Решение б/н Решение по делу от 13 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Изумруд»

Красноармейский пр-кт., д.77, оф.303

г. Барнаул, 656049

offer.cosult@yandex.ru

Заявителю

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/5-828/2021

Решение в полном объеме изготовлено 13 января 2022г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело №022/05/5-828/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения и распространения в г. Барнауле наружной рекламы «Писать в бассейн *Он не умеет читать :( POOL Side *Пляжный клуб Пуул Сайд Жасминная, 3», в которой усматриваются признаки нарушения ч.6 ст.5, ч.9 ст.19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ООО «Изумруд» в лице директора <...>, посредством ВКС;

в отсутствие заявителя,

УСТАНОВИЛА:

дело №022/05/5-828/2021 возбуждено по результатам рассмотрения заявления жителя г. Барнаула о распространении наружной рекламы бассейна POOL Side, с признаками нарушения Федерального закона «О рекламе».

Лицом, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признано ООО «Ледовый». Рассмотрение дела назначено на 20.10.2021г.

ООО «Ледовый» представлены письменные пояснения, согласно которым, между Обществом (Арендатор) и ООО «Изумруд» (Субарендатор) заключен договор субаренды земельного участка от 01.07.2021г. в соответствии с условиями которого арендатор сдает, а субарендатор принимает в субаренду часть земельного участка площадью 0,5 га, расположенного по адрес: г.Барнаул, ул. Жасминная, 3 для размещения и эксплуатации конструкции некапитального строительства – комплекта плавательного бассейна, летнего кафе, раздевалок, туалетов, зоны пляжных видов спорта. Согласно условиям договора, Арендатор обязан не вмешиваться в хозяйственную деятельность Субарендатора.

ООО «Ледовый» не занимается эксплуатацией плавательного бассейна, не является продавцом рекламируемых услуг в отношении пляжного клуба «POOL Side», не является заказчиком изготовления и распространения рекламы, не занимался размещением рекламной конструкции. В связи с чем просит дело в отношении ООО «Ледовый» прекратить, признать лицом, участвующим в деле ООО «Изумруд» (ИНН 22252200160).

20.10.2021г. Комиссия, проанализировав представленные ООО «Ледовый» письменные пояснения и документы, определила произвести замену ненадлежащего лица – ООО «Ледовый» на надлежащее – ООО «Изумруд»; рассмотрение дела, в соответствии с п.35 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020г. № 1922 (далее - Правила), отложено до 18.11.2021г. и начато сначала.

18.11.2021г., 07.12.2021г. и 28.12.2021г. Комиссией, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, а также в связи с удовлетворением ходатайства о проведении ООО «Изумруд» экспертизы текста рекламной информации, рассмотрение дела отложено до 13.01.2022г.

Согласно п.31 Правил дело рассматривается антимонопольным органом в течение одного месяца со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. В исключительных случаях срок рассмотрения дела может быть продлен антимонопольным органом, но не более чем на 2 месяца.

13.01.2022г. заявитель на рассмотрение дела не явился, о дате и месте его рассмотрения извещен надлежащим образом Почтой России 06.01.2022г., что в силу п.31 Правил не является для Комиссии препятствием к рассмотрению дела по существу в данном заседании.

На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие заявителя.

Комиссия, изучив материалы по делу, дав им надлежащую оценку, а также заслушав директора ООО «Изумруд», установила следующее.

Согласно материалам дела, 27.07.2021г. в Алтайское краевое УФАС России на рассмотрение поступило заявление жителя г. Барнаула о распространении наружной рекламы бассейна POOL Side, в которой усматриваются признаки нарушения Федерального закона «О рекламе».

Из заявления следует, что в г. Барнауле, на пересечении улиц Энтузиастов - Попова установлен билборд, на котором размещен баннер с рекламой следующего содержания: «Писать в бассейн *Он не умеет читать :( POOL Side *Пляжный клуб Пуул Сайд Жасминная, 3», также на баннере указан QR-код.

Согласно QR-коду, указанному в рекламе, реклама направлена на привлечения внимания к пляжному клубу «POOL Side», расположенному по адресу: г. Барнаул, ул. Жасминная, д.3. Пляжный клуб «POOL Side», как указано на сайте poolside.tilda.ws, - это «комплекс бассейнов для детей и взрослых, летняя веранда, анимация для детей, лаундж зона, волейбольная площадка и все то, что нужно для твоего идеального лета».

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Целью рекламодателя всегда является демонстрация объекта рекламирования в самом лучшем свете. Он стремится привлечь и задержать внимание потребителя на той информации, которая должна отличать товар от аналогов, ставить его на порядок выше (при условии, что информация истинная). Реклама всегда носит побудительный характер, создает заинтересованность потребителей.

Согласно ч.6 ст.5 Федерального закона «О рекламе», в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Кроме того, согласно ч.9 ст.19 Федерального закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

По информации администрации г. Барнаула, рекламная конструкция, установленная в г. Барнауле на пересечении улиц Энтузиастов - Попова эксплуатируется без соответствующего разрешения; владелец конструкции не известен.

По информации ООО «Изумруд» рекламная конструкция, расположенная на пересечении улиц Энтузиастов-Попова, размещена на законных основаниях, владельцем конструкции является ООО «Гэллери Сервис». ООО «Изумруд» полагает, что фраза «Писать в Бассейн* Он не умеет читать» не может считаться неприличной, поскольку употребляется в значении писАть – выводить какой-либо текст. ООО «Изумруд» считает, что в действиях Общества отсутствуют нарушения законодательства о рекламе. Директор ООО «Изумруд» указал, что в настоящее время реклама бассейна не размещается.

Комиссия, проанализировав пояснения ООО «Изумруд» и доказательства по делу, приходит к выводу, что факт нарушения ч.9 ст.19 Федерального закона «О рекламе» при распространении рассматриваемой рекламы не подтвердился, поскольку размещение рекламы осуществлено на основании договора №БРН145/05/21 от 27.05.2021г., заключенного между ООО «Гэллэри Сервис» и ООО «Изумруд»; предмет договора - ООО «Гэллэри Сервис» обязуется оказать ООО «Изумруд» услуги по размещению (демонстрации) РИМ на рекламных поверхностях. В соответствии с приложением №1 к договору №БРН145/05/21 от 27.05.2021г. размещение рекламы «POOL Side» осуществлялось с 01.06.2021г. по 30.06.2021г. по следующей адресной программе: тракт Павловский, 58а (остановка «Кондитерская фабрика»); ул. Попова, 83; тракт Павловский, напротив здания №156.

Доктором филологических наук, профессором АлтГУ <...> проведена экспертиза текста рекламы бассейна «POOL Side». В соответствии с экспертным заключением анализ рекламы показал, что ее содержания имеет двойной смысл, ассоциируется с физиологическими потребностями, что противоречит ч.6 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

ООО «Изумруд», ознакомившись с материалами дела, в том числе с экспертным заключением, представлены дополнительные письменные пояснения, согласно которым Общество считает, что выводы эксперта не основаны на нормативно-правовой базе и сложившейся судебной практике, являются субъективными и абстрактными суждениями относительно содержания текста.

07.12.2021г. на заседании Комиссии директор ООО «Изумруд» ходатайствовал об отложении рассмотрения дела для проведения Обществом экспертизы текста рекламной информации. Комиссией ходатайство было удовлетворено, однако ООО «Изумруд» экспертиза не проведена, поскольку Обществу не удалось согласовать условия проведение эксперты.

В письме ФАС России от 29.04.2013 N АД/17355/13 "О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе" указано:

- к бранным словам относятся нецензурные слова, а также к таким словам, по мнению специалистов ФАС России, могут быть отнесены слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления;

- к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности;

- к оскорбительным образам, сравнениям и выражениям - слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.

Таким образом, данное положение Федерального закона «О рекламе» запрещает использовать в рекламе бранные слова, непристойные образы, сравнения, выражения, оскорбительные образы, сравнения, выражения.

Слово «писать» может употребляться в 2-х разных значениях:

- писа́ть- выводить какой-либо текст;

- пи́сать – мочеиспускаться.

Игра слов (каламбур) – это речевой оборот, который в зависимости от восприятия может иметь еще одно значение в дополнение к тому, которое вкладывал автор. Иногда автор изначально закладывает двойное или даже тройное значение сказанного. Тогда игру слов называют преднамеренной. Каламбур может быть основываться на звучании разных слов или же на их многозначности.

В рассматриваемой рекламе в выражении «Писать в бассейн» употребляется именно слово «пи́сать», используемое в значении «мочеиспускаться», поскольку фраза «писа́ть в бассейн» не логичная и не связная с действием.

В рассматриваемой рекламе выражение «Пи́сать в бассейн» в виду его стилистики написания воспринимается как непристойное выражение, содержащее смысловые ассоциации непристойного и двусмысленного характера.

Более того, правила поведения в бассейне запрещают каким-либо образом загрязнять воду в бассейне.

На основании изложенного и с учетом экспертного заключения доктора филологических наук, профессора АлтГУ <...>, Комиссия приходит к выводу, что наружная реклама : «Писать в бассейн *Он не умеет читать :( POOL Side *Пляжный клуб Пуул Сайд Жасминная, 3», размещена с нарушением ч.6 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требования ч.6 ст.5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем наружной рекламы бассейна POOL Side является ООО «Изумруд» (ИНН 22252200160).

Поскольку директор ООО «Изумруд» указал, что в настоящее время реклама бассейна не размещается, а срок распространения указанной рекламы истек 30.06.2021г., выдача предписания является нецелесообразной.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.42-47, п.54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу: «Писать в бассейн *Он не умеет читать :( POOL Side *Пляжный клуб Пуул Сайд Жасминная, 3», размещенную на билборде по адресу: г. Барнауле, на пересечении улиц Энтузиастов - Попова, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.6 ст.5 Федерального закона «О рекламе».
  2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с нецелесообразностью.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны