Решение б/н Дело № 32-ФАС22-Р/03-11 от 4 февраля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

22 марта 2011г.                                                                                                              г.Барнаул

 

Комиссия  управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 32-ФАС22-Р/03-11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на Интернет сайте www.automobilist.su рекламы курсов подготовки водителей, предлагаемые автошколой «Автомобилист», в которой усматриваются признаки нарушения ч.ч. 3, 7 ст. 5, ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ  «О рекламе» (далее ФЗ «О рекламе»),   

в присутствие лиц, в действиях которых усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:

ООО «Автомобилист» (Алтайский край, 656058, г.Барнаул, проезд Северо-Власихинский, 66-2) в лице директора Ш.;

ООО «Динамик Линк» (Алтайский край, 656010, г.Барнаул, пр.Ленина, 195, офис 343) в лице представителя по доверенности Н;

в отсутствие заявителя

УСТАНОВИЛА:

В управлении Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на рассмотрении находится письменное заявление Д. (вхд. 400 от 24.01.2011г.), по  признакам нарушения Федерального закона «О рекламе» в рекламе автошколы «Автомобилист», размещенной на Интернет сайте www.automobilist.su.

Реклама содержит следующую информацию: «Наша автошкола проводит обучение по следующим категориям:

«В» - 2-2,5 месяца (50 часов вождения).Стоимость обучения 10 800 рублей.

«В-С» - 2,5-3 месяца (50 + 10 часов вождения). Стоимость обучения 17 800 рублей.

Переподготовка водителей с «В» на «С» - 1 месяц обучения. Стоимость обучения 9 000 рублей (с ГСМ)...............».

Заявитель указывает, что информация о стоимости обучения, содержащаяся в данной рекламе, является недостоверной, фактически цена обучения выше, чем указано в рекламе.

Согласно смете расходов на подготовку водителей ТС категории «В» ООО «Автомобилист», утвержденной директором Общества, стоимость обучения составляет 10 800 руб., однако, с учетом ГСМ, стоимость обучения водителей на категорию «В»  будет составлять 14 000 рублей.

   Таким образом, в рекламе отсутствует информация о том, что стоимость обучения - 10 800 рублей, указана без учета ГСМ.

   Отсутствие данной информации в рекламе является признаком нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

   Относительно переподготовки водителей с категории «В» на «С», реклама содержит следующую информацию: «Переподготовка водителей с «В» на «С» - 1 месяц обучения. Стоимость обучения 9 000 рублей (с ГСМ)..............».

   Согласно смете  расходов на переподготовку водителей ТС категории с «В» на «С», в указанную стоимость обучения - 9 000 рублей также не входит ГСМ, в связи с чем, рекламная информация о том, что стоимость обучения с ГСМ - 9 000 рублей является недостоверной, в соответствии с п.4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Кроме того, в соответствии с письменным объяснением директора ООО «Автомобилист» Шлайгер В.И. (вхд. № 1210 от 28.02.2011г.) Общество не осуществляет подготовку водителей транспортных средств на категорию «В-С», и не имеет соответствующей лицензии на обучение водителей данной категории.

Таким образом, информация, размещенная на Интернет сайте   www.automobilist.su  об обучении водителей на категорию «В-С» является недостоверной, в соответствии с п.20.ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», а размещение данной информации в рекламе противоречит требованиям ч. 7 ст. 7 Закона о рекламе.

На заседании Комиссии представитель ООО «Динамик Линк» пояснил, что Интернет сайт  www.automobilist.su разрабатывался для ООО «Автомобилист» сторонней организацией (ООО «Алтайское Бизнес  Агентство»). ООО «Динамик Линк» и ООО «Автомобилист» заключили договор о поддержке сайта в 2009г. Данный договор так и не вступил в силу, никаких работ, равно как и расчетов за  выполнение этих работ по данному договору не производилось. В марте 2011г., в связи с обращением в ООО «Динамик Линк» директора автошколы «Автомобилист»,  рассматриваемый Интернет сайт поступил в разработку ООО «Динамик Линк». На данный момент сайт находится в доработке.

Директор ООО «Автомобилсит» Ш. поддержал позицию представителя ООО «Динамик Линк».

            Комиссия, заслушав доводы сторон, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, пришла к следующим выводам.

1. В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средства  индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация содержит конкретное предложение  о предоставлении услуг по подготовке водителей,  формирует интерес неопределенного круга лиц к рекламируемым услугам за счет привлекательной для потребителей цены за курсы подготовки водителей, и направлена на формирование у потребителей желания  воспользоваться этими услугами,  в связи с чем, полностью подпадает под законодательно закрепленное понятие «реклама».

            Объектами рекламирования в указанной рекламе являются: Автошкола «Автомобилист», а также курсы подготовки водителей, предлагаемые данной автошколой.

2. ООО «Автомобилист» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии, выданной Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи № 338329, регистрационный номер <...> от 15.12.2010г., по следующим образовательным программам,  программам профессиональной подготовки:

- водитель автомобиля категории «В»;

- водитель автомобиля категории «С»;

- водитель автомобиля с категории «В» на «С»;

- водитель автомобиля с категории «В» на «Д»;

- водитель автомобиля с категории «С» на «Д».

Согласно письменному объяснению директора ООО «Автомобилист» Ш. (вхд. № 1210 от 28.02.2011г.) Общество не осуществляет подготовку водителей транспортных средств на категорию «В-С».

Таким образом, рекламная информация, размещенная на Интернет сайте   www.automobilist.su  об обучении водителей на категорию «В-С», является недостоверной.

            Целью Федерального закона «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются ( ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе).

 В соответствии с п. 20 ч.3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара, в данном случае о предоставлении ООО «Автомобилист» услуги по подготовке водителей категории «В-С».

3. Согласно ч. 7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

 Установлено, что ООО «Автомобилист» не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности по подготовке водителей категории «В-С», в связи с чем, размещение рекламы данной услуги противоречит требованиям ч. 7 ст. 7 Закона о рекламе.

          

            4. Частью 7 ст. 5 Закона о рекламе установлено - не допускается реклама в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

            В рассматриваемой рекламе отсутствует информация о том, что стоимость обучения на категорию «В» - 10 800 рублей, указана без учета ГСМ. Данная информация является существенной для потребителей, так как приобретение ГСМ, необходимого для получения практического обучения, влечет для лица дополнительные расходы - 3 200 рублей.

Отсутствие в рекламе информации  о том, что стоимость обучения указана без учета ГСМ противоречит ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

 

            5. Реклама содержит следующую информацию: «Переподготовка водителей с «В» на «С» - 1 месяц обучения. Стоимость обучения 9 000 рублей (с ГСМ)..............».

Согласно представленной ООО «Автомобилист» смете  расходов на переподготовку водителей ТС категории с «В» на «С», в указанную стоимость обучения - 9 000 рублей также не входит ГСМ, в связи с чем, информация о том, что стоимость обучения с ГСМ - 9 000 рублей является недостоверной, в соответствии с п.4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

 

            Ответственность за нарушение  ч.ч. 3, 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель (ст. 38 Федерального закона «О рекламе»), т.е.  изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо ( ст. 3 Закона о рекламе)

Ответственность за нарушение требований ч. 7 ст. 7 Закона о рекламе несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель (ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламопроизводитель - несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6-7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

 

Рекламодателем указанной информации является ООО «Автомобилист» как продавец товара.

В понимании Федерального закона «О рекламе», товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Данное обстоятельство подтверждается п. 1.1  договора № П27 на техническое обслуживание и поддержку веб-сайта от 01 августа 2009г. (далее по тексту Договор), заключенного между Обществом и ООО «Динамик Линк», согласно которому Заказчик (ООО «Автомобилист»)  поручает, а Исполнитель (ООО Динамик Линк») принимает на себя обязательство выполнять работы по техническому обслуживанию и поддержке сайта www.automobilist.su.

 

Согласно письменному объяснению директора ООО «Автомобилист» Ш. (вхд. № 1210 от 28.02.2011г.)  недостоверность в рекламе допущена рекламным агентством ООО «Динамик Линк».

В соответствии с п.п. 2.1, 2.2 Договора, в обязанности ООО «Динамик Линк» входит  разработка, установка (снятие) со страниц сайта внутренних рекламных объявлений и баннеров, внесение изменений в текстовое наполнение сайта, грамотное оформление текстовой и графической информации. 

         Вместе с тем, Исполнитель ежемесячно (ежеквартально) передает результаты выполненных работ по акту приема-передачи, с приложением оправдательных документов (п. 1.2 Договора), в связи с чем, ООО «Автомобилист» имело возможность установить и устранить недостоверность информации, размещенной на Интернет сайте.

         Предусмотренные договором акты приема-передачи результатов выполненных работ в антимонопольный орган не представлены.

         Исходя из условий и содержания указанного Договора, правовой статус ООО «Динамик Линк» можно определить как рекламопроизводитель и рекламораспространитель.

         Пункт 3.1 Договора предусматривает обязанность Заказчика (ООО «Автомобилист») по требованию Исполнителя предоставлять необходимую информацию для выполнения работы.

         В связи с чем, ООО «Динамик Линк» имело возможность проверить размещаемую на сайте информацию.

         Согласно общему правилу, установленному ч. 1 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Однако стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. Также стороны могут предусмотреть специальные сроки вступления в силу отдельных положений договора.

         Согласно п.п. 7.1., 7.3. договора № П27 от 01.08.2009г. на техническое обслуживание и поддержку веб-сайта, настоящий договор заключен на срок двенадцать месяцев и вступает в силу с момента подписания обеими сторонами. Настоящий договор считается пролонгированным на один год, если ни одна из сторон не заявит о прекращении его действия за один месяц до окончания срока действия настоящего договора

         Договор сторонами подписан, специальные сроки вступления в силу отдельных положений договором не предусмотрены, доказательств расторжения договора не представлено, в связи с чем данный договор вступил в силу, и является действующим .

         На основании вышеизложенного, доводы представителя ООО «Динамик Линк»  о том, что договор № П27 от 01.08.2009г. на техническое обслуживание и поддержку веб-сайта, заключенный между Обществом и ООО «Автомобилист», не вступил в силу,  безосновательны.

Таким образом, Комиссией установлено, что ООО «Автомобилист», ООО «Динамик Линк» нарушены требования ч.ч. 3, 7 ст. 5, ч. 7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе» при размещении на Интернет сайте www.automobilist.su рекламы курсов подготовки водителей, предлагаемые автошколой «Автомобилист».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами  37 – 42  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.                  Признать рекламу курсов подготовки водителей, предлагаемых автошколой «Автомобилист», размещенную на  Интернет сайте www.automobilist.su,  ненадлежащей, так как в ней  нарушены требования ч.3, ч. 7 ст. 5, ч. 7 ст. 7  Федерального закона «О рекламе»

2. Признать рекламодателя -  ООО «Автомобилист»  нарушившим требования ч.ч.  3, 7 ст. 5, ч.7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе».

3. Признать рекламопроизводителя,  рекламораспространителя ООО «Динамик Линк»  нарушившим требования ч.ч.  3, 7 ст. 5, ч.7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе».

            4. Вынести ООО «Автомобилист» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе, выразившегося в размещении ненадлежащей рекламы курсов подготовки водителей.

            5. Вынести ООО «Динамик Линк» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе, выразившегося в распространении ненадлежащей рекламы курсов подготовки водителей, предлагаемых автошколой «Автомобилист».

      

Резолютивная часть решения объявлена 22 марта 2011г.

Решение изготовлено в полном объеме 22 марта 2011г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны