Решение №2003/7 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/5-19/2020 от 27 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП Ш<...>

(магазин «МЕБЕЛЬ»)

Комсомольская ул., 147

г.Рубцовск, 658224

 

Ш<...>

Комсомольская ул., 147

г.Рубцовск, 658224

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/5-19/2020

Решение вынесено 14 апреля 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 27 апреля 2020 года г.Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 022/05/8-19/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в г.Рубцовске по адресу: Комсомольская ул., 147 рекламы магазина «МЕБЕЛЬ», содержащей бранные слова и непристойные, оскорбительные образы, а также с использованием образа Президента США, в которой усматриваются признаки нарушения пункта 10 части 3 статьи 5, части 6 статьи 5 Федерального закона 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:

- рекламодателя ИП Ш<...> ОГРНИП 318222500040999, Алтайский край, г.Рубцовск, Комсомольская ул., 147,

- рекламораспространителя - гражданина РФ Ш<...>Алтайский край, г.Рубцовск, Комсомольская ул., 147,

УСТАНОВИЛА:

19 июня 2019 года Алтайским краевым УФАС России в результате мониторинга наружной рекламы, распространяемой в городе Рубцовске, выявлен факт размещения на входной двери магазина «МЕБЕЛЬ», расположенного по адресу: Комсомольская ул., 147, рекламного баннера с информацией: «Я ХУдЕЮ от низких ЦЕН на МЕБЕЛЬ!» и с использованием образа девушки. Кроме того, справа от входа в магазин размещен образ Президента США Дональда Трампа, держащего в руках табличку с информацией: «Чтобы в доме был уют, что иным не снился, покупайте мебель тут, а не за границей».

Усмотрев в содержании рассматриваемой рекламы признаки нарушения пункта 10 части 3 статьи 5, части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», антимонопольный орган 14 января 2020 года возбудил производство по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 13 февраля 2020 года в 11-00 часов.

Лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признан рекламодатель ИП Ш<...>, ОГРНИП 318222500040999, Алтайский край, г.Рубцовск, Комсомольская ул., 147.

13 февраля 2020 года ИП Ш<...>на рассмотрение дела не явился, истребуемых от него определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе документов и материалов в антимонопольный орган не предоставил.

В материалах дела на дату заседания Комиссии отсутствовали доказательства надлежащего извещения ИП Ш<...> о дате, времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, Комиссией в порядке пункта 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее – Правила), принято решение об отложении рассмотрения дела до 11-00 часов 10 марта 2020 года.

В указанную дату ИП Ш<...>, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, на заседание Комиссии не явился.

Во исполнение определения об отложении дела от 13.02.2020г. ИП Ш<...> представлены пояснения, согласно которым индивидуальный предприниматель не является владельцем рекламных элементов, о которых речь идет в рекламе, рекламу он не заказывал и не размещал, следовательно, договоры, заявки, платежные поручения, на основании которых изготавливалась рекламная продукция, у индивидуального предпринимателя отсутствуют.

Вместе с тем, Комиссией Алтайского краевого УФАС России установлен факт размещения в социальной сети «ВКонтакте» на странице Александра Ш<...> рекламы, содержание которой («Я ХУдЕЮ от низких ЦЕН на МЕБЕЛЬ!» и с использованием образа девушки и Президента США Дональда Трампа) идентично рассматриваемой в настоящем заседании.

В соответствии с пунктом 34 Правил рассмотрение дела может быть отложено антимонопольным органом с указанием даты и времени его рассмотрения в связи с необходимостью получения антимонопольным органом либо лицом, участвующим в деле, дополнительных доказательств, а также в случае неявки на рассмотрение дела в антимонопольный орган лица (лиц), участвующего (участвующих) в деле, если антимонопольный орган примет решение о невозможности рассмотрения дела в отсутствие данного лица (лиц).

На основании изложенного, в соответствии с пунктом 34 Правил Комиссия решила привлечь гр. Ш<...> – правообладателя помещения, расположенного по адресу: Комсомольская ул., 147 в городе Рубцовске, в котором находится магазин «МЕБЕЛЬ», к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.

Рассмотрение дела отложено до 11 часов 30 минут 14 апреля 2020 года определением Комиссии от 17.03.2020г., копия которого направлена на адрес электронной почты ИП Ш<...> и по месту осуществления им деятельности, следовательно, индивидуальный предприниматель о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

14 апреля 2020 года лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, на заседание Комиссии не явились; документов и материалов во исполнение определения об отложении дела от 17.03.2020г. не предоставили в связи с чем, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие сторон по имеющимся в деле документам и материалам.

Доказательства надлежащего извещения гр. Ш<...> о дате, времени и месте рассмотрения дела в материалах дела отсутствуют.

Комиссией принято решение о прекращении в отношении гр. Ш <...> дела по признакам нарушения законодательства о рекламе по причине истечения установленного пунктом 27 Правил срока рассмотрения дела.

Комиссия, рассмотрев материалы дела и исследовав доказательства по делу, пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела, в городе Рубцовске на входной двери магазина «МЕБЕЛЬ», расположенного по адресу: Комсомольская ул., 147, размещен баннер с использованием непристойного образа девушки, сидящей нога на ногу, и информацией следующего содержания: «Я ХУдЕЮ от низких ЦЕН на МЕБЕЛЬ!».

Кроме того, справа от входа в магазин размещен образ Президента США, держащего в руках табличку с информацией: «Чтобы в доме был уют, что иным не снился, покупайте мебель тут, а не за границей».

 

Согласно статье 4 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Рекламой по смыслу Закона о рекламе признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая Комиссией антимонопольного органа информация полностью соответствует законодательному определению понятия реклама, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к магазину мебели, в том числе путем использования женского образа и образа Президента США, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.

По информации, предоставленной Администрацией города Рубцовска, предпринимательскую деятельность по адресу: Комсомольская ул., 147 в магазине «Мебель» осуществляет ИП Ш <...> .

Вместе с тем, антимонопольным органом установлено, что ИП Ш <...> (ОГРНИП 311220320600108) 04 июня 2014 года прекратил предпринимательскую деятельность, о чем свидетельствует выписка из ЕГРИП от 10.01.2010г., размещенная на сайте ФНС. Вместе с тем на сайте ФНС установлен факт регистрации 17 мая 2018 года за ОГРН 318222500040999 в качестве индивидуального предпринимателя гр. Шляпужникова Александра Витальевича (торговля розничная мебелью в специализированных магазинах – код ОКВЭД 47.59.1, основной).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В пункте 10 части 3 статьи 5 Закона о рекламе указано, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами.

В рассматриваемой рекламе магазина «МЕБЕЛЬ» использовано изображение Президента США Дональда Трампа, стоящего у входа в магазин и держащего в левой руке табличку с информацией рекомендательного характера «Чтобы в доме был уют, что иным не снился, покупайте мебель тут, а не за границей», что указывает на признаки нарушения пункта 10 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Целью рекламодателя всегда является демонстрация объекта рекламирования в самом лучшем свете. Он стремится привлечь и задержать внимание потребителя на той информации, которая должна отличать товар от аналогов, ставить его на порядок выше (при условии, что информация истинная).

Реклама всегда носит побудительный характер, создает заинтересованность потребителей. Поэтому использование в ней недостоверного источника информации, который благодаря своему авторитету или иным качествам способен простимулировать покупку, признается непозволительным для рекламодателей приемом.

Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Таким образом, данное положение Закона о рекламе запрещает использовать в рекламе бранные слова, непристойные образы, сравнения, выражения, оскорбительные образы, сравнения, выражения.

К бранным словам относятся нецензурные слова, а также к таким словам могут быть отнесены слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления.

К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

На двери с внутренней стороны размещена реклама следующего содержания: «Я ХУдЕЮ от низких ЦЕН на МЕБЕЛЬ!» с использованием женского образа. При этом буква «Д» в слове «ХУДЕЮ» по цвету отличается от слова в целом, выделена черным цветом, прикреплена кнопкой-гвоздиком и отклонена в другую сторону от основного текста. Данный факт вытесняет букву «Д» на второй план и формирует двусмысленность в тексте, возникающую за счет провокационного художественного написания. Полученное слово относится к обесцененной ненормативной лексике. Само слово «ХУдЕЮ» не является ругательным, но в сочетании всей фразы рекламы слышится и понимается как матерное.

Помимо противоречивой фразы на «гране фола» в рекламе присутствует изображение девушки, которое можно описать следующим образом: девушка со светлыми волосами, перекрестив ноги, сидит на стуле, положив одну руку на колено, другой - придерживая прядь волос. При этом вырез на блузке показывает часть предмета женского нижнего белья (бюстгальтер), а пересвет в виде белого пятна акцентирует внимание на полуобнаженной женской груди. Кроме того, используемые в женском образе очки, высокие каблуке и мини-юбка являются стереотипными объектами сексуальности.

Используемое изображение женского образа является сексистским и создает впечатление готовности женщины к интимным отношениям, тем самым используемый в рекламе мебели образ женщины является непристойным и оскорбительным.

С учетом изложенного, реклама нарушает принципы языковой этичности, в ней имеется сексуальная объективизация женского образа, являющаяся неэтичной, следовательно, реклама нарушает положение части 6 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

Из положения части 6 статьи 38 Закона о рекламе следует, что за нарушение требований, установленных пунктом 10 части 3 статьи 5, части 6 статьи 5 Закона о рекламе несет ответственность рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно материалам дела, деятельность в магазине «Мебель», реклама которого является предметом рассмотрения Комиссии антимонопольного органа, осуществляет ИП Ш <...> .

Согласно части 2 статьи 33 Закона о рекламе, антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 27, 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу магазина «Мебель»: «Я ХУдЕЮ от низких ЦЕН на МЕБЕЛЬ!» с использованием непристойного образа девушки и Президента США, размещенную на входной двери магазина «МЕБЕЛЬ», расположенного по адресу: Комсомольская ул., 147 в городе Рубцовске, поскольку при ее размещении нарушены требования пункта 10 части 3 статьи 5, части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ИП Ш <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ.

4. Производство по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении гр. Ш <...> прекратить.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии: <...>

Члены Комиссии: <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны