Решение б/н Дело №73-ФАС22-ОВ/10-09 от 12 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по АК рассмотрев дело № 73-ФАС22-ОВ/10-09 по признакам нарушения К районным Собранием депутатов АК части 1 статьи 15 и частей 1, 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии по внесению изменений в действующее положение об аренде муниципального нежилого фонда К района АК и принятии положения о порядке управления объектами муниципальной собственности муниципального образования «К район»,

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления АК управлением ФАС по АК установлено, что на территории К района действует Положение о порядке управления объектами муниципальной собственности муниципального образования «К район» (утв. решением К районного Собрания депутатов АК от 10 сентября 2009 №220) и Положение об аренде муниципального нежилого фонда К района (утв. Постановлением К районного Собрания депутатов АК от 19 апреля 2002 № 225). При этом, способы передачи муниципального имущества в аренду и безвозмездное пользование, установленные указанными муниципальными актами, противоречат положениям статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По факту обнаруженных нарушений управлением ФАС по АК на основании приказа № 371 от 12.10.2009 в отношении К районного Собрания  депутатов АК возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 73-ФАС22-ОВ/10-09.

Согласно письму начальника Главного управления по экономическому развитию и имущественным отношениям К (вх. № 7249 от 22.10.2009г.) на ближайшей сессии К районного Собрания депутатов будут внесены изменения в действующее положение о порядке управления объектами муниципальной собственности. В УФАС по АК поступило ходатайство (исх. № 1873 от 21.10.2009г., вх. № 7250 от 22.10.2009г.) о рассмотрении дела № 73-ФАС22-ОВ/10-09 без участия представителей органов местного самоуправления.

Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 21 устава муниципального образования «К район» АК (принят решением К районного Собрания депутатов АК № 53 от 27.05.2008г.) К районное Собрание депутатов АК является постоянно действующим представительным органом муниципального района.

В систему муниципальных правовых актов входят, среди прочих, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования (п.2 ч.1 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно ч.3 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Статьей 24 устава муниципального образования «К район» АК (принят решением К районного Собрания депутатов АК № 53 от 27.05.2008г.) установлено, что к исключительным полномочиям К районного Собрания депутатов АК, кроме прочего, относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального района.

В соответствии со статьей 2 главы 8 Положения о порядке управления объектами муниципальной собственности муниципального образования муниципального района «К район», утвержденного решением К районного Собрания депутатов АК от 10 сентября 2009 №220 (далее – Положения о порядке управления) передача объектов права собственности, находящихся в оперативном управлении муниципальных учреждений в безвозмездное пользование, осуществляется решением Главы района.

Муниципальное имущество, составляющее казну К района и находящееся в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий, в оперативном управлении муниципальных учреждений сдаются в аренду Главным управлением по экономическому развитию и имущественным отношениям по согласованию с Главой района. Сдача в аренду объектов муниципальной собственности, в отношении которых муниципальное учреждение обладает правом оперативного управления, осуществляется администрацией района в лице Главного управления по экономическому развитию и имущественным отношениям по согласованию с Главой района, на основании письменного обращения учреждения (глава 9 Положения о порядке управления).

В соответствии с пунктом 3 Положения об аренде муниципального нежилого фонда К района, утвержденным Постановлением К районного Собрания депутатов АК от 19 апреля 2002 № 225 (далее – Положение об аренде) решение о сдаче в аренду объектов нежилого фонда муниципальной собственности принимается Главой района, совместно с комитетом по управлению муниципальным имуществом, экономике и предпринимательству. Пунктом 4 Положения об аренде предусмотрено, что договоры аренды объектов нежилого фонда муниципальной собственности заключаются комитетом по управлению муниципальным имуществом, экономике и предпринимательству (арендодателем), на основании доверенности по письменному заявлению арендатора на имя Главы района или председателя комитета по управлению муниципальным имуществом, экономике и предпринимательству и документа о регистрации юридического лица или физического лица (арендатора).

Согласно ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, предусмотренных данной статьей.

Часть 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении: государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям; государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями; государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным учреждениям.

Таким образом, исходя из анализа указанных муниципальных правовых актов, передача имущества в аренду и безвозмездное пользование возможна без проведения публичных процедур, что противоречит Федеральному закону от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». При этом согласно уставу К района (пункт 2 статьи 53) муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального района.

На основании ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие),  которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в  невнесения изменений в Положение об аренде муниципального нежилого фонда К района (утв. Постановлением К районного Собрания депутатов АК от 19 апреля 2002 № 225), а также принятие Положения о порядке управления объектами муниципальной собственности муниципального образования «К район» утвержденного решением К районного Собрания депутатов АК от 10 сентября 2009 №220, предусматривающих возможность передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование (статья 2 главы 8 Положения о порядке управления), в аренду (глава 9 Положения о порядке управления и пункты 3 и 4 Положение об аренде) без проведения торгов, противоречит требованиям частей 1, 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что может привести к нарушению запрета установленного ч.1 ст. 15 вышеназванного Закона.

Руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по АК по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

РЕШИЛА:

 

 

  1. Признать К районное Собрание депутатов АК нарушившим требования части 1 статьи 15, частей 1, 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту бездействия по внесению изменений в пункты 3 и 4 Положения об аренде муниципального нежилого фонда К района, утвержденного Постановлением К районного Собрания депутатов АК от 19 апреля 2002 № 225.
  2. Признать К районное Собрание депутатов АК нарушившим требования части 1 статьи 15, частей 1, 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту принятия  Положения о порядке управления объектами муниципальной собственности муниципального образования муниципального района «К район», утвержденного решением К районного Собрания депутатов АК от 10 сентября 2009 №220 (в части статьи 2 главы 8 и главы 9 указанного Положения).
  3. Выдать К районному Собранию депутатов АК предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны