Определение б/н Определение о возбуждении дела от 27 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <...>

<...>

г. Ленинск-Кузнецкий, 652515

Кемеровская область

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

о возбуждении дела №022/05/28-381/2022 по признакам нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

27 мая 2022г. г. Барнаул

Председатель Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя управления <...>, рассмотрев материалы Сибирского ГУ Банка России, а также материалы, представленные отделом контроля недобросовестной конкуренции и рекламы, о распространении рекламы сети комиссионных магазинов «КомиссионТорг» в г. Бийске с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

УСТАНОВИЛ:

23.05.2022г. в Алтайское краевое УФАС России поступили материалы Сибирского ГУ Банка России о распространении рекламы в г. Бийске Алтайского края с признаками нарушения требований Федерального закона «О рекламе».

Из материалов обращения следует, что ИП <...> под брендом «КомиссионТорг» осуществляет деятельность по предоставлению потребительских займов в г. Бийске по адресам: ул. Ильи Мухачева, д.256/1; ул. Мартьянова, д.36; ул. Петра Мерлина, д.11. При этом свою деятельность ИП <...> сопровождает наружной рекламой следующего содержания: «КомиссионТорг Нужны деньги? Мы дадим! Под залог: • Ноутбуков • Телефонов • Недвижимости • Бытовой техники • Авто-, мототехники • Ювелирных изделий • Электроинструментов • Спортивного инвентаря • Туристического инвентаря Берём всё! Самая дорогая оценка в городе! 8-909-509-96-09»; «КомиссионТорг ломбард 0% переплаты! Рассрочка Самые низкие цены на Кузбассе!»; «КомиссионТорг ломбард Берём всё! Автозаймы под ПТС Покупаем дорого!».

Распространение вышеуказанной рекламы подтверждается фотографиями, представленными Сибирским ГУ Банка России.

Вместе с тем, Алтайским краевым УФАС России выявлен факт распространения на рекламной конструкции по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар (пересечение ул. В. Ленина и Коммунарского переулка), информации: «КомиссионТорг сеть комиссионных магазинов Берем всё! Нужны деньги? Продажа │Обмен │ Залог Мы дарим! <картинки велосипеда, смартфона, автомобиля и др.> САМАЯ ДОРОГАЯ ОЦЕНКА В ГОРОДЕ! 8-909-509-96-09 г. Бийск, ул. Ильи Мухачева, 256/1, ул. Льнокомбинат, 30, ул. Владимира Мартьянова, 36, ул. Степана Разина, 90/2».

Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к деятельности сети комиссионных магазинов «КомиссионТорг».

Согласно п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В рекламе используется словосочетания: «самые низкие цены на Кузбассе!», «самая дорогая оценка в городе!».

Используемая в рекламе фраза «самые низкие цены на Кузбассе» однозначно указывает, что цены сети комиссионных магазинов «КомиссионТорг» являются самыми низкими среди цен иных комиссионных магазинов Кузбасса.

Также, используемая в рекламе фраза «самая дорогая оценка в городе» однозначно указывает, что оценка (подразумевается оценка товаров клиентов, оставляемых в залог) является самой дорогой среди оценок иных комиссионных магазинов г. Бийска.

В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «самый вкусный», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

В рассматриваемой рекламе критерии, по которым осуществляется сравнение, отсутствуют.

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона «О ломбардах», ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

В соответствии с ч.8 ст.2.6 Федерального закона «О ломбардах», ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридических лиц, сведения о которых внесены в государственный реестр ломбардов, и юридических лиц, намеревающихся приобрести статус ломбарда, не может использовать в своем полном наименовании (полном фирменном наименовании) и (при наличии) сокращенном наименовании (сокращенном фирменном наименовании) слово «ломбард» или слова и словосочетания, производные от слова «ломбард».

В рекламе «КомиссионТорг ломбард 0% переплаты! Рассрочка Самые низкие цены на Кузбассе!» используется слово «ломбард», однако согласно сведениям, размещенным в Государственном реестре ломбардов, ломбард с наименованием «КомиссионТорг» отсутствует.

В соответствии с п.20 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Таким образом, использование в рекламе «КомиссионТорг ломбард 0% переплаты! Рассрочка Самые низкие цены на Кузбассе!» слова «ломбард» является недостоверным, поскольку ломбард с наименованием «КомиссионТорг» отсутствует в Государственном реестре ломбардов.

Финансовой услугой, в соответствии с законодательством Российской Федерации, признается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств физических и юридических лиц.

В силу ч.13 ст.28 Федерального закона «О рекламе», реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

В соответствии со ст.4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Наряду с кредитными организациями, осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению займов имеют право микрофинансовые организации (в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»), ломбарды (в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах»), кредитные и сельскохозяйственные кооперативы (в соответствии с Федеральными законами от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» и от 08.12.1995 №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

В рассматриваемой рекламе используются слова «залог» и «автозаймы» в совокупности со словом «ломбард», однако по информации Сибирского ГУ Банка России ИП <...> не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Таким образом, правом заниматься профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов наделен ограниченный круг лиц, который установлен Федеральным законом «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Федеральным законом «О ломбардах», Федеральными законами «О кредитной кооперации» и «О сельскохозяйственной кооперации», к которому ИП <...> не относится.

В связи с изложенном, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения п.1 ч.3 ст.5, п.20 ч.3 ст.5, ч.13 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение п.1 ч.3 ст.5, п.20 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе» несёт рекламодатель, ответственность за нарушение ч.13 ст.28 Федерального закона «О рекламе» несёт как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

В соответствии с представленными материалами, рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП <...>.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу №022/05/28-381/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – рекламодатель и рекламораспространитель ИП <...>.

3. Назначить дело №022/05/28-381/2022 к рассмотрению на 16 июня 2022г. в 11 часов 00 минут по адресу: г. Барнаул, ул. Пролетарская, 65 (6 этаж).

При участии лица в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) при себе иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт). В случае неявки представителей сторон в указанное время, дело будет рассмотрено в порядке, предусмотренном Правилами.

4. <...> в срок до 14 июня 2022г. представить в адрес управления копии следующих документов и материалов:

- утвержденные для размещения рекламные макеты;

- договоры (заявки), платежные поручения и иные документы, на основании которых осуществлялось распространение вышеуказанной рекламы;

- данные о должностном лице, отвечающем за подготовку рекламной информации (должностная инструкция, приказ о приеме на работу и т.д.);

- сведения о лице, предоставляющий услугу автозайма, с приложением доказательств наличия у него права осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению займов;

- доказательства (обоснования) того, что цены сети комиссионных магазинов «КомиссионТорг» являются самыми низкими среди цен иных комиссионных магазинов Кузбасса;

- доказательства (обоснования) того, что оценка (подразумевается оценка товаров клиентов, оставляемых в залог) является самой дорогой среди оценок иных комиссионных магазинов г. Бийска;

- разрешительные документы на размещение рассматриваемой наружной рекламы (рекламной конструкции), предусмотренные ст.19 Федерального закона «О рекламе», в г. Бийске по адресам: ул. Ильи Мухачева, д.256/1; ул. Мартьянова, д.36; ул. Петра Мерлина, д.11; Петровский бульвар (пересечение ул. В. Ленина и Коммунарского переулка);

- отзыв на определение о возбуждении дела.

Копии документов должны быть заверены надлежащим образом и направлены с описью вложения.

С учетом складывающейся неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации Алтайское краевое УФАС России просит лиц, участвующих в деле, предоставить согласие на получение всех процессуальных документов по электронной почте, а также принять одно из следующих решений:

1) направление ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле;

2) уведомление Управления о возможности рассмотрения дела с использованием систем видеоконференцсвязи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети «Интернет».

О принятом решении надлежит сообщить Алтайскому краевому УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента получения настоящего письма.

Ответ просим направить по электронной почте: to22@fas.gov.ru.

Одновременно сообщаем, что независимо от формы участия в заседании Комиссии, все письменные пояснения и документы будут всесторонне изучены и учтены при рассмотрении дела.

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны