Решение б/н Решение по делу № 54-ФАС22-Р/04-13 от 5 июня 2013 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
<…>,
члены Комиссии:
<…>,<…>,
рассмотрев дело №54-ФАС22-Р/04-13 по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» по факту распространения в витринах продуктового магазина ООО «Жук», расположенного по адресу: г.Барнаул, <…> наружной рекламы пива,
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – рекламораспространителя – ООО «ЖУК», в лице директора <…>,
в отсутствии заявителя (о дате, времени и мете рассмотрения дела извещен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на рассмотрении находится письменное обращение жителя г.Барнаула (вхд. №1529 от 04.03.2013г.) о распространении в окнах магазина ООО «Жук», расположенного по адресу: г.Барнаул, <…> рекламы алкогольной продукции пива «Клинское», «Кулер», «Bud», в которых усматриваются признаки нарушения требований пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
На заседании Комиссии директор ООО «ЖУК» <…> факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе признал, пояснил, что нарушение произошло из-за недостаточного контроля с его стороны.
Комиссия, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, выслушав доводы представителя лица – рекламораспространителя в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе пришла к следующим выводам.
12.03.2013г. Алтайским краевым УФАС России в результате наблюдения рекламы установлено, что по адресу: г.Барнаул, <…> в витринах продуктового магазина ООО «Жук» размещена наружная реклама пива «Клинское»: «Ультра Клинское – совсем другая тема! Чрезмерное употребление пива может нанести вред здоровью»; реклама пива «Кулер»: «Балтика кулер новинка 1,5 л Новый формат охлаждения Предупреждаем о вреде чрезмерного потребления пива»; реклама пива «Bud»: «Мировое пиво теперь в России! Bud king of beers Чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью». Указанная реклама сопровождается изображением бутылок с надписью: «Клинское», «Кулер», «Bud» соответственно.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006г № 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рассматриваемая информация полностью соответствует легальному определению понятия «реклама», формирует интерес неопределенного круга лиц к пиву: «Клинское», «Кулер», «Bud», способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», наружная реклама алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их не допускается.
Согласно подпункту «г» пункта 3 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 18.07.2011 № 218-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
С 01.07.2012г. пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции относится к алкогольной продукции.
В витринах продуктового магазина ООО «ЖУК», являющихся конструктивными элементами здания, размещена реклама алкогольной продукции: «Ультра Клинское – совсем другая тема! Чрезмерное употребление пива может нанести вред здоровью»; «Балтика кулер новинка 1,5 л Новый формат охлаждения Предупреждаем о вреде чрезмерного потребления пива»; «Мировое пиво теперь в России! Bud king of beers Чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью».
Оконные проемы магазина с размещенной на них рекламой пива отвечают понятию рекламной конструкции, являются способом стабильного размещения рекламы.
Реклама алкогольной продукции – пива размещена в витринах магазина, доступна для всеобщего обозрения, обращена к неопределенному кругу лиц.
Таким образом, реклама алкогольной продукции – пива, распространяемая в продуктовом магазине ООО «ЖУК» по адресу: г.Барнаул, <…> содержит нарушение пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащей признается реклама, несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе. Реклама алкогольной продукции – пива, распространяемая в продуктовом магазине ООО «ЖУК» по адресу: г.Барнаул, <…> не соответствует требованиям пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
Согласно материалам дела, рекламораспространителем ненадлежащей рекламы является ООО «ЖУК», который арендует помещение на основании договора аренды, заключенного между ООО «ЖУК» и ЧП П.
Согласно договору «Арендодатель» (<…>) предоставляет, а «Арендатор» (ООО «ЖУК») получает в пользование торговый павильон по адресу: г.Барнаул, <…> для использования под розничную торговлю продуктами питания, торговая площадь 50м2.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» несет, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Таким образом, Комиссией установлен факт нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», выразившийся в распространении в витринах продуктового магазина ООО «ЖУК», расположенного по адресу: г.Барнаул, <…> ненадлежащей рекламы алкогольной продукции – пива.
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу «Ультра Клинское – совсем другая тема! Чрезмерное употребление пива может нанести вред здоровью»; «Балтика кулер новинка 1,5 л Новый формат охлаждения Предупреждаем о вреде чрезмерного потребления пива»; «Мировое пиво теперь в России! Bud king of beers Чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью», распространенную ООО «ЖУК», поскольку при её распространении нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
2. Признать ООО «ЖУК» нарушившим требования пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
3. Выдать ООО «ЖУК» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела в отношении должностного лица – директора ООО «ЖУК» <…> уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для возбуждения дела об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.
Председатель Комиссии <…>,
Члены Комиссии <…>,<…>.