Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 15 мая 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
по делу № 67-АД(АМ)04/17
об административном правонарушении
10 мая 2017 года г. Барнаул
Я, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю С<…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 67-АД(АМ)04/17, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя Бочарова<…>, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения настоящего дела, что подтверждается материалами, имеющимися в деле, в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (поступило ходатайство от ИП Бочарова вх. № 174929 от 10.05.2017)
УСТАНОВИЛ:
В управление ФАС по Алтайскому краю поступило на рассмотрение обращение жителей с. Брусенцово Усть-Пристанского района Алтайского края (вх. № 157045 от 26.05.2016) по вопросу снижения закупочных цен на сырое коровье молоко, сдаваемое владельцами личных подсобных хозяйств молокосборщикам.
При проведении анализа состояния конкуренции на рынке сырого коровьего молока в Усть-Пристанском районе Алтайского края были выявлены хозяйствующие субъекты, осуществляющие закуп сырого коровьего молока в Усть-Пристанском районе Алтайского края у владельцев личных подсобных хозяйств.
По информации администрации Усть-Пристанского района, а также в соответствии с данными, представленными хозяйствующими субъектами, закуп сырого коровьего молока у населения на территории Усть-Пристанского района в 1 полугодии 2016 года осуществлялся следующими хозяйствующими субъектами:
1. ИП Шапорев <…>;
2. ООО «Молприм» (Алтайский край, Шипуновский район, с. Шипуново, ул. 8 Марта, 24-2);
3. ИП Бочаров <…>;
4. ООО «Торговые Технологии» (г. Томск, <…>) - через ООО «Предгорье Алтая» (Томская область, Томский район, д. Нелюбино, ул. Дорожная, 30);
5. ООО «Эталон» (г. Барнаул, ул. Телефонная, 46) – занимается деятельностью по закупу молока с 01.05.2016 года.
Продавцами сырого коровьего молока на территории Усть-Пристанского района Алтайского края являются владельцы личных подсобных хозяйств и сельхозпредприятия, производящие сырое коровье молоко. Продавцы исследуемого товарного рынка – владельцы личных подсобных хозяйств, производящие сырое коровье молоко.
В результате анализа представленных документов установлено, что с января по июнь 2016 года в Усть-Пристанском районе Алтайского края сложились следующие цены на закупаемое у населения сырое коровье молоко:
Отчетный период |
ООО «Молприм» |
ИП Бочаров |
ООО «Торговые технологии» |
ИП Шапорев |
ООО «Эталон» |
01.01.2016 г. |
17,0 |
17,0 |
17,01 |
|
|
16.01.2016 г. |
17,0 |
17,0 |
17,01 |
|
|
01.02.2016 г. |
17,3 |
17,0 |
17,01 |
|
|
16.02.2016 г. |
17,3 |
17,0 |
17,01 |
|
|
01.03.2016 г. |
17,3 |
17,0 |
17,01 |
17,0 |
|
16.03.2016 г. |
17,3 |
17,0 |
17,01-18,01 |
17,0 |
|
01.04.2016 г. |
17,3 |
17,0 |
17,01 |
17,0-18,0 |
|
16.04.2016 г. |
16,3 |
16,0 |
16,01 |
16,0-17,0 |
|
01.05.2016 г. |
15,3 |
15,0 |
15,01 |
15,0-16,0 |
15,0 |
16.05.2016 г. |
14,3 |
14,0 |
14,01 |
14,0-15,0 |
14,0 |
01.06.2016 г. |
14,0 |
13,0 |
13,01 |
|
13,0 |
16.06.2016 г. |
|
13,0 |
13,01 |
|
13,0 |
01.07.2016 г. |
|
13,0 |
13,01 |
|
13,0 |
01.08.2016 г. |
|
14,0 |
13,01 |
|
14,0 |
08.08.2016 г. |
|
14,0 |
14,01 |
|
15,0 |
16.08.2016 г. |
|
15,0 |
|
|
15,0 |
01.09.2016 г. |
|
15,0 |
|
|
15,0 |
16.09.2016 г. |
|
15,0 |
|
|
15,0 |
Анализ вышеназванных закупочных цен на молоко сырое коровье, показал следующее: с 16.04.2016 года ИП Бочаров и ООО «Торговые технологии» одновременно снизили цену с 17-17,01 руб. до 16-16,01 руб.
На 01.05.2016 года цена для населения Усть-Пристанского района в размере 15-15,01 руб. установлена ИП Бочаровым, ООО «Торговые технологии» и ООО «Эталон», которое начало осуществлять закуп сырого коровьего молока на территории Усть-Пристанского района с мая 2016 года. С 16.05.2016 года произошло снижение цены до 14-14,01 руб. одновременно у ИП Бочарова, ООО «Торговые технологии» и ООО «Эталон», а с 01.06.2016 года до 13-13,01 руб.
С 01.08.2016 года ИП Бочаров и ООО «Эталон» одновременно установили цену для населения в размере 14 руб., с 08.08.2016 года ООО «Торговые технологии» также устанавливает цену в размере 14 руб. и с 09.08.2016 прекращает свою деятельность в Усть-Пристанском районе Алтайского края.
С 16.08.2016 года ИП Бочаров и ООО «Эталон» одновременно увеличили цену для населения до 15 руб., установленная цена осталась неизменной в сентябре 2016 года.
ООО «Торговые технологии» устанавливало цену, незначительно отличающуюся от цен, установленных ИП Бочаровым и ООО «Эталон» на 0,01 руб.
Согласно информации (закупочные ведомости), представленной ООО «Эталон», установлено, что ООО «Эталон» осуществляет доплаты в размере 1 руб. отдельным сдатчикам Усть-Пристанского района, объемы сданного молока которыми за месяц превышают 1 тн., для основной части сдатчиков цена аналогична цене ИП Бочарова и ООО «Торговые технологии».
Таким образом, снижение цен на закупаемое сырое коровье молоко с 16.04.2016 года отмечено одновременно у ИП Бочарова и ООО «Торговые технологии», а с 01.05.2016 года у ИП Бочарова, ООО «Торговые технологии» и ООО «Эталон» на одни и те же даты с установлением одинаковых цен на сырое коровье молоко в Усть-Пристанском районе Алтайского края.
Иные хозяйствующие субъекты (ООО «Молприм», ИП Шапорев) осуществляли самостоятельную ценовую политику, устанавливали цены исходя из собственных затрат.
ИП Бочаров, ООО «Торговые технологии» и ООО «Эталон» являются конкурентами на рынке сырого коровьего молока, так как закупают сырое коровье молоко на территории Усть-Пристанского района.
ИП Бочаров в дальнейшем осуществляет поставку сырья (сырого коровьего молока) для ООО «Алтай-Агро» (г. Славгород, ул. 2-ая Промышленная, 26). На основании пункта 4.2 Договора поставки сырого коровьего молока № А/23-2013 от 01.10.2013, заключенного между ИП Бочаровым и ООО «Алтай-Агро», ООО «Алтай-Агро» оплачивает фактически принятое молоко по цене, с учетом содержания белка и жирности молока.
Цена молока оформляется уведомлением ООО «Алтай-Агро», направляемым ИП Бочарову по мере изменения цен. Данные о стоимости молока приобретаемого ООО «Алтай Агро» у ИП Бочарова представлены в таблице.
С 18.04.2016 года на основании уведомления об изменении (установлении) закупочной цены, полученной от ООО «Алтай-Агро» закупочная цена на молоко для ИП Бочарова составляла 18 руб. С 01.05.2016 года в соответствии с уведомлением ООО «Алтай-Агро» закупочная цена для ИП Бочарова составила 17 руб., однако ИП Бочаров снизил закупочную цену для населения с 16.05.2016 года до 14 руб., а с 01.06.2016 года до 13 руб. Разница между закупочной ценой ИП Бочарова и закупочной ценой ООО «Алтай-Агро» увеличивалась по мере снижения ИП Бочаровым закупочных цен на сырое коровье молоко для населения с 2 руб. в апреле 2016 года, до 3 руб. в мае, до 4 руб. с июня 2016 года по сентябрь 2016 года.
ООО «Эталон» поставляет закупленное сырое коровье молоко по договору поставки от 29.04.2016 года на АО «Барнаульский молочный комбинат». АО «Барнаульский молочный комбинат» с 29.04.2016 года на основании Договора № 35 от 29.04.2016 установило закупочную цену на молоко для ООО «Эталон» - 23,5 руб., с 01.06.2016 года - 19 руб. При этом ООО «Эталон» снизило закупочную цену для населения еще с 16.05.2016 года до 14 руб., одновременно с ИП Бочаровым, тем самым увеличив разницу между закупочной ценой у населения и ценой молока, передаваемого АО «Барнаульский молочный комбинат» с 8,5 руб. до 9,5 руб.
Таким образом, ИП Бочаров и ООО «Эталон» начали снижение закупочных цен на сырое коровье молоко для населения Усть-Пристанского района одновременно, на одни и те же даты, с установлением одинаковых цен, вне зависимости от того, как менялись цены заводами-производителями. При этом, закупочные цены для населения снижались большими темпами, чем цены на молоко, приобретаемое у ИП Бочарова ООО «Алтай Агро», у ООО «Эталон» АО «Барнаульский молочный комбинат».
В соответствии с агентским договором на совершение сделок по приобретению товаров для комитента от 12.05.2015, заключенным между ООО «Торговые технологии» (комитент) и ООО «Предгорье Алтая» (комиссионер), ООО «Предгорье Алтая» обязуется по поручению ООО «Торговые технологии» от своего имени, но за счет комитента приобретать на территории Алтайского края коровье молоко, а ООО «Торговые технологии» обязуется выплачивать ООО «Предгорье Алтая» вознаграждение.
В соответствии с пунктом 2.1.2 данного договора максимальная закупочная цена сырого коровьего молока у населения определяется Комиссионером (ООО «Предгорье Алтая») на основании письменного уведомления Комитента (ООО «Торговые технологии»), которое является обязательным для Комиссионера с момента его получения. В течение срока действия Договора изменение цены закупа товара может осуществляться Комитентом неограниченное количество раз.
На основании пункта 4 вышеназванного договора Комитент (ООО «Торговые технологии») уплачивает Комиссионеру (ООО «Предгорье Алтая») вознаграждение в размере 30 коп. за 1 кг закупленного молока. Помимо уплаты комиссионного вознаграждения Комитент обязан возместить Комиссионеру израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы: транспортные и иные расходы.
ООО «Торговые Технологии» с 01.01.2016 года по 16.04.2016 года устанавливало цены на сырое коровье молоко для населения в размере 17,01 руб. С 16.04.2016 года по 01.05.2016 года закупочные цены снизились до 16,01 руб., с 01.05.2016 года по 16.05.2016 года закупочная цена снизилась до 15,01 руб. С июня 2016 года по 08.08.2016 года ООО «Торговые Технологии» снизило закупочные цены для населения до 13,01 руб., 08.08.2016 года Общество установило цену на закупаемое молоко в размере 14,01 руб., с 09.08.2016 года прекратило деятельность по закупу сырого коровьего молока в Усть-Пристанском районе.
Закупочные цены предприятий-переработчиков и организаций, оказывающих услуги по дальнейшему продвижению молока до переработки сложились на следующем уровне:
Дата |
ИП Бочаров
|
ООО «Алтай- Агро» |
Разница
|
ООО «Эталон»
|
АО «Барнаульский молочный комбинат» |
Разница
|
С 18.04.2016 |
16,0 |
18,0 |
2,0 |
|
|
|
С 29.04.2016 |
|
|
|
15,0 |
23,5 |
8,5 |
С 01.05.2016 |
15,0 |
17,0 |
2,0 |
15,0 |
23,5 |
8,5 |
С 16.05.2016 |
14,0 |
17,0 |
3,0 |
14,0 |
23,5 |
9,5 |
С 01.06.2016 |
13,0 |
17,0 |
4,0 |
13,0 |
19,0 |
6,0 |
С 16.06.2016 |
13,0 |
17,0 |
4,0 |
13,0 |
19,0 |
6,0 |
С 01.07.2016 |
13,0 |
17,0 |
4,0 |
13,0 |
21,5 |
8.5 |
С 01.08.2016 |
14,0 |
18,0 |
4,0 |
14,0 |
21,5 |
7,5 |
С 08.08.2016 |
14,0 |
18,0 |
4,0 |
15,0 |
21,5 |
6,5 |
С 16.08.2016 |
15,0 |
19,0 |
4,0 |
15,0 |
21,5 |
6,5 |
С 01.09.2016 |
15,0 |
19,0 |
4,0 |
15,0 |
21,4 |
6,5 |
С 16.09.2016 |
15,0 |
19,0 |
4,0 |
15,0 |
21,5 |
6,5 |
По результатам анализа данных установлено, что ООО «Алтай-Агро» и АО «Барнаульский молочный комбинат» устанавливали различные закупочные цены для поставщиков молока - ИП Бочарова и ООО «Эталон». В свою очередь поставщики молока, являясь субъектами-конкурентами на рынке сырого коровьего молока в Усть-Пристанском районе Алтайского края синхронно, на одни и те же даты снижали и устанавливали цены до одной величины.
На основании информации, представленной ИП Бочаровым установлено, что затраты на закуп сырого коровьего молока в Усть-Пристанском районе в мае 2016 года составляли 3,98 руб./кг, в июне 2016 года – 3,69 руб./кг. Структура затрат по закупу сырого коровьего молока ИП Бочарова (за 1 рейс): материальные затраты – 986 руб., оплата труда – 257 руб., страховые взносы – 86,3 руб. В состав автомобильного парка предпринимателя входит 2 автомобиля марки УАЗ.
Затраты ООО «Эталон» в мае 2016 года составляли 0,83 руб./кг, в июне 2016 года – 0,77 руб./кг. Структура затрат ООО «Эталон» не представлена.
ООО «Торговые технологии» осуществляет деятельность, используя схему закупа по агентскому договору, следовательно, структура затрат ООО «Торговые технологии» отличается от структуры затрат ИП Бочарова и ООО «Эталон».
Таким образом, в ходе проведения анализа установлено, что хозяйствующие субъекты ИП Бочаров, ООО «Торговые технологии» и ООО «Эталон» осуществляют закуп сырого коровьего молока, используя различные схемы (договор поставки, агентский договор), неся в соответствии с этим различные издержки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно производящие и закупающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.
ИП Бочаров, ООО «Торговые технологии» и ООО «Эталон» осуществляют свою деятельность на рынке сырого коровьего молока в Усть-Пристанском районе Алтайского края.
При одномоментном снижении цен на сырое коровье молоко лицами, закупающими сырое коровье молоко, до одинакового уровня достигается устранение конкурентных отношений между ними, а именно – устранение ценовой состязательности на рынке сырого молока.
Доказательством наличия соглашения между ИП Бочаровым, ООО «Торговые технологии» и ООО «Эталон», направленного на установление и поддержание цен на сырое коровье молоко, является поведение (фактические действия) данных хозяйствующих субъектов, которое приводит к отказу от соперничества посредством совершения одинаковых действий по снижению цен на сырое молоко при отсутствии на то объективных причин.
Действия ИП Бочарова, ООО «Торговые технологии» и ООО «Эталон», выразившиеся в поведении (фактические действия) данных хозяйствующих субъектов, которое привело к отказу от соперничества на рынке сырого коровьего молока посредством совершения одинаковых действий по снижению закупочных цен на сырое молоко при отсутствии на то объективных причин, в равной степени влияющих на всех хозяйствующих субъектов на товарном рынке в Усть-Пристанском районе Алтайского края, противоречат требованиям пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Вышеназванный факт нарушения антимонопольного законодательства установлен решением Комиссии управления ФАС по Алтайскому краю от 30.11.2016 № 16-ФАС22-АМ/07-16.
Таким образом, действиями Индивидуального предпринимателя Бочарова, выразившимися в заключении соглашения с ООО «Торговые технологии» и участии в соглашении, что привело к установлению и поддержанию одинаковых закупочных цен на сырое коровье молоко в апреле 2016 года на территории Усть-Пристанского района Алтайского края, в заключении соглашения с ООО «Торговые технологии» и ООО «Эталон» и участии в соглашении, что привело к установлению и поддержанию одинаковых закупочных цен на сырое коровье молоко с мая 2016 года по 08.08.2016 года на территории Усть-Пристанского района Алтайского края, а также в заключении соглашения с ООО «Эталон» и участии в соглашении, что привело к установлению и поддержанию одинаковых закупочных цен на сырое коровье молоко с 16.08.2016 года на территории Усть-Пристанского района Алтайского края, нарушен запрет, установленный пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии со сведениями с сайта ФНС России основным видом деятельности ИП Бочаров (ИНН/ОГРНИП: 223100320230/304220106200021) является торговля оптовая за вознаграждение или на договорной основе, дополнительными видами деятельности, помимо прочих, является торговля оптовая молочными продуктами.
Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении ИП Бочаровым действующего законодательства при осуществлении своей деятельности.
Частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент вынесения настоящего постановления) установлена санкция за заключение хозяйствующим субъектом соглашения, признаваемого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации картелем, а именно: «заключение хозяйствующим субъектом соглашения, признаваемого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации картелем, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет».
Изложенное свидетельствует о наличии в деянии ИП Бочарова состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения ИП Бочаровым подтверждается протоколом по делу № 67-АД(АМ)04/17 об административном правонарушении от 25.04.2017, а также другими материалами дела.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В силу части 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.32 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.
Следовательно, срок давности привлечения ИП Бочарова к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Согласно части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Таким образом, ИП Бочаров подлежит ответственности на основании части 1 статьи 14.32 КоАП РФ, в редакции, действовавшей во время совершения административного правонарушения, а именно: «заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет».
Отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств нет.
Руководствуясь частью 1 статьи 9.21, статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Индивидуального предпринимателя Бочарова <…> виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в заключении соглашения с ООО «Торговые технологии» и участии в соглашении, что привело к установлению и поддержанию одинаковых закупочных цен на сырое коровье молоко в апреле 2016 года на территории Усть-Пристанского района Алтайского края, в заключении соглашения с ООО «Торговые технологии» и ООО «Эталон» и участии в соглашении, что привело к установлению и поддержанию одинаковых закупочных цен на сырое коровье молоко с мая 2016 года по 08.08.2016 года на территории Усть-Пристанского района Алтайского края, а также в заключении соглашения с ООО «Эталон» и участии в соглашении, что привело к установлению и поддержанию одинаковых закупочных цен на сырое коровье молоко с 16.08.2016 года на территории Усть-Пристанского района Алтайского края, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Применить к Индивидуальному предпринимателю Бочарову <…> меру ответственности в виде административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерально закона от 17.07.2009 № 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты РФ» в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Административный штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:
Р/с № 40101810100000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Алтайскому краю, г. Барнаул
БИК банка получателя: 040173001
Реквизиты получателя:
ИНН: 2221022528, КПП: 222401001 Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (Алтайское краевое УФАС России)
ОКТМО: 01701000
Код дохода: 161 1 16 02010 01 6000 140
Основание платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках.
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление по факсу 8(3852)24-68-81.
Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд общей юрисдикции в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя управления
Советник государственной
гражданской службы РФ 1 класса С<…>