Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 15 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

по делу № 67-АД(АМ)04/17

об административном правонарушении

10 мая 2017 года г. Барнаул

Я, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю С<…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 67-АД(АМ)04/17, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя Бочарова<…>, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения настоящего дела, что подтверждается материалами, имеющимися в деле, в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (поступило ходатайство от ИП Бочарова вх. № 174929 от 10.05.2017)

УСТАНОВИЛ:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступило на рассмотрение обращение жителей с. Брусенцово Усть-Пристанского района Алтайского края (вх. № 157045 от 26.05.2016) по вопросу снижения закупочных цен на сырое коровье молоко, сдаваемое владельцами личных подсобных хозяйств молокосборщикам.

При проведении анализа состояния конкуренции на рынке сырого коровьего молока в Усть-Пристанском районе Алтайского края были выявлены хозяйствующие субъекты, осуществляющие закуп сырого коровьего молока в Усть-Пристанском районе Алтайского края у владельцев личных подсобных хозяйств.

По информации администрации Усть-Пристанского района, а также в соответствии с данными, представленными хозяйствующими субъектами, закуп сырого коровьего молока у населения на территории Усть-Пристанского района в 1 полугодии 2016 года осуществлялся следующими хозяйствующими субъектами:

1. ИП Шапорев <…>;

2. ООО «Молприм» (Алтайский край, Шипуновский район, с. Шипуново, ул. 8 Марта, 24-2);

3. ИП Бочаров <…>;

4. ООО «Торговые Технологии» (г. Томск, <…>) - через ООО «Предгорье Алтая» (Томская область, Томский район, д. Нелюбино, ул. Дорожная, 30);

5. ООО «Эталон» (г. Барнаул, ул. Телефонная, 46) – занимается деятельностью по закупу молока с 01.05.2016 года.

Продавцами сырого коровьего молока на территории Усть-Пристанского района Алтайского края являются владельцы личных подсобных хозяйств и сельхозпредприятия, производящие сырое коровье молоко. Продавцы исследуемого товарного рынка – владельцы личных подсобных хозяйств, производящие сырое коровье молоко.     

В результате анализа представленных документов установлено, что с января по июнь 2016 года в Усть-Пристанском районе Алтайского края сложились следующие цены на закупаемое у населения сырое коровье молоко:

Отчетный период

ООО «Молприм»

ИП Бочаров

ООО «Торговые технологии»

ИП Шапорев

ООО «Эталон»

01.01.2016 г.

17,0

17,0

17,01

 

 

16.01.2016 г.

17,0

17,0

17,01

 

 

01.02.2016 г.

17,3

17,0

17,01

 

 

16.02.2016 г.

17,3

17,0

17,01

 

 

01.03.2016 г.

17,3

17,0

17,01

17,0

 

16.03.2016 г.

17,3

17,0

17,01-18,01

17,0

 

01.04.2016 г.

17,3

17,0

17,01

17,0-18,0

 

16.04.2016 г.

16,3

16,0

16,01

16,0-17,0

 

01.05.2016 г.

15,3

15,0

15,01

15,0-16,0

15,0

16.05.2016 г.

14,3

14,0

14,01

14,0-15,0

14,0

01.06.2016 г.

14,0

13,0

13,01

 

13,0

16.06.2016 г.

 

13,0

13,01

 

13,0

01.07.2016 г.

 

13,0

13,01

 

13,0

01.08.2016 г.

 

14,0

13,01

 

14,0

08.08.2016 г.

 

14,0

14,01

 

15,0

16.08.2016 г.

 

15,0

 

 

15,0

01.09.2016 г.

 

15,0

 

 

15,0

16.09.2016 г.

 

15,0

 

 

15,0

Анализ вышеназванных закупочных цен на молоко сырое коровье, показал следующее: с 16.04.2016 года ИП Бочаров и ООО «Торговые технологии» одновременно снизили цену с 17-17,01 руб. до 16-16,01 руб.

На 01.05.2016 года цена для населения Усть-Пристанского района в размере 15-15,01 руб. установлена ИП Бочаровым, ООО «Торговые технологии» и ООО «Эталон», которое начало осуществлять закуп сырого коровьего молока на территории Усть-Пристанского района с мая 2016 года. С 16.05.2016 года произошло снижение цены до 14-14,01 руб. одновременно у ИП Бочарова, ООО «Торговые технологии» и ООО «Эталон», а с 01.06.2016 года до 13-13,01 руб.

С 01.08.2016 года ИП Бочаров и ООО «Эталон» одновременно установили цену для населения в размере 14 руб., с 08.08.2016 года ООО «Торговые технологии» также устанавливает цену в размере 14 руб. и с 09.08.2016 прекращает свою деятельность в Усть-Пристанском районе Алтайского края.

С 16.08.2016 года ИП Бочаров и ООО «Эталон» одновременно увеличили цену для населения до 15 руб., установленная цена осталась неизменной в сентябре 2016 года.

ООО «Торговые технологии» устанавливало цену, незначительно отличающуюся от цен, установленных ИП Бочаровым и ООО «Эталон» на 0,01 руб.

Согласно информации (закупочные ведомости), представленной ООО «Эталон», установлено, что ООО «Эталон» осуществляет доплаты в размере 1 руб. отдельным сдатчикам Усть-Пристанского района, объемы сданного молока которыми за месяц превышают 1 тн., для основной части сдатчиков цена аналогична цене ИП Бочарова и ООО «Торговые технологии».

Таким образом, снижение цен на закупаемое сырое коровье молоко с 16.04.2016 года отмечено одновременно у ИП Бочарова и ООО «Торговые технологии», а с 01.05.2016 года у ИП Бочарова, ООО «Торговые технологии» и ООО «Эталон» на одни и те же даты с установлением одинаковых цен на сырое коровье молоко в Усть-Пристанском районе Алтайского края.

Иные хозяйствующие субъекты (ООО «Молприм», ИП Шапорев) осуществляли самостоятельную ценовую политику, устанавливали цены исходя из собственных затрат.

ИП Бочаров, ООО «Торговые технологии» и ООО «Эталон» являются конкурентами на рынке сырого коровьего молока, так как закупают сырое коровье молоко на территории Усть-Пристанского района.

ИП Бочаров в дальнейшем осуществляет поставку сырья (сырого коровьего молока) для ООО «Алтай-Агро» (г. Славгород, ул. 2-ая Промышленная, 26). На основании пункта 4.2 Договора поставки сырого коровьего молока № А/23-2013 от 01.10.2013, заключенного между ИП Бочаровым и ООО «Алтай-Агро», ООО «Алтай-Агро» оплачивает фактически принятое молоко по цене, с учетом содержания белка и жирности молока.

Цена молока оформляется уведомлением ООО «Алтай-Агро», направляемым ИП Бочарову по мере изменения цен. Данные о стоимости молока приобретаемого ООО «Алтай Агро» у ИП Бочарова представлены в таблице.

С 18.04.2016 года на основании уведомления об изменении (установлении) закупочной цены, полученной от ООО «Алтай-Агро» закупочная цена на молоко для ИП Бочарова составляла 18 руб. С 01.05.2016 года в соответствии с уведомлением ООО «Алтай-Агро» закупочная цена для ИП Бочарова составила 17 руб., однако ИП Бочаров снизил закупочную цену для населения с 16.05.2016 года до 14 руб., а с 01.06.2016 года до 13 руб. Разница между закупочной ценой ИП Бочарова и закупочной ценой ООО «Алтай-Агро» увеличивалась по мере снижения ИП Бочаровым закупочных цен на сырое коровье молоко для населения с 2 руб. в апреле 2016 года, до 3 руб. в мае, до 4 руб. с июня 2016 года по сентябрь 2016 года.

ООО «Эталон» поставляет закупленное сырое коровье молоко по договору поставки от 29.04.2016 года на АО «Барнаульский молочный комбинат». АО «Барнаульский молочный комбинат» с 29.04.2016 года на основании Договора № 35 от 29.04.2016 установило закупочную цену на молоко для ООО «Эталон» - 23,5 руб., с 01.06.2016 года - 19 руб. При этом ООО «Эталон» снизило закупочную цену для населения еще с 16.05.2016 года до 14 руб., одновременно с ИП Бочаровым, тем самым увеличив разницу между закупочной ценой у населения и ценой молока, передаваемого АО «Барнаульский молочный комбинат» с 8,5 руб. до 9,5 руб.

Таким образом, ИП Бочаров и ООО «Эталон» начали снижение закупочных цен на сырое коровье молоко для населения Усть-Пристанского района одновременно, на одни и те же даты, с установлением одинаковых цен, вне зависимости от того, как менялись цены заводами-производителями. При этом, закупочные цены для населения снижались большими темпами, чем цены на молоко, приобретаемое у ИП Бочарова ООО «Алтай Агро», у ООО «Эталон» АО «Барнаульский молочный комбинат».

В соответствии с агентским договором на совершение сделок по приобретению товаров для комитента от 12.05.2015, заключенным между ООО «Торговые технологии» (комитент) и ООО «Предгорье Алтая» (комиссионер), ООО «Предгорье Алтая» обязуется по поручению ООО «Торговые технологии» от своего имени, но за счет комитента приобретать на территории Алтайского края коровье молоко, а ООО «Торговые технологии» обязуется выплачивать ООО «Предгорье Алтая» вознаграждение.

В соответствии с пунктом 2.1.2 данного договора максимальная закупочная цена сырого коровьего молока у населения определяется Комиссионером (ООО «Предгорье Алтая») на основании письменного уведомления Комитента (ООО «Торговые технологии»), которое является обязательным для Комиссионера с момента его получения. В течение срока действия Договора изменение цены закупа товара может осуществляться Комитентом неограниченное количество раз.

На основании пункта 4 вышеназванного договора Комитент (ООО «Торговые технологии») уплачивает Комиссионеру (ООО «Предгорье Алтая») вознаграждение в размере 30 коп. за 1 кг закупленного молока. Помимо уплаты комиссионного вознаграждения Комитент обязан возместить Комиссионеру израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы: транспортные и иные расходы.

ООО «Торговые Технологии» с 01.01.2016 года по 16.04.2016 года устанавливало цены на сырое коровье молоко для населения в размере 17,01 руб. С 16.04.2016 года по 01.05.2016 года закупочные цены снизились до 16,01 руб., с 01.05.2016 года по 16.05.2016 года закупочная цена снизилась до 15,01 руб. С июня 2016 года по 08.08.2016 года ООО «Торговые Технологии» снизило закупочные цены для населения до 13,01 руб., 08.08.2016 года Общество установило цену на закупаемое молоко в размере 14,01 руб., с 09.08.2016 года прекратило деятельность по закупу сырого коровьего молока в Усть-Пристанском районе.

Закупочные цены предприятий-переработчиков и организаций, оказывающих услуги по дальнейшему продвижению молока до переработки сложились на следующем уровне:

Дата

 

ИП Бочаров

 

 

 

ООО «Алтай- Агро»

 

 

Разница

 

 

ООО «Эталон»

 

АО

«Барнаульский молочный комбинат»

 

 

Разница

 

С 18.04.2016

16,0

18,0

2,0

 

 

 

С 29.04.2016

 

 

 

15,0

23,5

8,5

С 01.05.2016

15,0

17,0

2,0

15,0

23,5

8,5

С 16.05.2016

14,0

17,0

3,0

14,0

23,5

9,5

С 01.06.2016

13,0

17,0

4,0

13,0

19,0

6,0

С 16.06.2016

13,0

17,0

4,0

13,0

19,0

6,0

С 01.07.2016

13,0

17,0

4,0

13,0

21,5

8.5

С 01.08.2016

14,0

18,0

4,0

14,0

21,5

7,5

С 08.08.2016

14,0

18,0

4,0

15,0

21,5

6,5

С 16.08.2016

15,0

19,0

4,0

15,0

21,5

6,5

С 01.09.2016

15,0

19,0

4,0

15,0

21,4

6,5

С 16.09.2016

15,0

19,0

4,0

15,0

21,5

6,5

По результатам анализа данных установлено, что ООО «Алтай-Агро» и АО «Барнаульский молочный комбинат» устанавливали различные закупочные цены для поставщиков молока - ИП Бочарова и ООО «Эталон». В свою очередь поставщики молока, являясь субъектами-конкурентами на рынке сырого коровьего молока в Усть-Пристанском районе Алтайского края синхронно, на одни и те же даты снижали и устанавливали цены до одной величины.

На основании информации, представленной ИП Бочаровым установлено, что затраты на закуп сырого коровьего молока в Усть-Пристанском районе в мае 2016 года составляли 3,98 руб./кг, в июне 2016 года – 3,69 руб./кг. Структура затрат по закупу сырого коровьего молока ИП Бочарова (за 1 рейс): материальные затраты – 986 руб., оплата труда – 257 руб., страховые взносы – 86,3 руб. В состав автомобильного парка предпринимателя входит 2 автомобиля марки УАЗ.

Затраты ООО «Эталон» в мае 2016 года составляли 0,83 руб./кг, в июне 2016 года – 0,77 руб./кг. Структура затрат ООО «Эталон» не представлена.

ООО «Торговые технологии» осуществляет деятельность, используя схему закупа по агентскому договору, следовательно, структура затрат ООО «Торговые технологии» отличается от структуры затрат ИП Бочарова и ООО «Эталон».

Таким образом, в ходе проведения анализа установлено, что хозяйствующие субъекты ИП Бочаров, ООО «Торговые технологии» и ООО «Эталон» осуществляют закуп сырого коровьего молока, используя различные схемы (договор поставки, агентский договор), неся в соответствии с этим различные издержки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно производящие и закупающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

ИП Бочаров, ООО «Торговые технологии» и ООО «Эталон» осуществляют свою деятельность на рынке сырого коровьего молока в Усть-Пристанском районе Алтайского края.

При одномоментном снижении цен на сырое коровье молоко лицами, закупающими сырое коровье молоко, до одинакового уровня достигается устранение конкурентных отношений между ними, а именно – устранение ценовой состязательности на рынке сырого молока.

Доказательством наличия соглашения между ИП Бочаровым, ООО «Торговые технологии» и ООО «Эталон», направленного на установление и поддержание цен на сырое коровье молоко, является поведение (фактические действия) данных хозяйствующих субъектов, которое приводит к отказу от соперничества посредством совершения одинаковых действий по снижению цен на сырое молоко при отсутствии на то объективных причин.

Действия ИП Бочарова, ООО «Торговые технологии» и ООО «Эталон», выразившиеся в поведении (фактические действия) данных хозяйствующих субъектов, которое привело к отказу от соперничества на рынке сырого коровьего молока посредством совершения одинаковых действий по снижению закупочных цен на сырое молоко при отсутствии на то объективных причин, в равной степени влияющих на всех хозяйствующих субъектов на товарном рынке в Усть-Пристанском районе Алтайского края, противоречат требованиям пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вышеназванный факт нарушения антимонопольного законодательства установлен решением Комиссии управления ФАС по Алтайскому краю от 30.11.2016 № 16-ФАС22-АМ/07-16.

Таким образом, действиями Индивидуального предпринимателя Бочарова, выразившимися в заключении соглашения с ООО «Торговые технологии» и участии в соглашении, что привело к установлению и поддержанию одинаковых закупочных цен на сырое коровье молоко в апреле 2016 года на территории Усть-Пристанского района Алтайского края, в заключении соглашения с ООО «Торговые технологии» и ООО «Эталон» и участии в соглашении, что привело к установлению и поддержанию одинаковых закупочных цен на сырое коровье молоко с мая 2016 года по 08.08.2016 года на территории Усть-Пристанского района Алтайского края, а также в заключении соглашения с ООО «Эталон» и участии в соглашении, что привело к установлению и поддержанию одинаковых закупочных цен на сырое коровье молоко с 16.08.2016 года на территории Усть-Пристанского района Алтайского края, нарушен запрет, установленный пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со сведениями с сайта ФНС России основным видом деятельности ИП Бочаров (ИНН/ОГРНИП: 223100320230/304220106200021) является торговля оптовая за вознаграждение или на договорной основе, дополнительными видами деятельности, помимо прочих, является торговля оптовая молочными продуктами.

Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении ИП Бочаровым действующего законодательства при осуществлении своей деятельности.

Частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент вынесения настоящего постановления) установлена санкция за заключение хозяйствующим субъектом соглашения, признаваемого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации картелем, а именно: «заключение хозяйствующим субъектом соглашения, признаваемого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации картелем, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет».

Изложенное свидетельствует о наличии в деянии ИП Бочарова состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения ИП Бочаровым подтверждается протоколом по делу № 67-АД(АМ)04/17 об административном правонарушении от 25.04.2017, а также другими материалами дела.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

В силу части 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.32 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

Следовательно, срок давности привлечения ИП Бочарова к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Таким образом, ИП Бочаров подлежит ответственности на основании части 1 статьи 14.32 КоАП РФ, в редакции, действовавшей во время совершения административного правонарушения, а именно: «заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет».

Отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств нет.

Руководствуясь частью 1 статьи 9.21, статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Индивидуального предпринимателя Бочарова <…> виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в заключении соглашения с ООО «Торговые технологии» и участии в соглашении, что привело к установлению и поддержанию одинаковых закупочных цен на сырое коровье молоко в апреле 2016 года на территории Усть-Пристанского района Алтайского края, в заключении соглашения с ООО «Торговые технологии» и ООО «Эталон» и участии в соглашении, что привело к установлению и поддержанию одинаковых закупочных цен на сырое коровье молоко с мая 2016 года по 08.08.2016 года на территории Усть-Пристанского района Алтайского края, а также в заключении соглашения с ООО «Эталон» и участии в соглашении, что привело к установлению и поддержанию одинаковых закупочных цен на сырое коровье молоко с 16.08.2016 года на территории Усть-Пристанского района Алтайского края, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Применить к Индивидуальному предпринимателю Бочарову <…> меру ответственности в виде административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерально закона от 17.07.2009 № 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты РФ» в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Административный штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:

Р/с № 40101810100000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Алтайскому краю, г. Барнаул

БИК банка получателя: 040173001

Реквизиты получателя:

ИНН: 2221022528, КПП: 222401001 Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (Алтайское краевое УФАС России)

ОКТМО: 01701000

Код дохода: 161 1 16 02010 01 6000 140

Основание платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление по факсу 8(3852)24-68-81.

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд общей юрисдикции в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Заместитель руководителя управления

Советник государственной

гражданской службы РФ 1 класса С<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны