Решение №№ 3010/7 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/5-348/2020 от 9 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Барнаулгоргаз»

Радищева пер., 8

г.Барнаул, 656043

ООО «ИФК «РусьЭнерго»

Л.Толстого ул., 20В

г.Барнаул,656056

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/5-348/2020

Решение в полном объеме изготовлено 09 июля 2020г. г. Барнаул

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

заместитель председателя Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

члены Комиссии:

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 022/05/7-348/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в городе Барнауле недобросовестной рекламы услуг ООО «Барнаулгоргаз» по техническому обслуживанию и аварийному обеспечению внутридомового газового оборудования: «БАРНАУЛГОРГАЗ Выбор остается за Вами! Вы еще платите за обслуживание газопровода, плиты и счетчика? У нас бесплатно! г.Барнаул, Радищева, 8 т.284-000, 353-555…», в которой усматриваются признаки нарушения пункта 4 части 2 статьи 2 Федерального закона 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, рекламодателя – ООО «Барнаулгоргаз» <...> по доверенности № 1 от 01.06.2020г., <...> по доверенности № 2 от 01.06.2020г.,

заявителя - ООО «ИФК «РусьЭнерго» <...> по доверенности № 5 от 09.01.2020г.,

УСТАНОВИЛА:

дело № 022/05/5-348/2020 возбуждено по результатам рассмотрения заявления ООО «ИФК «РусьЭнерго» о распространении ООО «Барнаулгоргаз» недобросовестной и недостоверной рекламы услуг по техническому обслуживанию и аварийному обеспечению внутридомового газового оборудования (далее – ТО ВДГО).

Заявитель указал, что своими действиями ООО «Барнаулгоргаз» дискредитирует ООО «ИФК «РусьЭнерго» и иных участников рынка, а также умышленно вводит потребителей услуг в заблуждение относительно своей деятельности и порядка получения предлагаемых услуг; просил принять меры в отношении Общества в целях прекращения распространения недостоверной рекламы и рассмотреть вопрос о возбуждении административного производства в соответствии со статьей 14.3 КоАП РФ.

Усмотрев в содержании рассматриваемой рекламы признаки нарушения пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», антимонопольный орган возбудил производство по настоящему делу. Лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, признано ООО «Барнаулгоргаз»

Рассмотрение дела назначено на 04 июня 2020 года в 11-00 часов.

Во исполнение определения о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе ООО «Барнаулгоргаз» предоставлен отзыв на определение, а также копии следующих документов:

- приказ № 1/2019 от 11.01.2019г. «О стоимости ТО ВДГО на 2019 год»,

- лист согласования размещения рекламного баннера, счет на оплату № 627 от 18.03.2020г.,

- договоры о ТО ВДГО за 2018 и 2019 годы.

На заседании Комиссии представитель ООО «ИФК «РусьЭнерго» доводы, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме, на требованиях настаивала.

Представители ООО «Барнаулгоргаз» с признаками нарушения законодательства о рекламе не согласились, указав на то, что указанная в рекламе информация о бесплатном обслуживании газопровода, плиты и счетчика является достоверной. Потребитель по договору ТО ВДГО платит лишь за техническое обслуживание котла, стоимость обслуживания газопровода, плиты и счетчика составляет 0 рублей, что подтверждается соответствующими приложениями к договорам, заключаемым с потребителями.

04 июня 2020 года Комиссией в соответствии с пунктом 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее – Правила), в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств рассмотрение дела отложено до 11-00 часов 30 июня 2020 года.

Определением об отложении дела № 022/05/5-348/2020 от лиц, участвующих в деле, истребованы сведения об объеме и стоимости оказываемых услуг в рамках ТО ВДГО, утвержденная калькуляция затрат на проведение ТО ВДГО (перечень выполняемых работ по каждому виду услуг, перечисленных в приложении к договору о ТО ВДГО), с приложением подтверждающих документов.

30 июня 2020 года на заседании Комиссии представители сторон продолжали придерживаться позиций, озвученных в предыдущем заседании.

Во исполнение определения об отложении дела ООО «Барнаулгоргаз» предоставлены следующие сведения: объем оказываемых услуг по техническому обслуживанию счетчика в рамках ТО ВДГО в среднем в месяц составляет 350 штук; объем оказываемых услуг по техническому обслуживанию газопровода в рамках ТО ВДГО - 350 штук; объем оказываемых услуг по техническому обслуживанию плиты в рамках ТО ВДГО в среднем в месяц составляет 245 штук.

Калькуляция затрат на проведение ООО «Барнаулгоргаз» ТО ВДГО (согласно приложению к договору) Обществом не предоставлена, в виду утраты документа.

Кроме того, на заседании Комиссии представители ООО «Барнаулгоргаз» пояснили, что в рамках исполнения заключенного с потребителем договора о ТО ВДГО отдельно услуга по обслуживанию плиты, газопровода либо счетчика без технического обслуживания котла Обществом не оказывается.

По вопросу размещения рекламы на фасаде жилого дома пояснили, что рекламный баннер был размещен на фасаде индивидуального жилого дома с согласия собственника; в настоящее время конструкция демонтирована.

Комиссия, изучив материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела, на фасаде одноэтажного жилого домовладения, расположенного по адресу: г.Барнаул, Чернышевского ул., 212/Революционный пер., 67, размещен баннер с информацией следующего содержания: «БАРНАУЛГОРГАЗ Выбор остается за Вами! Вы еще платите за обслуживание газопровода, плиты и счетчика? У нас бесплатно! г.Барнаул, Радищева, 8 т.284-000, 353-555…».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; под объектом рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовителя или продавца товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

При этом под товаром настоящий Федеральный закон понимает продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация «БАРНАУЛГОРГАЗ Выбор остается за Вами! Вы еще платите за обслуживание газопровода, плиты и счетчика? У нас бесплатно! г.Барнаул, Радищева, 8 т.284-000, 353-555…» полностью соответствует определению понятия «реклама», поскольку адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к таким объектам рекламирования, как ООО «Барнаулгоргаз» и услугам им оказываемым, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.

Из буквального содержания рекламы следует, что ООО «Барнаулгоргаз» оказывает услуги по обслуживанию газопроводов, плит и счетчиков бесплатно. Реклама, путем указания в ней фразы – «Выбор остается за Вами!», призывает потребителей при возникновении необходимости технического обслуживания газопровода, плиты либо счетчика сделать выбор в пользу ООО «Барнаулгоргаз».

Закон о рекламе предъявляет общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».

В силу пункта 4 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Недобросовестной конкуренцией в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Актом недобросовестной конкуренции признаются действия противоправного характера, целью которых является приобретение преимущественного положения на конкретном товарном рынке (при сопоставимости товаров по продуктовым и географическим границам определенного товарного рынка).

Закон о защите конкуренции является основным законодательным актом, на основании которого антимонопольный орган осуществляет защиту от недобросовестной конкуренции; процедура пресечения недобросовестной конкуренции определяется отдельными положениями настоящего Федерального закона.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно пункту 1 статьи 10bis «Недобросовестная конкуренция» Конвенции по охране промышленной собственности, заключенной в г. Париже 20 марта 1883 года, актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Главой 2.1 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.

Комиссией антимонопольного органа установлено, что ООО «ИФК «РусьЭнерго» и ООО «Барнаулгоргаз» являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на одном и том же товарном рынке – оказание услуг ТО ВДГО в пределах одних географических границ – г.Барнаул, следовательно, являются конкурентами.

ООО «ИФК «РусьЭнерго» полагает, что размещенная ООО «Барнаулгоргаз» реклама о бесплатном обслуживании газопровода, плиты и счетчика вводит в заблуждение потребителей относительно бесплатного предоставления услуг по обслуживанию внутридомового газового оборудования, а также оказания ООО «Барнаулгоргаз» услуг по обслуживанию газового счетчика, что является актом недобросовестной конкуренции, запрет которой установлен статьей 14.2 Закона о защите конкуренции.

Статья 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускает недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение.

В соответствии с пунктом 40 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 (далее – Правила №410), цена договора о ТО ВДГО определяется на основании тарифов на выполнение работ, рассчитываемых в соответствии с Методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Согласно пункту 6 Методических рекомендаций (приказ ФСТ от 27.12.2013 №269-э/8), расчет стоимости технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования рекомендуется осуществлять исходя из тарифов на работы по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, определяющих стоимость технического обслуживания единицы внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (единицы измерения объема оказания данных услуг).

Кроме того, услуги по техническому обслуживанию газопроводов входят в состав минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию ВДГО (приложение Правил № 410) и учитываются в соответствии с пунктом 40 Правил № 410 и Методическим рекомендациям при определении цены договора.

Таким образом, услуги по обслуживанию газопровода, плиты и счетчика заведомо не могут предоставляться бесплатно, поскольку изначально заложены в составе стоимости технического обслуживания внутридомового газового оборудования при заключении договора о ТО ВДГО с абонентом.

Однако, из имеющихся в материалах дела копий договоров о ТО ВДГО, заключенных ООО «Барнаулгоргаз» с потребителями – физическими лицами, следует, что работы по техническому обслуживанию плиты, бытового газового счетчика входят в объем работ по ТО ВДГО, стоимость которых составляет 3000 рублей в год и оплачивается равными суммами по 250 рублей ежемесячно по системе сбора и обработки платежей «ГОРОД» - услуга: «техническое обслуживание – Барнаулгоргаз», либо по системе «Сбербанк-ОнЛайн».

Приложением № 3 к указанным договорам определена смета на выполнение работ по ТО ВДГО, в частности техническое обслуживание плиты составляет 0 рублей, техническое обслуживание котла – 3000 рублей, техническое облуживание бытового газового счетчика – 0 рублей, проверка на плотность фланцевых, резьбовых и сварных стыков на газопроводе – 0 рублей. В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о достоверности указанной в рекламе информации о бесплатном обслуживании плиты, счетчика и газопровода.

Однако Комиссией в процессе рассмотрения дела установлено, что рекламируемые услуги по бесплатному техническому обслуживанию плиты, счетчика и газопровода не могут быть оказаны самостоятельно без оказания услуг по ТО ВДГО котла, стоимость которых составляет 3000 рублей.

Отсутствие в рекламе данной существенной информации способно обмануть ожидания потребителей, сформированные такой рекламой.

ООО «Барнаулгоргаз», распространяя указанную рекламную информацию в отсутствии существенной ее части, вводит в заблуждение потребителей относительно возможности получения рекламируемой услуги бесплатно (техническое обслуживание плиты, газопровода, счетчика) без основной услуги – ТО ВДГО котла, что указывает на недобросовестность поведения хозяйствующего субъекта и нарушение пункта 4 части 2 статьи 5 Закона о рекламе.

Указание в рекламе информации о бесплатном обслуживании плиты, счетчика и газопровода способно предоставить ООО «Барнаулгоргаз» необоснованные преимущества на рынке оказания услуг ТО ВДГО перед другими хозяйствующими субъектами в виде оттока от них клиентов и получения прибыли.

Согласно статье 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Барнаулгоргаз», ИНН 2225181737, Алтайский край, г.Барнаул, Радищева пер., 8.

В соответствии со статьей 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

ООО «Барнаулгоргаз», хотя и заявлено в заседании Комиссии о демонтаже рекламного баннера с рассматриваемой рекламной информации, доказательств тому не предоставлено. В связи с чем, основания нецелесообразности выдачи предписания в соответствии с пунктом 47 Правил отсутствуют.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу «БАРНАУЛГОРГАЗ Выбор остается за Вами! Вы еще платите за обслуживание газопровода, плиты и счетчика? У нас бесплатно! г.Барнаул, Радищева, 8 т.284-000, 353-555…», размещенную на фасаде жилого дома по адресу: г.Барнаул, Чернышевского ул., 212/Революционный пер., 67, ненадлежащей, поскольку при ее размещении нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Барнаулгоргаз» (Алтайский край, г.Барнаул, Радищева пер., 8, ИНН 2225181737) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии: <...>

Члены Комиссии: <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны