Постановление №022/04/14.32-926/2021 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по д... от 29 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по делу № 022/04/14.32-926/2021 об административном правонарушении 29 октября 2021г. г. Барнаул Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (656068, г. Барнаул, ул. Пролетарская 65), рассмотрев протокол и материалы дела № 022/04/14.32-926/2021 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – ООО «Молочные реки Алтая» (ИНН 2222846038, ОГРН 1162225063945, КПП 222201001, адрес юридического лица: 656058, Алтайский край, г.Барнаул, ул.Шумакова,17-А), надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения настоящего дела, что подтверждается документами, имеющимися в материалах дела, в отсутствии представителя юридического лица, в отсутствии потерпевших, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, УСТАНОВИЛ: В управление ФАС по Алтайскому краю в мае-июне 2020 года поступали на рассмотрение заявления жителей Рубцовского района Алтайского края (вх. № 206588 от 25.05.2020г., № 206589 от 25.05.2020г., № 206777 от 27.05.2020г., № 207106 от 02.06.2020г.) по вопросу снижения цен закупочных цен сырое коровье молоко, сдаваемое владельцами личных подсобных хозяйств молокосборщикам. В связи с поступившими обращениями, антимонопольным органом проведен анализ действий хозяйствующих субъектов, осуществляющих закуп сырого коровьего молока у владельцев личных подсобных хозяйств в Рубцовском районе Алтайского края. Согласно информации администрации Рубцовского района (вх. №207862 от 16.06.2020г.) сбор сырого коровьего молока в районе в 2020г. осуществляли следующие хозяйствующие субъекты: 1. ООО «Полет Ласточки» (г.Рубцовск, ул. Дзержинского, 10-4); 2. ООО «Катунь плюс» (Поспелихинский район, п.им.Мамонтова, ул.Вокзальная, 44А, офис 2); 3. ООО «Агротрейд-Катунь» (Михайловский район, с.Михайловское, ул.Молодежная, 25б, офис 2); 4. ООО «Молочные реки Алтая» (ИНН 2222846038) г.Барнаул, ул. Шумакова, д.17А; 5. АО «Барнаульский молочный комбинат» (г.Барнаул, пр.Космонавтов, 63); 6. ИП Б. (Змеиногорский район); Так, ООО «Катунь плюс», ООО «Агротрейд-Катунь», ООО «Полет Ласточки» в 2020 году вели самостоятельную ценовую политику при формировании закупочных цен на сырое коровье молоко, закупаемое у населения Рубцовского района Алтайского края. Вместе с тем, с 01.05.2020г. закупочная цена установилась в одном размере 19 руб. у АО "Барнаульский молочный комбинат", ООО «Молочные реки Алтая», ИП Б. При этом базовая цена, установленная переработчиком для ИП Б. определена с 01.05.2020г. в размере 22 руб., а для ООО «Молочные Реки Алтая» в размере 22 руб. только с 15.05.2020г. С 16.05.2020г. закупочная цена снизилась у ООО «Молочные реки Алтая», ИП Б. с 19 руб. до 17 руб. Базовая цена, установленная переработчиком для ИП Б. определена с 16.05.2020г. в размере 20руб, а для ООО «Молочные Реки» продолжала оставаться в размере 22 руб.. С 17.05.2020г. снизилась цена у АО «Барнаульский молочный комбинат» с 19руб. до 17руб. и установилась в одном размере с ООО «Молочные реки Алтая», ИП Б. и поддерживалась в одном размере до 22.05.2020г. С 23.05.2020г. цена снизилась у ООО «Молочные реки Алтая» с 17руб. до 15руб. С 26.05.2020г. цена снизилась с 17руб. до 15 руб. у ИП Б. С 27.05.2020г. закупочная цена в размере 15руб. установилась у АО "Барнаульский молочный комбинат". Согласно информации АО «Барнаульский молочный комбинат» молоко, закупаемое у населения Рубцовского района поступает в обособленное подразделение с.Новичиха. Общество закупает молочное сырье через заготовителей в населенных пунктах п.Новороссийский, с.Тишинка, п.Шмидта Рубцовского района. По данным АО «Барнаульский молочный комбинат» затраты на заготовку и доставку единицы сырья в Рубцовском районе в январе 2020г. составили 7,60 руб./кг, в апреле - 5,04 руб./кг. Снижение составило 33,7%. Молока закуплено на 166,8% в апреле 2020г. больше в сравнении с январем 2020г. Снижение затрат на 1 кг молока, связано с увеличением количества заготовленного сырья и загруженностью производства. Покупателем молока у ООО «Молочные реки Алтая», согласно договору поставки №185 от 27.08.2019г., является ИП Я. Закупочная цена на сырье устанавливается дополнительными соглашениями к договору поставки. Молоко принимается в соответствии с предъявляемыми требованиями к качеству сырья, которое определяется переработчиком на заводе. По условиям дополнительных соглашений базисные для ООО «Молочные реки Алтая» установлены с 05.04.2020 – 23 руб./кг., с 15.05.2020г. – 22 руб./кг., с 02.06.2020г.– 21руб./кг. Согласно условиям дополнительного соглашения пересчет цены осуществляется в зависимости от сортности молока, исходя из фактических показателей качества, производится дополнительно по каждой партии в соответствии с условиями договора ИП Б. осуществляет сбор молока в ЛПХ в Рубцовском районе в п.Дальний, п.Троицкий, п.Назаровка. Для дальнейшей переработки молоко поставляется по Договору поставки молока №171 от 01.04.2018г, покупателем является АО «Барнаульский молочный комбинат». Базисная цена молока определяется в соответствии с Приложением №1 к договору. Изменение базисной цены на молоко цельное производится по согласованию сторон письменно по э/почте, телефону с последующим подтверждением за 3 дня до изменения цены. Стоимость молока определяется по формуле в соответствии с показателями качества. Согласно протоколам согласования цены на молоко базовая цена для ИП Б. имела следующие значения с 21.11.2019 - 24руб., с 16.04.2020г. - 23руб., с 01.05.2020г .- 22 руб., с 16.05.2020г. - 20руб., с 27.05.2020г. - 18руб. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок. Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к признакам ограничения конкуренции относится, в том числе, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке и др. В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно производящие и закупающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала. АО «Барнаульский молочный комбинат», ООО «Молочные реки Алтая», ИП Б. осуществляют свою деятельность на рынке закупа сырого коровьего молока в Рубцовском районе Алтайского края, т.е. являются конкурентами. Снижение же цен на закупаемое в большинстве населенных пунктов Рубцовского района сырое коровье молоко у АО «Барнаульский молочный комбинат», ООО «Молочные реки Алтая», ИП Б. происходило в одни и те же даты либо с незначительным ременным интервалом с установлением одинаковых цен на сырое коровье молоко. При этом АО «Барнаульский молочный комбинат», ООО «Молочные реки Алтая», ИП Б. не представили каких-либо документов, материалов и доводов, свидетельствующих о наличии объективных условий, в равной степени влияющих на всех трех хозяйствующих субъектов, для установления в краткосрочном временном периоде и поддержания одинакового уровня цен на закупаемое сырое коровье молоко на территории Рубцовского района Алтайского края. ООО «Молочные реки Алтая» после ознакомления с заключением об обстоятельствах дела указывает, что ИП Б. не является конкурентом Обществу, так как индивидуальный предприниматель закупает сырое коровье молоко в иных населенных пунктах Рубцовского района Алтайского края, а с АО «Барнаульский молочный комбинат» конкурирует только лишь на территории одного населенного пункта Рубцовского района Алтайского края. Однако, хозяйствующие субъекты осуществляют закуп сырого коровьего молока в одних географических границах - на территории Рубцовского района Алтайского края. Таким образом, ООО «Молочные реки Алтая», ИП Б., АО «Барнаульский молочный комбинат» являются конкурентами на рынке закупа сырого коровьего молока в географических границах Рубцовского района Алтайского края. Довод ООО «Молочные реки Алтая» об отсутствии экономический целесообразности изменения закупочной стоимости молока, при наличии фактов установления одинаковых цен в одних географических границах, указывает на заключение антиконкурентного соглашения, направленного на установление и поддержание одинаковых закупочных цен на сырое коровье молоко в географических границах Рубцовского района Алтайского края. При одномоментном снижении цен на сырое коровье молоко лицами, закупающими сырое коровье молоко, до одинакового уровня достигается устранение конкурентных отношений между ними, а именно – устранение ценовой состязательности на рынке сырого молока. Необходимо также принять во внимание, что установление и поддержание одинаковых цен на закупаемое сырое коровье молоко выгодно хозяйствующим субъектам, т.к. отсутствие конкурентного соперничества на рынке закупа сырого коровьего молока не предполагает наличия мотивации для улучшения качества обслуживания сдатчиков молока, предложения новых форм сервиса и т.д. Только заключенные соглашения между лицами, закупающими сырое коровье молоко, приводящие к установлению и поддержанию одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока, создают ситуацию, когда сдатчики сырого коровьего молока в большинстве случаев не имеют возможности выбора иных лиц, закупающих аналогичный товар, с другими ценами закупки, поскольку других рынков сбыта практически нет. Доказательством наличия соглашения между АО «Барнаульский молочный комбинат», ООО «Молочные реки Алтая», ИП Б, направленного на установление и поддержание цен на закупаемое сырое коровье молоко, является поведение (фактические действия) данных хозяйствующих субъектов, которое приводит к отказу от соперничества посредством одномоментного совершения одинаковых действий по установлению и поддержанию закупочных цен на сырое молоко при отсутствии на то объективных причин. Закупочная цена в размере 15 руб. за литр действовала у АО «Барнаульский молочный комбинат», ООО «Молочные реки Алтая», ИП Б. с третьей декады мая 2020 года по август 2020 года. Согласно информации ООО «Молочные реки Алтая» (вх. №2011565 от 15.09.2020г.) с 01.09.2020 в большинстве населенных пунктов Рубцовского района закупочная цена на сырое коровье молоко составляет 16,05 руб., а в п. Песчаный борок – 17 руб. АО «Барнаульский молочный комбинат» с 01.09.2020 года стало закупать сырое коровье молоко на территории населенных пунктов Рубцовского района по цене 16 руб. за литр, о чем свидетельствует информация, представленная в антимонопольный орган (вх. № 2011575 от 15.09.2020г.). На основании сведений, поступивших в УФАС по Алтайскому краю от ИП Б. (вх. № 2011716 от 18.09.2020г.) цена на закуп сырого коровьего молока у населения Рубцовского района с 01.09.2020 года составила 16,02 руб. Т.е. закупочные цены на сырое коровье молоко у ООО «Молочные реки Алтая», АО «Барнаульский молочный комбинат», ИП Б. только с 01.09.2020г. стали различными. Вместе с тем, установление и поддержание АО «Барнаульский молочный комбинат», ООО «Молочные реки Алтая», ИП Б. одинаковых закупочных цен на сырое коровье молоко в период с мая 2020 года по август 2020 года при отсутствии на то объективных причин, в равной степени влияющих на всех субъектов товарного рынка, является результатом устной договоренности (заключения соглашения) и противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Вышеназванный факт нарушения антимонопольного законодательства установлен решением Комиссии управления ФАС по Алтайскому краю от 05.11.2020 № 022/01/11-526/2020. Таким образом, ООО «Молочные реки Алтая» заключило соглашение с АО «Барнаульский молочный комбинат», ИП Б. и участвовало в соглашении, что привело к установлению и поддержанию одинаковых закупочных цен на сырое коровье молоко в Рубцовском районе Алтайского края с мая по август 2020 года, тем самым нарушив запрет, установленный пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть «заключение хозяйствующим субъектом соглашения, признаваемого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации картелем, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, либо участие в нем». Срок давности привлечения ООО «Молочные реки Алтая» к административной ответственности, установленный частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ об административных правонарушениях за нарушение административного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек. Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Исходя из имеющегося в антимонопольном органе бухгалтерского баланса ООО «Молочные реки Алтая», не усматривается затруднительное финансовое и имущественное положение. Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств нет. Основания для применения положения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют. Руководствуясь частью 1 статьи 14.32, статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ: Признать юридическое лицо – ООО «Молочные реки Алтая» (ИНН 2222846038, ОГРН 1162225063945, КПП 222201001, адрес юридического лица: 656058, Алтайский край, г.Барнаул, ул.Шумакова,17-А) виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в заключении соглашения с АО «Барнаульский молочный комбинат», ИП Б. и участия в нем, что привело к установлению и поддержанию одинаковых закупочных цен на сырое коровье молоко в Рубцовском районе Алтайского края с мая по август 2020 года, и применить к ООО «Молочные реки Алтая» меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей. Расчет суммы наложенного штрафа. Санкция части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от трех сотых до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной: сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году; На основании части 4 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо из суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году. Сумма расходов ООО «Молочные реки Алтая» на приобретение сырого коровьего молока в Рубцовском районе Алтайского края в 2019 году составила 70 030,1 тыс. руб., при этом совокупный размер выручки ООО «Молочные реки Алтая» от реализации всех товаров отсутствует. Информация о сумме расходов ООО «Молочные реки Алтая» за указанный период получена из письменной информации Общества (вх. № 2111751 от 19.10.2021г.). Таким образом, с учетом положения части 4 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации, принимаю решение о применении к ООО «Молочные реки Алтая» административного штрафа в размере минимальной санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - 100 000 (Сто тысяч) рублей. В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. В соответствии с частью 1 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме. Административный штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам: Получатель – управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (Алтайское краевое УФАС России) ИНН: 2221022528 КПП: 222501001 ОКТМО: 01701000 Номер казначейского счета: 03100643000000011700 Единый казначейский счет: 40102810045370000009 Наименование Банка: Отделение Барнаул Банка России // УФК по Алтайскому краю г.Барнаул БИК ТОФК 010173001 Код дохода: 161 1 16 01141 01 0031 140 УИН __________________________________________ Основание платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках. Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревшее дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу тел.8-(3852)-24-68-81. Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов. В соответствии с частью 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Согласно статье 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано. Дата вступления постановления в законную силу «____»________ 2021г. Дата выдачи постановления «___» ____________ 2021г. Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года. Заместитель руководителя управления Советник ГГС РФ 1 класса Копия постановления получена «_____»________________2021г. _______________________________________________________ Копия постановления направлена «_____»________________2021г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны