Постановление №3149/5 УФАС по АК в отношении ООО Газпрофнефть от 12 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

по делу № 022/04/14.32-575/2021 об административном правонарушении

12 августа 2021г. г. Барнаул

Вр.и.о. руководителя управления ФАС по Алтайскому краю <…..> (656059, г.Барнаул, ул.Пролетарская 65), рассмотрев материалы дела № 022/04/14.32-575/2021 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – ООО «Газпрофнефть» (место нахождения: 656063, Алтайский край, г.Барнаул, пр.Космонавтов, д.46, ИНН 2223604120, ОГРН1152223003635), надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения настоящего дела, что подтверждается документами, имеющимися в материалах дела, в отсутствии представителя ООО «Газпрофнефть»,

УСТАНОВИЛ:

рассмотрение заявления граждан по вопросу законности и обоснованности цен на СУГ, реализуемый через АГЗС. Из текста данных заявлений следовало, что большинство АГЗС на территории Алтайского края фактически осуществляло реализацию СУГ по одной цене – 25 рублей 50 копеек.

В связи с поступившими с июля по октябрь 2019 года в Алтайское краевое УФАС России обращениями граждан по вопросу формирования розничных цен на сжиженный углеводородный газ (СУГ) для заправки автомобилей на АГЗС г. Барнаула Алтайского края, аналитическим отделом управления, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке розничной реализации сжиженного углеводородного газа (СУГ) в г. Барнауле Алтайского края, а также анализ ценовой ситуации на рынке розничной реализации СУГ через АГЗС в г. Барнауле Алтайского края, по итогам которого установлено следующее.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке розничной реализации сжиженного углеводородного газа, включены хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка в географических границах г.Барнаула Алтайского края.

Состав хозяйствующих субъектов определен на основании данных, предоставленных Сибирским управлением Ростехнадзора об АГЗС Алтайского края, зарегистрированных в реестре опасных производственных объектов, а также по результатам проведения выездного мониторинга деятельности АГЗС на территории г.Барнаула.

Приобретателями товара на исследуемом товарном рынке являются физические и юридические лица, владеющие на любом праве автотранспортными средствами, оснащенными газомоторным оборудованием, пользующиеся услугами заправки в розничной сети АГЗС моторным топливом – СУГ.

На товарном рынке розничной реализации сжиженного углеводородного газа в г. Барнауле Алтайского края продавцами являются следующие хозяйствующие субъекты:

Хозяйствующий субъект

Адрес АГЗС в г.Барнауле Алтайского края

  1. ООО "Газавтонефть (ИНН 2222833575, ОГРН 1152223003646)
  1. ул. Челюскинцев 117 Б
  1. ул. Мамонтова 141
  1. ул. Власихинская 57 Б
  1. ул. Павловский тр. 313
  1. ул. Эмилии Алексеевой 122
  1. ИП К.
  1. ул. Попова
  1. Змеиногорский тракт
  1. ул. Загородная
  1. пр-кт Калинина
  1. ООО "Микрон» (ИНН 2266005730, ОГРН 1162225093997)
  1. ул. Широкая просека 4
  1. ООО "Газкомпани"(ИНН 2277013395, ОГРН 1152208000460)
  1. ул.Дзержинского 43 а
  2. ул. Шумакова 19 а
  1. ООО "Газпрофнефть"(ИНН 2223604120, ОГРН 1152223003635)
  1. ул. Малахова 88 а
  1. пр-кт Космонавтов 46
  1. ул. Трактовая 88 а
  1. ИП Ф.
  1. Змеиногорский тракт
  1. ул. Малахова
  1. АГЗС Автогаз(ИНН 2221198063, ОГРН 11122225006661)
  1. ул. Энергетиков 44
  1. ул. Трактовая 88 а
  1. ООО "Горно-Алтайск Нефтепродукт" (ИНН 0411145965, ОГРН 1090411003352)
  1. Змеиногорский тракт 134 а
  1. ул. Попова 175 а
  1. ул. Власихинская 61 а

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, одним из видов деятельности указанных хозяйствующих субъектов является «Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах» (ОКВЭД 47.30). Организации осуществляют деятельность на одном товарном рынке.

Хозяйствующие субъекты ООО «Газавтонефть», ООО «Микрон», ООО «Газпрофнеть», ООО «Газкомпани», ИП К. осуществляют торговую деятельность на АГЗС под товарным знаком «Газойл», без надлежащего оформления использования указанного товарного знака.

ИП Ф. осуществляет деятельность под товарным знаком «ТранСиб».

ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт» использует в своей деятельности товарный знак «Лукойл», на основании заключенного Договора коммерческой субконцессии № 15UN-22063K-04 от 30.06.2015г.

Одинаковые цены реализации в рассматриваемый период времени были выявлены у 7 хозяйствующих субъектов: ООО «Газавтонефть», ООО «Микрон», ООО «Газкомпани», ООО «Газпрофнефть», ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт», ИП Ф., ИП К.

Исходя из предоставленной хозяйствующими субъектами информации, следует, что закуп СУГ в 2018-2019 гг., производился хозяйствующими субъектами как у одних и тех же, так и у разных поставщиков, при этом закупочные цены на топливо отличались.

Так, поставщиками СУГ для ООО «Газавтонефть», ООО «Газпрофнефть», ООО «Газкомпани» в анализируемом периоде являлись ОАО «Алтайкрайгазсервис» и АО УК ГК «Газойл».

В соответствии со счетами-фактурами, представленными хозяйствующими субъектами: ООО «Газавтонефть», ООО «Газпрофнефть», ООО «Газкомпани», закупочные цены на смесь пропана и бутана в период с января по август 2019г. были различными. Вместе с тем, наблюдались отдельные совпадения размера закупочной стоимости в разные месяцы.

Так, в январе 2019г. ООО «Газавтонефть», ООО «Газпрофнефть», ООО «Газкомпани» закупали смесь пропана и бутана по цене 6,88 руб./л.

В феврале 2019г. ООО «Газкомпани» закупило смесь пропана и бутана 107,6 тонн у ОАО «Алтайкрайгазсервис» по цене 14,19 руб./л. и 55,1 тонн у АО УК ГК «Газойл» по цене 7,15 руб./л., а в среднем закупочная стоимость составила 10,67 руб./л.

ООО «Газпрофнефть» закупило смесь пропана и бутана 183,2 тонн у АО «Газойл» по цене 7,15 руб./л.

ООО «Газавтонефть» закупило смесь пропана и бутана 204,2 тонн у ОАО «Алтайкрайгазсервис» по цене 14,19 руб./л.

В марте 2019г. ООО «Газкомпани» закупило смесь пропана и бутана 235,2 тонн у АО УК ГК «Газойл» по цене 8 руб./л.

ООО «Газпрофнефть» закупило смесь пропана и бутана 160,7 тонн у АО «Газойл» по цене 8 руб./л.

ООО «Газавтонефть» закупило смесь пропана и бутана 52,9 тонн у ОАО «Алтайкрайгазсервис» по цене 14,19 руб./л. и 155,5 тонн у АО УК ГК «Газойл» по цене 8 руб./л., а в среднем закупочная стоимость составила 11,09 руб./л.

В апреле 2019г. ООО «Газкомпани» закупило смесь пропана и бутана 268,8 тонн у ОАО «Алтайкрайгазсервис» по цене 9,9 руб./л.

ООО «Газпрофнефть» закупило смесь пропана и бутана 220 тонн у ОАО «Алтайкрайгазсервис» по цене 14,19 руб./л.

ООО «Газавтонефть» закупило смесь пропана и бутана 49,8 тонн у АО УК ГК «Газойл» по цене 9,9 руб./л. и 179,9 тонн у ООО «Алтайкрайгазсервис» по цене 14,19 руб./л., а в среднем закупочная стоимость составила 12,04 руб./л.

В мае 2019г. ООО «Газавтонефть», ООО «Газпрофнефть», ООО «Газкомпани» закупали смесь пропана и бутана по цене 11,08 руб./л.

В июне 2019г. ООО «Газкомпани» закупило смесь пропана и бутана 286,1 тонну у АО УК ГК «Газойл» по цене 11,08 руб./л.

ООО «Газпрофнефть» закупило смесь пропана и бутана 37,9 тонн у ОАО «Алтайкрайгазсервис» по цене 14,19 руб./л. и 119,4 тонны у АО УК ГК «Газойл» по цене 11,08 руб./л., а в среднем цена составила 12,63 руб./л.

ООО «Газавтонефть» закупило смесь пропана и бутана 175,9 тонн у АО УК ГК «Газойл» по цене 11,08 руб./л.

В июле 2019г. ООО «Газкомпани» закупило смесь пропана и бутана 111,4 тонны у ОАО «Алтайкрайгазсервис» по цене 14,19 руб./л. и 235,2 тонны у АО УК ГК «Газойл» по цене 10,67 руб./л., а в среднем цена составила 12,43 руб./л.

ООО «Газпрофнефть» закупило смесь пропана и бутана 155,8 тонн у ОАО «Алтайкрайгазсервис» по цене 14,19 руб./л.

ООО «Газавтонефть» закупило смесь пропана и бутана 237,4 тонны у ОАО «Алтайкрайгазсервис» по цене 14,19 руб./л.

В августе 2019г. ООО «Газкомпани» закупило смесь пропана и бутана 340,1 тонну у АО УК ГК «Газойл» по цене 9,13 руб./л.

ООО «Газпрофнефть» закупило смесь пропана и бутана 151,2 тонны у АО УК ГК «Газойл» по цене 9,13 руб./л.

ООО «Газавтонефть» закупило смесь пропана и бутана 52,4 тонны у ОАО «Алтайкрайгазсервис» по цене 13,92 руб./л.

Согласно информации ООО «Газавтонефть» (вх. № 1913646 от 14.10.2019г.) розничные цены на СУГ определяются директором общества исходя из затрат с ориентировкой на сложившиеся на рынке цены, т.к. тарифы и иные механизмы регулирования цен в отношении реализации СУГ на АГЗС государством не применяются.

Предоставленная в антимонопольный орган информация о фактических розничных ценах реализации СУГ в 2019г. на АГЗС (отличной от 25,5 руб./л) не подтверждена документально.

По данным ООО «Газпрофнефть», поступившим в УФАС по Алтайскому краю (вх.№ 1916305 от 05.12.2019г.), в 2019г. на всех АГЗС хозяйствующим субъектом была установлена единая розничная цена 25,50 руб./л.

Согласно информации ООО «Газкомпани» (вх. № 1916301 от 05.12.2019г., № 206108 от 14.05.2020г.) розничные цены на СУГ устанавливаются директором общества самостоятельно, приказы не издаются; цена может меняться в течение суток несколько раз.

Предоставленная в антимонопольный орган информация о фактических розничных ценах реализации СУГ в 2019г. на АГЗС (отличной от 25,5 руб./л) не подтверждена документально.

Поставщиком ИП К. являлось ОАО «Алтайкрайгазсервис».

Общество поставляло СУГ хозяйствующему субъекту с января по июль 2018г. по ценам от 10,44 руб./л. до 16,05 руб./л. В августе 2018г. цена составляла 17,74 руб./л. В сентябре 2018г. - 19,06 руб./л., в октябре – 19,46 руб./л, в ноябре – 17,25 руб./л., в декабре 2018г. - 14,3 руб./л.

С января по апрель 2019г. закуп СУГ не осуществлялся. В мае 2019г. закупочная цена составила 13,05 руб./л., в июне – 13,23 руб./л. В июле 2019 г. СУГ закупался по цене 12,89 руб./л.

На запрос информации о розничных ценах на АГЗС в г. Барнауле (исх.№3227/6 от 03.09.2019г.) ИП К. предоставлены сведения о средних фактических ценах реализации СУГ в 2019г (вх.№1914329 от 11.10.2019г.), так как для потребителей хозяйствующим субъектом устанавливались персональные скидки, в зависимости от объема потребления, но доказательств данным фактам не представлено в УФАС по Алтайскому краю.

Впоследствии ИП К. сообщил в антимонопольный орган (вх. № 20195 от 13.01.2020; вх. № 204563 от 08.04.2020) о том, что цены на СУГ определяются исходя из затрат с ориентировкой на сложившиеся на рынке цены; приказы об установлении цен и какие-либо иные локальные акты не составляются; цена 25 рублей 50 копеек за литр СУГ была установлена на АГЗС с 2018 года.

Согласно информации ООО «Микрон» (вх. № 1913642 от 14.10.2019г.) розничные цены на СУГ устанавливаются обществом исходя из сложившейся конкурентной рыночной цены. Поставщиками являются ОАО «Алтайкрайгазсервис», АО УК ГК «Газойл», ООО «СибВостокГаз».

Для ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт» поставщиками выступали ООО «КДС», ООО «Мекюн», ООО «Сибгаз», АО УК ГК «Газойл», ООО «ТД «Транс-Ойл», ООО «Нефть».

В соответствии с предоставленными ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт» данными розничная цена на СУГ на АГЗС г.Барнаула в размере 25,5 руб./л. была установлена на основании приказа №837 от 06.11.2018г. и действовала на протяжении всего 2019 года.

На основании счетов-фактур (вх.№20144 от 10.01.2020г.), предоставленных ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт», среднемесячные закупочные цены, с момента установления розничной цены в размере 25,5 руб., имели следующие значения (с НДС):

- в ноябре 2018г. средняя закупочная цена составила 16,56 руб./л., цены находились в диапазоне от 15,57 руб./л. до 17,93 руб./л;

- в декабре 2018г. средняя закупочная цена составила 17,07 руб./л., цены находились в диапазоне от 16,83 руб./л. до 17,27 руб./л;

- в январе 2019г. – 11,48 руб./л., диапазон цен от 11,33 руб./л. до 11,83 руб./л;

- в феврале 2019г. средняя закупочная цена составила 11,6 руб./л., цены находились в диапазоне от 10,29 руб./л. до 14,85 руб./л;

- в марте 2019г. средняя цена равнялась 13,18 руб./л., диапазон 12,21 руб./л. – 14,85 руб./л.;

- в апреле 2019г. средняя закупочная цена составила 15,10 руб./л., цены находились в диапазоне от 14,96 руб./л. до 15,13 руб./л;

- в мае 2019г. средняя цена равнялась 14,68 руб./л., диапазон 14,24 руб./л. – 15,13 руб./л.;

- в июне 2019г цена составляла 14,03 руб./л.;

- в июле 2019г. средняя цена равнялась 13,68 руб./л., диапазон 13,20 руб./л. – 14,58 руб./л.;

- в августе 2019г. средняя цена 12,79 руб./л., диапазон 12,10 руб./л. – 14,03 руб./л.;

- в сентябре 2019г. средняя цена 12,84 руб./л., диапазон 12,27 руб./л. – 14,58 руб./л.

ИП Ф. СУГ поставляло ООО «Магистраль». Закупочные цены в анализируемом периоде, находились в пределах от 12,00 руб./л. до 19,00 руб./л.

В соответствии с предоставленными ИП Ф. документами розничная цена на СУГ на АГЗС в размере 25,5 руб./л. была установлена на основании приказа №14-П от 07.11.2018г., которая действовала до 30.12.2019г. На основании приказа №4-П от 30.12.2019г. розничная цена установлена в размере 22,40 руб./л.

На основании счетов-фактур, предоставленных ИП Ф., среднемесячные закупочные цены, с момента установления розничной цены в размере 25,5 руб., имели следующие значения (с НДС):

- в декабре 2018г. средняя закупочная цена составила 14,42 руб./л., цены находились в диапазоне от 12 руб./л. до 17,5 руб./л;

- в январе 2019г. – 12,05 руб./л., диапазон цен от 12 руб./л. до 12,2 руб./л;

- в феврале 2019г. цена составляла 15 руб./л.;

- в марте 2019г. цена – 16 руб./л.;

- в апреле 2019г. средняя закупочная цена составила 18,40 руб./л., цены находились в диапазоне от 18 руб./л. до 19 руб./л;

- в мае 2019г. цена составляла 18 руб./л.;

- в июне 2019г. закупочная цена равнялась 18 руб./л.;

- в июле 2019г. - 18 руб./л.;

- в августе 2019г. средняя закупочная цена составила 16,80 руб./л., цены находились в диапазоне от 16 руб./л. до 17 руб./л;

- в сентябре 2019г. средняя закупочная цена составила 16,33 руб./л., цены находились в диапазоне от 16 руб./л. до 17 руб./л;

- в октябре 2019г. средняя цена равнялась 16,8 руб./л., диапазон 15,9 руб./л. – 17 руб./л.;

- в ноябре 2019г. средняя цена – 17,8 руб./л, диапазон 17 руб./л. – 18 руб./л.;

- в декабре 2019г. средняя цена – 18,3 руб./л, диапазон 18 руб./л. – 19 руб./л.

Предоставленная в антимонопольный орган информация о фактических розничных ценах реализации СУГ в 2019г. на АГЗС (отличной от 25,5 руб./л) не подтверждена документально.

Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия управления ФАС по Алтайскому краю по рассмотрению дела №022/01/11-1085/2019 о нарушении антимонопольного законодательства приходит к следующему.

Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок.

Согласно сведений, содержащихся в поступивших в УФАС по Алтайскому краю на рассмотрение заявлений граждан (вх. №199834 от 23.07.2019г., вх. №1910445 от 05.08.2019г., вх. №1910880 от 14.08.2019г., вх. №1911605 от 30.08.2019г., вх. №1912700 от 23.09.2019г., вх. №1913126 от 02.10.2019г., вх. №1913599 от 14.10.2019г.), в период с июля по октябрь 2019 года реализация СУГ на АГЗС хозяйствующих субъектов, в отношении которых возбуждено настоящее дело, осуществлялась по цене 25-50 руб./л.

Данные обстоятельства подтверждаются также проведенным антимонопольным органом выездным мониторингом деятельности АГЗС, который проводился управлением 24 сентября 2019г. Согласно имеющимся в деле кассовым чекам в указанную дату реализация СУГ по цене 25-50 руб./л осуществлялась ООО «Газпрофнефть», ИП К., ООО «Газавтонефть», ООО «Газкомпани». Цена на СУГ в размере 25-50 руб./л указана на стелах всех 7 хозяйствующих субъектах, о чем свидетельствуют сделанные сотрудниками УФАС по Алтайскому краю фотографии.

При этом Комиссия управления ФАС по Алтайскому краю не находит оснований для установления и поддержания одинаковых цен в 2019 году на СУГ, реализуемый рассматриваемыми хозяйствующими субъектами через АЗГС г.Барнаула Алтайского края, в виду различного экономического положения хозяйствующих субъектов на рынке розничной реализации СУГ.

Закупочная цена СУГ у разных поставщиков имела отличные значения с декабря 2018г. по декабрь 2019г., хозяйствующие субъекты имеют разное количество заправочных станций, отличная и стоимость арендной платы автозаправочных комплексов у продавцов СУГ, хозяйствующие субъекты осуществляли разные объемы реализации топлива.

Состав затрат на 1 литр СУГ для хозяйствующих субъектов индивидуален.

Так, на основании информации, представленной ООО «Газкомпани» (вх.№202070 от 20.02.2020), структура затрат на 1 литр СУГ топлива в 2018 г. сложилась следующим образом: себестоимость газа с транспортными расходами – 12 руб. 33 коп.; затраты на содержание АГЗС – 5 руб.67 коп.; налоги – 0, 42 руб. В 2019 году – себестоимость газа с транспортными расходами – 14 руб. 96 коп.; затраты на содержание АГЗС – 4 руб.81 коп.; налоги – 0,42 руб.

Из информации, представленной ООО «Газавтонефть» (вх.№202067 от 20.02.2020) следует, что структура затрат на 1 литр СУГ топлива в 2018 г. сложилась следующим образом: стоимость с транспортными расходами 14 руб.70 коп., аренда - 1 руб.85коп., заработная плата - 1 руб.96 коп., материальные расходы - 0,26 руб., производственные расходы - 0,79 руб., расходы АУП - 0,09 руб., налоги - 0,43 руб. В 2019 году – стоимость с транспортными расходами 15 руб. 28 коп., аренда - 1руб.92коп., заработная плата - 2 руб. 04 коп.; материальные расходы - 0,27 руб., производственные расходы - 0,82 руб., расходы АУП - 0,09 руб., налоги -0,45 руб. То есть, состав затрат ООО «Газавтонефть» в 2018 году составил 20 руб.06 коп., а в 2019 году 20 руб.86 коп.

По информации, представленной ООО «Микрон» (вх.№202063 от 20.02.2020), структура затрат на 1 литр СУГ топлива в 2018г. сложилась следующим образом: стоимость топлива с доставкой до АГЗС - 13 руб. 70 коп.; расходы АГЗС (заработная плата, аренда и иные материальные расходы) - 3 руб.76коп.; налоги - 0,69 руб. В 2019 году - стоимость топлива с доставкой до АГЗС - 14 руб. 58 коп.; расходы АГЗС (заработная плата, аренда и иные материальные расходы) - 3 руб.97коп.; налоги - 0,72 руб.

По информации, представленной ООО «Газпрофнефть», структура затрат на 1 литр СУГ топлива в 2018г. сложилась следующим образом: стоимость топлива с доставкой - 13 руб. 61 коп., прочие расходы (амортизация, заработная плата, налоги и т.п.) - 4 руб.77 коп. В 2019 г. - стоимость топлива с доставкой - 15 руб. 52 коп., прочие (амортизация, заработная плата, налоги и тп) - 6 руб.66 коп.

По информации, представленной ИП К., структура затрат на 1 литр СУГ топлива в 2018 г. не считались, среднее значение затрат по всем заправкам составило 4 руб.31 коп. без учета затрат на закуп СУГ. В 2019 году в среднем по предприятию значение затрат составило 5 руб.98 коп.

Согласно сведениям ИП Ф. (исх. № 3 от 27.03.2020г.) затраты на 1 литр СУГ в 2018 году были равны 21,71 руб., а в 2019г. - 21,3 руб.

На основании калькуляций ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт», поступивших в УФАС по Алтайскому краю, затраты на 1 литр СУГ по одной из АГЗС по состоянию на 06.12.2018г. составили 21, 61 руб., на второй по состоянию на 26.02.2019г. – 20, 42 руб., на третьей по состоянию на 18.03.2019г. – 21,25 руб.

Все вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что у хозяйствующих субъектов ООО «Газавтонефть», ООО «Микрон», ООО «Газкомпани», ООО «Газпрофнефть», ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт», ИП Ф., ИП К. имелась возможность вести самостоятельную ценовую политику, устанавливая различные розничные цены на смесь пропана и бутана.

При этом, из пояснений и информации, представленной ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт», ИП Ф., розничные цены на СУГ реализуемый через АГЗС на территории г.Барнаула Алтайского края, с учетом использования бонусной программы, а также предоставления скидок различны чем у остальных, действующих на товарном рынке хозяйствующих субъектов.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт», ИП Ф. фактически реализовывали СУГ, через АГЗС на территории г.Барнаула Алтайского края по различным розничным ценам.

Таким образом, приведённые доводы в заседаниях Комиссии и представленная информация ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт», ИП Ф., свидетельствуют об отсутствии непосредственно в рассматриваемых Комиссией управления ФАС по Алтайскому краю действиях ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт», ИП Ф. нарушения антимонопольного законодательства.

В возражениях на заключение об обстоятельствах дела №022/01/11-1085/2019, направленных в антимонопольный орган, ООО «Газавтонефть», ООО «Микрон», ООО «Газкомпани», ИП К. указали, что розничные цены на СУГ, реализуемый через АГЗС на территории г.Барнаула Алтайского края у хозяйствующих субъектов были различные, при этом однократное совпадение данных цен не может рассматриваться как соглашение, которое привело к установлению и поддержанию в 2019 году одинаковых розничных цен на СУГ.

В свою очередь доказательств данным обстоятельствам ООО «Газавтонефть», ООО «Микрон», ООО «Газкомпани», ИП К. в антимонопольный орган не представили.

Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к признакам ограничения конкуренции относится, в том числе, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке и др.

Действия ООО «Газпрофнефть», ООО «Газавтонефть», ООО «Микрон», ООО «Газкомпани», ИП К., выраженные в установлении и поддержании в 2019 году одинаковых розничных цен на СУГ, реализуемый через АГЗС на территории г.Барнаула Алтайского края, не были вызваны изменениями, связанными с общими условиями обращения товара на товарном рынке.

Формирование и изменение розничных цен хозяйствующими субъектами – участниками розничного рынка моторного топлива, осуществляется в зависимости от цен заводов-производителей и оптовых поставщиков СУГ, расходов на транспортировку (доставку), иных издержек в хозяйственной деятельности, связанных с реализацией товара непосредственно через объекты розничной торговли, которые являются индивидуальными для каждого продавца.

При установлении в течение определенного периода времени и поддержании лицами на рынке розничной реализации СУГ в г.Барнауле Алтайского края одинакового уровня цен, достигается устранение конкурентных отношений между ними, а именно – устранение ценовой состязательности при реализации СУГ через АГЗС на территории г.Барнаула Алтайского края.

Необходимо также принять во внимание, что установление и поддержание одинаковых розничных цен на СУГ, реализуемый через АГЗС на территории г.Барнаула Алтайского края, выгодно хозяйствующим субъектам, т.к. отсутствие конкурентного соперничества на рынке розничной реализации СУГ в г.Барнауле Алтайского края не предполагает наличия мотивации для улучшения качества обслуживания, предложения новых форм сервиса и т.д.

ООО «Газпрофнефть», ООО «Газавтонефть», ООО «Микрон», ООО «Газкомпани», ИП К. отказались от соперничества на рынке розничной реализации СУГ в г.Барнауле Алтайского края при отсутствии на то объективных причин, в равной степени влияющих на всех хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

Установлении и поддержании в 2019 году ООО «Газавтонефть», ООО «Микрон», ООО «Газкомпани», ООО «Газпрофнефть», ИП К розничных цен на сжиженный углеводородный газ, в размере 25 рублей 50 копеек, реализуемый через АГЗС, в городе Барнауле Алтайского края, при отсутствии на то объективных причин, в разной степени влияющих на всех субъектов товарного рынка, являются результатом устной договоренности (заключения соглашения) и противоречат требованиям пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вышеуказанный факт нарушения антимонопольного законодательства установлен решением Комиссии управления ФАС по Алтайскому краю от 18.08.2020 №022/01/11-1085/2019.

Таким образом, ООО «Газпрофнефть» заключило соглашение с ООО «Газавтонефть», ООО «Газкомпани», ООО «Микрон», ИП К и участвовало в соглашении, что привело к установлению и поддержанию в 2019 году розничных цен на сжиженный углеводородный газ, в размере 25 рублей 50 копеек, реализуемый через АГЗС, в городе Барнауле Алтайского края, тем самым нарушило запрет, установленный пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.е. «заключение хозяйствующим субъектом соглашения, признаваемого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации картелем, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, либо участие в нем».

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается протоколом по делу №022/04/14.32-575/2021 об административном правонарушении от 06.07.2021г., а также другими материалами дела.

Срок давности привлечения ООО «Газпрофнефть» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств не выявлено.

Руководствуясь ч. 1 ст. 14.32, ст. 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ООО «Газпрофнефть» (место нахождения: 656063, Алтайский край, г.Барнаул, пр.Космонавтов, д.46, ИНН 2223604120, ОГРН1152223003635) виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в заключении соглашения с ООО «Микрон», ООО «Газавтонефть», ООО «Газкомпани», ИП К. и участия в нем, что привело к установлению и поддержанию в 2019 году розничных цен на сжиженный углеводородный газ, в размере 25 рублей 50 копеек, реализуемый через АГЗС, в городе Барнауле Алтайского края, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Применить к ООО «Газпрофнефть» (место нахождения: 656063, Алтайский край, г.Барнаул, пр.Космонавтов, д.46, ИНН 2223604120, ОГРН1152223003635) меру ответственности в виде административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 2 613 120, 00 (Два миллиона шестьсот тринадцать тысяч сто двадцать) рублей.

Расчет суммы наложенного штрафа.

В соответствии с частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключение хозяйствующим субъектом соглашения, признаваемого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации картелем, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, либо участие в нем - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трех сотых до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

При этом пунктом 4 Примечания к статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Частью 3 Примечания к статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 части 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что обстоятельством, смягчающих административную ответственность, признается в том числе добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение.

На дату вынесения решения по делу №022/01/11-1085/2019 Комиссией управления ФАС по Алтайскому краю было установлено, что ООО «Газпрофнефть» прекратило нарушение антимонопольного законодательства.

По информации, размещенной на сайте Федеральной государственной службы статистики Российской Федерации в сети Интернет сумма выручки ООО «Газпрофнефть» за 2018 год составила 65 328 000 рублей.

При исчислении административного штрафа по правилам пункта 4 Примечания к статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа, подлежащего назначению ООО «Газпрофнефть», составит:

1 959 840 + (9 799 200 – 1 959 840) /2 = 5 879 520 рублей

где: 1 959 840 рублей – три сотые размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение

9 799 200 рублей - пятнадцать сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.

В связи с тем, что в ходе рассмотрения дела управлением ФАС по Алтайскому краю было установлено наличие одного смягчающего ответственность обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение), полученная сумма штрафа (2 565 810 рублей) уменьшается на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения

(9 799 200 – 1 959 840) /8 = 979 920 рублей, то есть на 979 920 рублей.

Таким образом, окончательная сумма штрафа рассчитывается следующим образом:

5 879 520 рублей – 979 920 рублей (смягчающее обстоятельство) = 4 899 600 рублей.

На основании части 4 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо из суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

Учитывая норму ч.4 ст. 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сумма наложенного на ООО «Газпрофнефть» административного штрафа не может превышать:

65 328 000 рублей * 1/25 = 2 613 120 руб.

Таким образом, прихожу к выводу о назначении административного штрафа в размере – 2 613 120, 00 (Два миллиона шестьсот тринадцать тысяч сто двадцать) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Административный штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:

Получатель – управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (Алтайское краевое УФАС России)

ИНН: 2221022528

КПП: 222501001

ОКТМО: 01701000

Номер казначейского счета: 03100643000000011700

Единый казначейский счет: 40102810045370000009

Наименование Банка: Отделение Барнаул Банка России // УФК по Алтайскому краю г.Барнаул

БИК ТОФК 010173001

Код дохода: 161 1 16 01141 01 0032 140

УИН __________________________________________

Основание платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу тел.8-(3852) -24-68-81.

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

На основании части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Дата вступления постановления в законную силу «____» ________ 2021г.

Дата выдачи постановления «___» ____________ 2021г.

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года.

Вр.и.о. руководителя управления

Советник государственной

гражданской службы РФ 1 класса <……>

Копия постановления получена «_____» ________________2021г.

Копия постановления направлена «_____» ________________2021г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны