Решение №СС/5185/24 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/18-529/2024 от 13 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Азиатско-Тихоокеанский Банк»

Амурская область, 675004, г.Благовещенск, Амурская ул., 255

 

Заявителю

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/18-529/2024

Решение в полном объеме изготовлено 13 июня 2024г. г. Барнаул

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...>– специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело №022/05/18-529/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы на абонентский номер заявителя, в которой усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии представителя лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - АО «Азиатско-Тихоокеанский Банк» <...>по доверенности от 14.12.2022,

в отсутствие заявителя <...> (извещена надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

дело № 022/05/18-529/2024 возбуждено по факту распространения на абонентский номер <...> рекламы кредитных продуктов от «Азиатско-Тихоокеанского банка» (АО) без предварительного согласия, что указывает на признаки нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Лицом, в действиях которого усмотрены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признан АО «Азиатско-Тихоокеанский банк».

Рассмотрение дела назначено на 30 мая 2024 года.

Во исполнение определения о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе АО «Азиатско-Тихоокеанский банк» (далее – АО «АТБ», Банк) пояснил, что при оформлении банковских продуктов клиенты дают свое согласие Банку на получение рекламы, иной информации от Банка, в том числе посредством электросвязи (телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, пр. видов связи) в форме СМС-сообщений, голосовых сообщений, сообщений по электронной почте и пр.

Банк указывает, что 24.11.2022 <...> обратилась в отделение Банка с целью заключения кредитного договора, предоставила все необходимые сведения для рассмотрения заявки, а также подписала заявление на банковское обслуживание и предоставление иных услуг в АО «АТБ». Согласно пункту 4.3 заявления, заявитель предоставила Банку согласие на проведение фотосъемки, обработку всех персональных данных, предоставляемых Банку, получение рекламы и иной информации от банка. В последующем от заключения кредитного договора <...>отказалась.

14.03.2024 на номер <...> +7913096<...>Банком было направлено смс-сообщение рекламного характера «Оформи кредит 100 000р с платежом 2 322! Заявка: 88007557007 АТБ (АО)», где слово «Заявка» указано для подачи заявки для кредитования на номер Единой справочной службы, указанный в смс-сообщении. Предоставлена копия заявления <...> на банковское обслуживание

Вместе с тем, Банк поясняет, что в связи с поступившим в антимонопольный орган обращением <...> её номер телефона отключен от рассылки всех рекламных сообщений, в том числе предоставления рекламной информации по телефону.

В заседании Комиссии, состоявшемся 30 мая 2024 года, представитель АО «АТБ» ранее изложенные доводы поддержал в полном объеме, указал, что в заявлении на банковское обслуживание <...> ни отказ, ни согласие на получение рекламы не выразила.

Комиссия, заслушав доводы представителя АО «АТБ» и изучив материалы дела, пришла к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что 12 марта 2024 года в антимонопольный орган поступило обращение <...>о получении на протяжении длительного периода времени на телефонный номер +79130969509 рекламных звонков о том, что ей одобрен кредит на определенную сумму, под определенный процент и на определенный срок (каждый раз цифры были разные) и смс-сообщений с рекламой Азиатско-тихоокеанского банка.

Заявитель указывает, что не давала Банку согласия на получение рекламы, клиентом Банка не является и никогда не являлась. Всех звонивших с предложениями, в том числе с одобренным кредитом, заявитель предупреждала, что не желает получать сообщений подобного характера, высказывала несогласие и запрет на осуществление ей звонков и сообщений, но звонки и сообщения от АО «АТБ» продолжали поступать.

<...> в качестве доказательств предоставлена детализация номера +79130969509 и указано, что звонки поступают со следующих номеров телефонов: +7961-951-2075, +7961-951-1400, +7961-951-1848, +7961-951-1960, +7961-951-2808, +7961-951-2815, +7961-951-2593, +7961-951-2540, +7961-951-2631. Также представлен скриншот рекламного смс-сообщения следующего содержания: «Оформи кредит 100 000р с платежом 2 322! Заявка: 88007557007 АТБ (АО)», сообщение получено 14.03.2024 в 12:34 с буквенного номера «АТB»; запись телефонных разговоров с Банком заявителем не представлена в виду того, что она не осуществлялась.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая Комиссией антимонопольного органа информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама».

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Рекламораспространителем рекламных сообщений, в том числе посредством телефонных звонков, на абонентский номер заявителя является АО «АТБ», которому согласно информации ПАО «ВымпелКом», с 11.01.2024 на основании договора об оказании услуг связи от 02.06.2017 выделены абонентские номера +7961-951-2075, +7961-951-1400, +7961-951-1848, +7961-951-1960, +7961-951-2808, +7961-951-2815, +7961-951-2593, +7961-951-2540, +7961-951-2631, с которых поступали рекламные звонки заявителю. ПАО «МТС» на запрос антимонопольного органа также сообщено, что смс-сообщение, полученное заявителем 14.03.2024 в 12:34 с буквенного номера «АТB», отправлено АО «АТБ» на основании дополнительного соглашения № 1 к договору об оказании услуг связи от 22.12.2023.

Заявитель <...> в своем обращении указывает, что предварительного согласия Банку на получение от него рекламных сообщений она не давала, клиентом Банка никогда не являлась, а на просьбу убрать номер телефона из базы, специалисты горячей линии Банка отвечали, что отключить рассылку могут только на 3 или 6 месяцев, пока не появятся новые рекламные продукты.

Комиссией антимонопольного органа установлено, что 24.11.2022 <...>обратилась в отделение АО «АТБ» с целью заключения кредитного договора, что подтверждается предоставленной Банком в материалы дела копией заявления на банковское обслуживание и предоставление иных услуг, подписанного <...>.

Указанное заявление содержит сведения о месте работы <...>., паспортных данных, адресе регистрации, проанализировав которые и сопоставив их со сведениями, содержащимися в паспорте заявителя (копия предоставлена<...>).

Вместе с тем, Комиссия не может согласиться с доводами Банка о том, что <...>,подписав заявление на банковское обслуживание в 2022 году, и при этом не выразив свой отказ на получение рекламы от АО «АТБ», согласилась на получение рекламных сообщений от Банка.

Комиссией установлено, что согласно пункту 4.3 заявления на банковское обслуживание, <...>., подписывая настоящее заявление, предоставила Банку согласие на:

а) заключение за свой счет договора со страховой организацией договора личного страхования;

б) проведение Банком фотосъемки, аудио- и видеозаписи;

в) обработку всех персональных данных, предоставляемых Банку;

г) получение рекламы и иной информации от банка;

д) получение Банком кредитного отчета, в том числе получение основной части кредитной истории клиента.

При этом, Комиссия отмечает, что указанные пункты разбиты по группам: к первой отнесены пункты а), б), в), ко второй - пункт г), к третьей – пункт д) и т.д. После каждой группы имеется ссылка «С условиями, отраженными в настоящем пункте согласен. ___да/___нет. Подпись Клиента_____».

Несмотря на то, что <...> в целом заявление на банковское обслуживание подписано (имеется подпись в пункте 5 заявления), ни один пункт, в том числе предусматривающий согласие на получение рекламы от Банка, не подписан.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 15 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. 

Буквальное толкование указанных положений позволяет сделать вывод о том, что согласие адресата должно быть получено на распространение именно рекламы, а обязанность доказывать наличие такого согласия возложена на рекламораспространителя.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии у Банка предварительного согласия абонента на получение от него рекламы о банковских продуктах, в том числе являющейся предметом спора.

Таким образом, реклама посредством телефонных звонков об одобренном кредите, а также посредством смс-сообщения реклама «Оформи кредит 100 000р с платежом 2 322! Заявка: 88007557007 АТБ (АО)», распространена АО «АТБ» на абонентский номер <...> с нарушением части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе признается ненадлежащей.

Согласно статьей 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 настоящего Закона, несет рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, как следует из материалов дела, является АО «АТБ», и последним не оспаривается.

В силу статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям, операторам рекламных систем обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Несмотря на то, что Банком в пояснениях указано на исключение из рассылки абонентского номера заявителя, Комиссией принято решение о выдаче Банку предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, поскольку доказательств такого исключения в материалы дела Банком не предоставлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, части 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу «Оформи кредит 100 000р с платежом 2 322! Заявка: 88007557007 АТБ (АО)», распространенную АО «АТБ» посредством смс-сообщения 14.03.2024 в 12:34 с буквенного номера «АТB» на абонентский номер заявителя +7913096<...>, а также посредством телефонных звонков с предложением одобренного кредита, ненадлежащей, поскольку при её распространении нарушены требования части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Вынести АО «АТБ» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, за нарушение законодательства о рекламе.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны