Заключение №№ 2965/7 Заключение об обстоятельствах дела № 12-ФАС22-НК/10-18 от 07... от 7 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

СПАО «ИНГОССТРАХ»

Пятницкая ул., 12, стр.2

г.Москва, 117997

Филиал СПАО «ИНГОССТРАХ»

в Алтайском крае

Молодежная ул., 16

г.Барнаул, 656038

АО «СОГАЗ»

в лице Алтайского филиала

Академика Сахарова ул., 10

г.Москва, 107078

Социалистический пр.,109

г.Барнаул, 65615

МУП г.Бийска «Трамвайное управление»

Васильева ул., 81

г.Бийск, 659315

Заключение

об обстоятельствах дела № 12-ФАС22-НК/10-18

07 июля 2020 года г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – главный юрисконсульт юридического отдела Отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации,

рассмотрев дело № 12-ФАС22-НК/10-18 по признакам нарушения СПАО «Ингосстрах» статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

с участием представителей:

от ответчика – СПАО «Ингосстрах» <...> по доверенности № 7605998-731/20 от 02.07.2020г.,

от заявителя – АО «СОГАЗ» <...>по доверенности №Ф68-9/20 от 06.07.2020г.,

в отсутствии представителя заинтересованного лица – МУП г.Бийска «Трамвайное управление» (извещено надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

дело № 12-ФАС22-НК/10-18 возбуждено в связи с неисполнением СПАО «Ингосстрах» предупреждения № 10 от 22.06.2018г. о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно части 8 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Признаки нарушения СПАО «Ингосстрах» антимонопольного законодательства, в частности запрета на недобросовестную конкуренцию, выразились в следующем.

14 мая 2018 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю с жалобой на недобросовестные действия СПАО «ИНГОССТРАХ» при участии в запросе котировок № 0517300004718000009 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров для нужд Муниципального унитарного предприятия города Бийска «Трамвайное управление», обратилось АО «СОГАЗ».

В результате рассмотрения жалобы антимонопольным органом установлено следующее.

24 апреля 2018 года в сети Интернет на официальном сайте http://zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запроса котировок №0517300004718000009 на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров для нужд Муниципального унитарного предприятия города Бийска «Трамвайное управление».

Начальная (максимальная) цена контракта установлена Заказчиком в размере 474 803,89 рублей.

08 мая 2018 года на сайте http://zakupki.gov.ru размещен Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в указанном запросе котировок, с изменениями от 10.05.2018г., согласно которому было подано три заявки:

- заявка № 1 АО «СОГАЗ» с указанием даты и времени подачи заявки: 25.04.2018 08:01 и предлагаемой цены (стоимости) – 474843,89 руб.;

- заявка № 2 СПАО «ИНГОССТРАХ» с указанием даты и времени подачи заявки: 26.04.2018 08:00 и предлагаемой цены (стоимости) – 474803,33 руб.;

- заявка № 3 АО «АльфаСтрахование» с указанием даты и времени подачи заявки: 03.05.2018 13:05 и предлагаемой цены (стоимости) – 474843,89 руб.

Победителем запроса котировок признан участник с номером заявки № 2, предложивший меньшую цену контракта.

В Техническом задании, являющемся неотъемлемой частью проекта Контракта, указано, что услуги по страхованию гражданской ответственности должны оказываться в соответствии с требованиями Федерального закона от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», Указанием Центрального банка РФ от 31.10.2016 № 4175-У «О предельных (минимальных и максимальных) значений страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров», постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 № 1484 «Об утверждении Правил определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров», Правилами обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, утвержденных постановлением Президиума Национального Союза Страховщиков Ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее – Закон об ОС ГОП) страховой тариф (ставка страховой премии с единицы страховой суммы) определяется в договоре обязательного страхования по соглашению сторон с ограничениями, установленными настоящей статьей.

Страховой тариф по каждому из рисков, подлежащих страхованию по договору обязательного страхования, определяется в расчете на одного пассажира в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов, в том числе от обеспечиваемого перевозчиком уровня безопасности перевозок и технического состояния транспортных средств перевозчика. Оценка страхового риска осуществляется страховщиком при заключении договора обязательного страхования (часть 2 статьи 11 Закона об ОС ГОП).

Центральным банком Российской Федерации установлены предельные (минимальные и максимальные) значения страховых тарифов в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов с указанием максимального размера расходов на осуществление обязательного страхования и размера отчислений в компенсационный фонд (часть 3 статьи 11 Закона об ОС ГОП).

Страховая премия по каждому из рисков, подлежащих страхованию по договору обязательного страхования, определяется как произведение количества пассажиров, страховой суммы по каждому риску, указанной в договоре обязательного страхования в соответствии с частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и соответствующего страхового тарифа, определенного в процентах от страховой суммы (часть 4 статьи 11 Закона об ОС ГОП).

Общий размер страховой премии по договору обязательного страхования определяется путем суммирования страховых премий, определенных по каждому из рисков, и устанавливается договором обязательного страхования (часть 5 статьи 11 Закона об ОС ГОП).

В силу части 2 статьи 8 Закона об ОС ГОП в договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:

1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира;

2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира;

3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира.

Согласно пункту 1 приложения 1 к Указанию Банка России минимальные значения страховых тарифов по обязательному страхованию в расчете на одного пассажира следующие:

Вид транспорта и

вид перевозок

Минимальные страховые тарифы (процентов от страховой суммы) (%)

Минимальные страховые тарифы (процентов от страховой суммы) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу

По риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни

По риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью

При отсутствии в договоре страхования франшизы

При наличии в договоре страхования франшизы

Городской наземный электрический транспорт – перевозки трамваями

0,0000000887

0,0000013499

0,0000000537

0,0000000430

Таким образом, расчет минимально возможной страховой премии в соответствии с законодательством должен выглядеть следующим образом:

количество пассажиров * страховую сумму по каждому из рисков * страховой тариф в соответствии с указанием Банка России № 4175-У.

Заказчиком произведен расчет количества пассажиров в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 № 1484 «Об утверждении Правил определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров», который составил 16 483 900 человек.

Франшиза при этом, по условиям документации о проведении запроса котировок, не установлена.

По риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира: 16 483 900 * 2 025 000 *0,0000000887 = 29607,97 руб.

По риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира: 16 483 900 * 2 000 000 *0,0000013499= 445032,33 руб.

По риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира: 16 483 900 * 23 000 *0,0000000537 = 203,59 руб.

Итого общая минимальная страховая премия составляет:

29607,97 + 445032,33 + 203,59 = 474 843,89 рублей.

Заказчиком при расчете начальной (максимальной) цены контракта в соответствии со статьей 8, 11 Федерального закона об ОС ГОП, а также Указанием ЦБ РФ, применены минимальные тарифы, причем без включения условия о франшизе в договор страхования, и минимальные страховые суммы, соответственно начальная (максимальная) цена контракта составила 474 843,89 рублей. В этой связи все участники запроса котировок должны были предложить цену контракта, равную начальной (максимальной) цене и являющейся минимальной в силу Закона об ОС ГОП.

Однако, СПАО «ИНГОССТРАХ» предложило цену контракта в размере 474 803,33 рублей, что позволило Обществу стать победителем запроса котировок №0517300004718000009.

В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.

Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

В виду того, что СПАО «ИНГОССТРАХ» подано ценовое предложение ниже максимально возможной цены контракта, установленной Заказчиком, контракт заключен по цене, предложенной его победителем.

СПАО «ИНГОССТРАХ» представлен расчет суммы предложенной цены контракта в размере 474 803,33 рублей, а именно:

Страховая сумма в соответствии с ч.2 ст.8 Закона об ОС ГОП

Страховые тарифы %

Количество пассажиров

Сумма премии по риску (руб.)

2 025 000,00 (причинение вреда жизни пассажира)

0,0000000887

16 483 900

29607,97

2 000 000,00 (причинение вреда здоровью пассажира)

0,0000013499

16 483 900

445 032,33

23 000,00 (причинение вреда имуществу пассажира)

0,0000000430

16 483 900

163,03

   

Итого сумма премии:

474 803,33

Таким образом, СПАО «ИНГОССТРАХ» занизило цену контракта в связи с некорректным применением при расчете страховой премии по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира страхового тарифа, включающего условие франшизы в договоре страхования, что противоречит условиям документации Заказчика о проведении запроса котировок, которая данного условия не содержала, а предполагала отсутствие в договоре такого условия путем применения соответствующих расчетов при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Федеральный закон «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции.

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

СПАО «ИНГОССТРАХ», рассчитывая цену контракта, необоснованно при расчете страховой премии по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира применило страховой тариф с условием наличия в договоре страхования франшизы, и, предложив в итоге наименьшую сумму начальной цены контракта в размере 474 803,33 рублей, стало победителем запроса котировок №0517300004718000009.

Действия СПАО «ИНГОССТРАХ» противоречат требованиям добропорядочности (добросовестной ценовой конкуренции), разумности и справедливости.

СПАО «ИНГОССТРАХ» своими неправомерными действиями по занижению страхового тарифа, и в итоге начальной (максимальной) цены контракта (страховой премии), получило преимущество, увеличив количество своих страхователей, поскольку заказчик заключил контракт именно с СПАО «ИНГОССТРАХ». Таким образом, действия СПАО «ИНГОССТРАХ» направлены на получение преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности.

Действия СПАО «ИНГОССТРАХ» указывают на признаки недобросовестной конкуренции, запрет которой установлен статьей 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции», устанавливающей, что иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 — 14.7 настоящего Федерального закона не допускаются.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее, чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела.

Лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны