроме того, в спорном изображении нет каких-либо признаков, позволяющих достоверно судить о том, что на спорном изображении размещена часть лица именно женщины, а не мужчины. По мнению представителей общества, оскорбительный образ - это такое воспроизведение объекта (информация о нем), которое само по себе способно причинить обиду кому-либо, унизить честь и достоинство кого-либо.

ООО «Частная Пивоварня Николая Копытова» представило пояснение креативного директора дизайн-бюро «Дорогобогато» о том, что сама идея использования намёка на тематику БДСМ была взята из расхожей фразы про «метод кнута и пряника» и представляет собой визуальную игру слов. Пиво действительно содержит в себе этот контраст. Этикетка не призывает к насилию, а скорее наоборот, к получению удовольствия от пива.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, и дав им надлежащую оценку пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Антимонопольный орган вправе, в том числе: выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с ч.2 ст.36 Закона антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических лиц или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

26.11.2018г. в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило заявление гражданина Российской Федерации по факту распространения ненадлежащей рекламы алкогольной продукции (пиво) и пивоварни «Николая Копытова» в сети Интернет, а именно в социальных сетях «Вконтакте» и «Instagram».

В ходе рассмотрения заявления антимонопольным органом установлено, что в сети Интернет, а именно на страницах в социальных сетях «Вконтакте» <....> и «Instagram» <.....>  размещаются рекламные материалы следующего содержания.

Запись от 21 ноября в в социальной сети «Вконтакте» и «Instagram»: «В пятницу, 23-го ноября, в нашем магазинчике по адресу Короленко, 75 в 18.00 презентуем новый супер-пуперсорт: имперский стаут, его Величество "Пряник". В программе: бесплатные дегустационные образцы, нетривиальная закуска к пиву и лещи от Николая (по желанию). Пара слов о виновнике торжества: Ароматическое цунами этого имперского стаута, созданное корицей, гвоздикой, анисом, чёрным перцем и можжевельником, разбивается о плотность в 22%, сдобренную лактозой. А вместе это все превращается в самый настоящий Пряник. Алкогольный, <…….>, Пряник. Вы будете пить его, пока не вспомните стоп-слово))». Запись сопровождается изображением образа женщины с открытым ртом, в котором в виде кляпа размещен пряник, закрепленный ремнями.

 

По имеющейся информации на сайте https://vk.com/page-59800369_45472186 указаны типы групп:

-открытая - просматривать материалы такой группы и вступить в неё смогут все желающие;

-закрытая группа - группу можно найти через поиск, но попасть в нее получится только по приглашению администраторов сообщества, либо подав заявку и получив одобрение руководства группы, материалы закрытой группы могут видеть только участники, остальные пользователи «Вконтакте» увидят лишь логотип группы, её название, описание и список участников;

- частна я- подобные группы нельзя найти ни через поиск, ни увидеть на страницах участников, единственный способ попасть в них- получить приглашение от администратора, никто, кроме участников и приглашенных, не сможет увидеть название, логотип и другие материалы группы.

Согласно информации на сайте https://help.instagram.com/196883487377501/?helpref=hc_fnav&bc[0]=368390626577968&bc[1]=1757120787856285 все могут просматривать профиль, а также публикации на Instagram. Публикации можно сделать закрытыми, чтобы их видели только одобренные подписчики.

Интернет страницы ООО «Частная Пивоварня Николая Копытова» в социальных сетях «Instagram» и «Вконтакте» являются открытыми, следовательно, информация, распространяемая в данных источниках, является общедоступной во всемирной сети «Интернет».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38- ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования- товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Направленность рекламы на неопределенный круг лиц оценивается исходя из выбранного способа и средства распространения рекламы, а также содержания самой рекламной информации. Если рекламная информация представляет интерес и доступна также и иным лицам, не только входящим в ее целевую аудиторию, то направленность такой рекламы выходит за пределы целевой аудитории и относится к неопределенному кругу лиц.

Рассматриваемая информация полностью соответствует понятию реклама, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: «Пивоварне Копытова» и к алкогольной продукции (пиво марки «Имперский стаут Пряник»). Реклама распространена в сети Интернет, на открытых страницах в социальных сетях «Instagram» и «Вконтакте», направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц.

Распространенная информация в вышеупомянутых источниках по своему содержанию не позволяет определить круг ее получателей, является неперсонифицированной, направленной на привлечение внимания неопределенного круга лиц к алкогольной продукции, произведенной и реализуемой в «Пивоварне Копытова», что формирует и поддерживает интерес к данной продукции, и тем самым способствует ее продвижению на рынке.

Требования и ограничения к рекламе алкогольной продукции установлены статьей 21 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

В рекламе пива «Имперский стаут Пряник» используется образ женщины, следовательно, реклама размещена с нарушением п.6 ч.1 ст.21 Федерального закона «О рекламе».

Согласно пункту 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Рассматриваемая реклама пива размещена в сети Интернет, следовательно, при ее размещении нарушено требование п.8 ч.2 ст.21 Федерального закона «О рекламе».

Кроме того, при размещении и распространении рекламы должны соблюдаться общие требования к рекламе, установленные статьей 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

С учетом того, что реклама должна оцениваться по тому воздействию, которое она может оказать на потребителя, а так же с целью объективного и всестороннего рассмотрения дела, Алтайским краевым УФАС России принято решение о проведении опроса общественного мнения с 14 по 18 марта 2019 года на официальном сайте управления www.altk.fas.gov.ru и на официальной странице управления в социальной сети «Вконтакте» относительно восприятия рассматриваемой рекламы. Посетителям предложен вопрос «Считаете ли Вы, что использование данного образа в рекламе является оскорбительным?».

В опросе на сайте приняли участие 28135 человек, голоса распределились так: ДА-58% (16 197 голосов), НЕТ-42% (11 938 голосов). Анализ ip адресов позволяет утверждать, что каждый участник опроса проголосовал по 1 разу.

В опросе в социальной сети «Вконтакте» приняли участие 63194 человека. Голоса распределились так: ДА- 41,85% (26 449 голосов), НЕТ-58,15% (36 745 голосов).

При проведении опроса в социальной сети «Вконтакте» существует возможность анализа пользователей по гендерному, возрастному и территориальному признакам. Из 63 194 участников опроса 28 883 участников женщины, голоса между опрошенными женщинами распределились следующим образом: ДА-22 059 (76,37%), НЕТ- 6 824 (23,63 %); 34 311 участников - мужчины, голоса между ними распределились следующим образом: ДА- 4390 (12,79 %), НЕТ- 29921 (87,21%).

Таким образом, анализ результатов общественного мнения показал, что для значительной части участников опроса реклама алкогольной продукции с образом женщины с кляпом во рту в виде пряника, закрепленным ремнями, является оскорбительной. Значительное количество опрошенных указали на наличие в рекламе оскорбительного образа, нарушающего общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности и вызывает негативные ассоциации у потребителей рекламы.

Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным или непристойным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

Соответственно, возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения её этичности различными категориями населения. При этом для признания рекламы неэтичной/оскорбительной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как оскорбительную или непристойную.

Комиссия Алтайского краевого УФАС России приходит к выводу, что используемое в рекламе пива изображение девушки с кляпом во рту ввиду пряника, нарушает традиционно сложившиеся в обществе нравственные нормы; кроме того, является неприличным и оскорбительным, поскольку противоречит правилами приличия, нормам общественной морали и нравственности, умаляет достоинство женщины. Совокупность всех элементов зрительного воздействия на потребителя рекламы (образ девушки, с открытым ртом в котором размещен пряник, закрепленный ремнями) свидетельствует о том, что используемый в рекламе образ является непристойным, оскорбительным, что указывает на нарушение части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Следовательно, данная реклама пива не соответствует требованиям, установленным частью 6 статьи 5, пунктом 8 части 2 статьи 21, пунктом 6 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе» и, в силу пункта 4 статьи 3 названного Закона, является ненадлежащей рекламой.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5, частью 1 статьи 21, несет рекламодатель, ответственность на нарушение части 2 статьи 21 несет рекламораспространитель.

Рекламодателем и рекламораспространителем ненадлежащей рекламы пива является ООО «Частная Пивоварня Николая Копытова» (ИНН 2223592756 ).

В соответствии с п.4 ст.38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю установлен факт нарушения ООО «Частная Пивоварня Николая Копытова» (ИНН 2223592756) требований части 6 статьи 5, пункта 6 части 1 статьи 21, пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции (пива) «Имперский стаут Пряник», размещенную и распространенную ООО «Частная Пивоварня Николая Копытова» в сети Интернет, а именно в социальных сетях «Вконтакте» и «Instagram», поскольку при ее размещении и распространении нарушены требования части 6 статьи 5, пункта 6 части 1 статьи 21, пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

2.Признать ООО «Частная Пивоварня Николая Копытова» (ИНН 2223592756) нарушившим требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Выдать ООО «Частная Пивоварня Николая Копытова» (ИНН 2223592756) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <...> К

Члены Комиссии <....> Б

<...> П

Связанные организации

Связанные организации не указаны