Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 68/18 о нарушении законодательства о контр... от 30 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 68/18
о нарушении законодательства о контрактной системе
 
«30» января 2018г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
К <…> – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
К<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
С<…> – государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя ООО «ИЗИДОЛГ» – уведомлен, не явился;
от заказчика – Муниципальное унитарное предприятие Романовского района Алтайского края «Теплосервис» - Уварова Николая Андреевича,рассмотрев жалобу ООО «ИЗИДОЛГ» на действия заказчика - Комитет по управлению городским хозяйством, промышленностью, транспортом и связью Администрации города Заринска по закупке № 0517600022918000001 «Поставка угля для нужд МУП "Теплосервис" Романовского района Алтайского края на отопительный период 2017-2018 г.», согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),
 
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «ИЗИДОЛГ» на действия заказчика - Комитет по управлению городским хозяйством, промышленностью, транспортом и связью Администрации города Заринска по закупке № 0517600022918000001 «Поставка угля для нужд МУП "Теплосервис" Романовского района Алтайского края на отопительный период 2017-2018 г.».
В обоснование жалобы заявитель указал на нехватку одного дня для подачи заявки, на отсутствие аукционной документации по закупке, необходимости проведения испытаний поставляемого товара, установления цены договора в проекте контракта, нарушение порядка включения обязательных условий в проект государственного контракта, а также неправомерного установления требования к участникам закупки о наличии необходимого количества специалистов, определенного уровня и квалификации для исполнения государственного контракта, а также нарушение порядка описания объекта закупки. Учитывая допущенные нарушения, заявитель не смог принять участие в закупке, а в случае принятия условий, порядка проведения закупки предложенных Заказчиком, считает, что его заявка была бы отклонена с учетом представленной документацией по закупке, тем самым Заказчик ограничил ему доступ к участию в рассматриваемой закупке.
Заслушав пояснения представителя участвующего в деле, а также изучив представленные документы в рамках внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
09 января 2018 года заказчиком было размещено Извещение о проведении электронного аукциона от 09.01.2018 №0517600022918000001 «Поставка угля для нужд МУП "Теплосервис" Романовского района Алтайского края на отопительный период 2017-2018 г.».
В соответствии с частью 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно условий контракта указанных в Извещении о проведении электронного аукциона по закупке №0517600022918000001, начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 500 000 руб. 00 коп. Дата и время окончания подачи заявок 24.01.2018г. в 10:00
По сведениям Единой информационной системы в сфере закупок, дата и время размещения извещения 09.01.2018г. 11:17 ч. местного времени (МСК +4).
В соответствии со вторым абзацем пункта 1 статьи 194 Гражданского кодекса, если установлен срок для совершения какого-либо действия и оно должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Учитывая отсутствие доказательства со стороны заявителя о невозможности своевременного принятия участия в закупке, доводы жалобы о нехватке одного дня Комиссия находит не обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64, части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать исчерпывающую информацию о проводимой закупки. При этом заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно сведений Единой информационной системы в сфере закупок, по закупке №0517600022918000001, Заказчиком размещены техническое задание, а также проект контракта. Иная аукционная документация, содержащая необходимые развернутые сведения об описании объекта закупки, показателях, порядка участия, рассмотрения заявок, установленные требования, ограничения к участникам закупки (в случае такой необходимости) отсутствует.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение о проводимой закупке содержит краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно части 2 статьи 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
В связи с этим Заказчик при проведении электронного аукциона обязан разместить аукционную документацию в раскрытом виде, согласно положений § 1 Главы 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, доводы жалобы в части отсутствия аукционной документации по проводимой закупке в нарушение положений части 2 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 64, части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе, Комиссия находит обоснованными.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно раздела «Преимущества и требования к участникам» Извещения по проводимой закупке №0517600022918000001 , пунктом 3 установлено требование к участникам закупки о наличии необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта. Однако ввиду отсутствия аукционной документации, Заказчиком не раскрыто краткое описание требования. Представитель заказчика наличие установленного требования не подтвердил, сославшись на техническую ошибку и отсутствие опыта по проведению закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в том числе и в документации о закупке.
Согласно пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Поскольку по проводимому Заказчиком электронному аукциону не размещена аукционная документация, в которой должно содержаться описание установленного требования и его обоснование, Комиссия приходит к выводу о дальнейшем отсутствии оснований у аукционной комиссии о признании заявки участника закупки не соответствующей требованиям аукционной документации.
Таким образом, довод заявителя о неправомерном установлении требований к участникам закупки, Комиссия находит не обоснованным.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ГОСТ 32347-2013 «Межгосударственный стандарт. Угли каменные и антрациты Кузнецкого и Горловского бассейнов для энергетических целей. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 2015-ст), настоящий стандарт распространяется на угли бурые, каменные и антрациты Кузнецкого и Горловского бассейнов, предназначенные для пылевидного и слоевого сжигания в стационарных котельных установках, слоевого сжигания в отопительных печах объектов социально-бытового назначения (административных зданий, школ, больниц и др.), а также для бытовых нужд населения.
В размещенном Техническом задании по закупке Заказчиком установлены требования к наименованию, техническим характеристикам и эксплуатационным характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) в соответствии с ГОСТ Р 51586-2000.
В соответствии с Приказом Росстандарта от 26.01.2015 N 12-ст "Об отмене национального стандарта" " с 1 января 2016 г. отменен ГОСТ Р 51586-2000 "Угли бурые, каменные и антрациты Кузнецкого и Горловского бассейнов для энергетических целей. Технические условия» в связи с введением в действие межгосударственного стандарта ГОСТ 32347-2013.
Таким образом, Заказчик неправомерно устанавливает требования (показатели соответствия поставляемого товара) к объекту закупки в соответствии с утратившим силу ГОСТ, чем нарушил положения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Однако согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «ИЗИДОЛГ» по состоянию на 30.01.2018г., в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2)), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014г. №14-ст, в сведениях о видах экономической деятельности отсутствуют виды деятельности, которые в установленном порядке может осуществлять юридическое лицо по группам (подгруппам) 46.71.
В связи с этим, доводы заявителя в части возникновения рисков связанных с испытанием поставляемого товара, Комиссия находит не обоснованными, поскольку участнику закупки, действительно осуществляющему рассматриваемый вид экономической деятельности, при действительном участии в проводимом электронном аукционе, достаточно к первым частям заявки приобщить копии документов подтверждающих соответствие поставляемого товара установленному ГОСТ. При этом в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, при наличии в документах недостоверной информации об участнике такого аукциона, последний несет риск признания такой заявки не соответствующей требованиям аукционной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Согласно пункта 2.1 проекта государственного контракта, Заказчиком указана цена контракта, которая составляет 7 500 000,00 руб. на этапе размещения Извещения о проведении электронного аукциона.
Таким образом, Комиссия находит обоснованным довод ООО «ИЗИДОЛГ», в неправомерном установлении цены в проекте контракта на этапе его размещения в Единой информационной системе в сфере закупок вместе с Извещением о проведении электронного аукциона, что в свою очередь нарушает требования предусмотренные частью 1 статьи 34, частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063", установлен порядок определения в контракте размера штрафа в виде фиксированной суммы, а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Согласно пункта 2 Правил, размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (цена контракта (этапа)).
В соответствии с пунктом 3 Правил, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
Согласно пункта 10 Правил, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В тоже время в соответствии с пунктами 11, 12 Правил, общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта, равно как и за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) не может превышать цену контракта.
Разделом 7 (Ответственность сторон) проекта Государственного контракта Заказчиком устанавлен порядок начисления пеней и штрафов согласно положениям утратившего силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».
Таким образом, комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок, находит обоснованной жалобу ООО «ИЗИДОЛГ» в части нарушения требований установленных частью 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно Протокола от 24.01.2018г. о признании электронного аукциона не состоявшимся ввиду отсутствия заявок подачи заявок на участие в электронном аукционе №0517600022918000001 на момент окончания срока подачи заявок, в единой информационной системе 24.01.2018г. также размещена соответствующая информация. Таким образом, аукцион признается не состоявшимся в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Учитывая факт признания электронного аукциона №0517600022918000001 не состоявшимся, Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности выдачи Заказчику Предписания по устранению выявленных нарушений.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать жалобу ООО «ИЗИДОЛГ» частично обоснованной.
2. Признать действия Заказчика при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении части 2 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 33,частей 1, 4, 8 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64, части 1 статьи 65, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, неправомерными.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
Председатель Комиссии ____________________________ К<…>
 
Члены комиссии: _____________________________ К<…>
_____________________________ С<…>
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны