Решение №№ 4716/7 РЕШЕНИЕ по делу № 022/05/21-860/2021 от 24 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП В<...>

Шумакова ул., <...>

г.Барнаул, 656006

 

Заявителям

РЕШЕНИЕ по делу № 022/05/21-860/2021

Решение принято 23 ноября 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 24 ноября 2021 года г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев материалы дела № 022/05/21-860/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в городе Барнауле в витрине пивного магазина «ПИВНАЯ АПТЕКА» рекламы «БОЛЬШОЙ ВЫБОР АНТИДЕПРЕССАНТОВ без побочных эффектов… ПИВО СИДР» с изображением бокалов,

с участием посредством системы видеоконференцсвязи лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламораспространителя – ИП В<...>, ИНН 222109959206, ОГРНИП 314222317700028,

в отсутствии заявителей, г.Барнаул (извещены надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

дело №022/05/21-860/2021 возбуждено по результатам рассмотрения заявления жителя города Барнаула о распространении в городе по адресу: 65 лет Победы ул., 1 наружной рекламы алкогольной продукции магазина «ПИВНАЯ АПТЕКА», поступившего в антимонопольный орган 01 октября 2021 года.

Лицом, в действиях которого усмотрены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признан ИП В<...>, осуществляющий предпринимательскую деятельность в данном торговом помещении.

Рассмотрение дела назначено на 27 октября 2021 года.

07 октября 2021 года в Алтайское краевое УФАС России поступило еще одно обращение жителя города Барнаула о распространении в городе рекламы аналогичного содержания по адресу: 280-летия Барнаула ул., 15.

Указанное обращение приобщено к материалах дела для совместного рассмотрения.

27 октября 2021 года рассмотрение дела отложено до 10 часов 30 минут 23 ноября 2021 года в порядке пунктов 31, 38 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020г. № 1922 (далее – Правила), в связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных доказательств, а также отсутствием в материалах дела доказательств надлежащего извещения ИП В<...> о дате, времени и месте рассмотрения дела.

16 ноября 2021 года ИП В<...> в материалы дела предоставлены копии договоров аренды нежилых помещений по адресам: 65 лет Победы ул., 1, 280-летия Барнаула ул., 15, в которых расположены магазины «ПИВНАЯ АПТЕКА».

23 ноября 2021 года при рассмотрении дела индивидуальный предприниматель пояснил, что в городе у него имеется пять торговых точек под наименованием «ПИВНАЯ АПТЕКА»; указанное название будет изменено через полтора месяца (проходит процедура патентования), слова «аптека» в наименовании не будет. Также ИП В<...> пояснил, что если жители возмущаются, готов устранить выявленное нарушение.

Комиссия, изучив документы и материалы, представленные лицами, участвующими в деле, пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела, в городе Барнауле по адресам: 65 лет Победы ул., 1, 280-летия Барнаула ул., 15 справа от входа в пивной магазин «ПИВНАЯ АПТЕКА», в витрине, размещена реклама «БОЛЬШОЙ ВЫБОР АНТИДЕПРЕССАНТОВ без побочных эффектов… ПИВО СИДР СОКИ КВАС…» с изображением бокалов.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – это товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация публично распространена в городе Барнауле, предназначена для неопределенного круга лиц, преследует цели информирования - обращение внимания на предпринимательскую деятельность специализированного магазина «ПИВНАЯ АПТЕКА» по продаже алкогольной продукции, а также на реализуемые товары.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), поэтому является рекламой.

Законом о рекламе установлены специальные требования и ограничения к рекламе отдельных видов товаров, в частности к рекламе алкогольной продукции.

В соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк, виноградная водка, бренди), вино, крепленое вино, игристое вино, включая российское шампанское, виноградосодержащие напитки, плодовая алкогольная продукция, плодовые алкогольные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Размещенная в витрине магазина «ПИВНАЯ АПТЕКА» реклама «БОЛЬШОЙ ВЫБОР АНТИДЕПРЕССАНТОВ без побочных эффектов… ПИВО СИДР…» с изображением бокалов является рекламой алкогольной продукции.

В силу пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Реклама размещена в витрине магазина изображением наружу, то есть обращена на улицу и привлекает внимание неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. Внешние стены, двери и окна являются конструктивными элементами здания.

Тем самым, действие рассматриваемой рекламы алкогольной продукции (пиво, сидр) с учетом способа ее размещения направлено на неограниченное количество лиц, в том числе на тех, кто не является потребителями такой продукции (например, несовершеннолетние), поскольку размещение рекламы, обращенной наружу, то есть способом, обеспечивающим ее свободное восприятие, в данном случае в витрине магазина, делает такую рекламу доступной для этих лиц.

Специальные требования к распространению рекламы алкогольной продукции обусловлены защитой жизни и здоровья потребителей.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.

Согласно статьей 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 21 Закона несет рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из материалов дела следует, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП В<...>.

В соответствии со статьей 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47, 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламную информацию «ПИВНАЯ АПТЕКА» реклама «БОЛЬШОЙ ВЫБОР АНТИДЕПРЕССАНТОВ без побочных эффектов… ПИВО СИДР…» с изображением бокалов, распространенную в городе Барнауле по адресам: 65 лет Победы ул., 1, 280-летия Барнаула ул., 15, ненадлежащей, поскольку при ее распространении нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
  2. Выдать ИП В<...> предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны