Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №73-ФАС22-Р/03-16 от 5 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №73-ФАС22-Р/03-16

Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2016 года.

Решение изготовлено 30 июня 2016 года.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

         <…>

рассмотрев дело №73-ФАС22-Р/06-16 по факту размещения и распространения на главной странице интернет-сайта: htt:// www.gelios-shop.com, ненадлежащей рекламы «электросчетчиков с пультом», позволяющих искажать индивидуальные показания приборов учета электроэнергии, в которой усматриваются признаки нарушения  п.1 ч.4 ст.5 Федерального закона «О рекламе»,

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя – гражданина РФ П<…>,

в отсутствие заявителя,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – рекламодатель гражданин РФ П<…> на рассмотрение дела не явился (о месте и времени рассмотрения дела извещен). В адрес антимонопольного органа  поступило ходатайство гражданина РФ П<…> о рассмотрении дела в его отсутствие (вхд. №166823 от 17.06.2016г.).

На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие гражданина РФ П<…>.

Комиссия, заслушав доклад члена Комиссии, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.

20 мая 2016 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило заявление (вхд.№165629 от 20.05.2016г.) о размещении на главной странице интернет-сайта: htt:// www.gelios-shop.com, ненадлежащей рекламы «электросчетчиков с пультом», позволяющих искажать индивидуальные показания приборов учета электроэнергии.

23 мая 2016г. Алтайским краевым УФАС России выявлен факт размещения на главной странице интернет-сайта: htt:// www.gelios-shop.com, ненадлежащей рекламы «электросчетчиков с пультом», позволяющих искажать индивидуальные показания приборов учета электроэнергии следующего содержания: «Интернет-магазин С ОСТАНОВКОЙ УЧЕТА с доставкой по всей России и СНГ НАШИ УНИКАЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ ПОЗВОЛЯТ ВАМ ЕЖЕМЕСЯЧНО ЭКОНОМИТЬ до 90% платежей за услуги ЖКХ». Реклама выполнена в виде баннера, сопровождающегося  изображением приборов учета и неодимовых магнитов (акт №82/2).

Данные обстоятельства указывают на признаки нарушения п.1 ч.4 ст.5 Федерального закона «О рекламе», в связи с чем принято решение о возбуждении дела №73-ФАС22-Р/06-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

30 июня 2016г. в заседании Комиссии  проведен осмотр интернет- сайта: htt:// www.gelios-shop.com, в результате которого установлено, что на сайте: htt:// www.gelios-shop.com в виде баннеров распространяется рекламная информация следующего содержания:

- в разделе «Счетчики газа» размещена рекламная информация: «Счетчики ГАЗА с остановкой учета! Оптом и в розницу, с доставкой по России и СНГ 48 часов от заявки до изготовления! Доставка до транспортной компании бесплатно!», с изображением счетчиков;

- в разделе «Счетчики воды» размещена рекламная информация: «Счетчики воды» с остановкой учета! 48 часов от заявки до отправления заказа! Оптом и в розницу, с доставкой по России и СНГ», с изображением счетчиков;

- в разделе «Магниты неодимовые» размещена рекламная информация: «НЕОДИМОВЫЕ СУПЕР МАГНИТЫ остановят любой счетчик ПРОДАЖА НЕОДИМОВЫХ МАГНИТОВ ОПТОМ И В РОЗНИЦУ с доставкой по России и СНГ», с изображением счетчиков и неодимовых магнитов.

Распространение рекламной информации: «Интернет-магазин С ОСТАНОВКОЙ УЧЕТА с доставкой по всей России и СНГ НАШИ УНИКАЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ ПОЗВОЛЯТ ВАМ ЕЖЕМЕСЯЧНО ЭКОНОМИТЬ до 90% платежей за услуги ЖКХ», с изображением приборов учета и неодимовых магнитов, по состоянию на 30.06.2016г. антимонопольным органом не установлено (акт №92).

На основании статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Обозначенная выше рекламная информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к приборам учета, позволяющим искажать индивидуальные показания приборов учета.

В соответствии с  п.1 ч.4 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Частью 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 157 Жилищного кодекса РФ).

Федеральный закон «О рекламе»  рассматривает потребителей рекламы как лиц, подпадающих под влияние рекламы и подверженных ее влиянию, следствием чего является или может явиться соответствующее воздействие рекламы на них. Такой подход к поведенческой характеристике потребителей дает основания полагать, что реклама способна побудить потребителей не только к покупке рекламируемого товара, но и к совершению иных, напрямую не связанных с приобретением товара действий, о которых он получил представление из рекламы.

Следуя принципу верности правомерному поведению, реклама ввиду ее публичности и многократности воспроизведения, способна оказать влияние на процесс становления правомерного поведения в обществе, закрепить в сознании потребителей поведенческую привычку следовать установленным нормам поведения. В противном случае реклама может привести к антиобщественным проявлениям.

Рассматриваемая рекламная информация: «Интернет-магазин С ОСТАНОВКОЙ УЧЕТА с доставкой по всей России и СНГ НАШИ УНИКАЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ ПОЗВОЛЯТ ВАМ ЕЖЕМЕСЯЧНО ЭКОНОМИТЬ до 90% платежей за услуги ЖКХ», с изображением приборов учета и неодимовых магнитов; «Счетчики ГАЗА с остановкой учета! Оптом и в розницу, с доставкой по России и СНГ 48 часов от заявки до изготовления! Доставка до транспортной компании бесплатно!», с изображением счетчиков; «Счетчики воды» с остановкой учета! 48 часов от заявки до отправления заказа! Оптом и в розницу, с доставкой по России и СНГ», с изображением счетчиков и «Магниты неодимовые» размещена рекламная информация: «НЕОДИМОВЫЕ СУПЕР МАГНИТЫ остановят любой счетчик ПРОДАЖА НЕОДИМОВЫХ МАГНИТОВ ОПТОМ И В РОЗНИЦУ с доставкой по России и СНГ», с изображением счетчиков и неодимовых магнитов,  содержит призыв к совершению противоправных действий, а именно к искажению индивидуальных показаний приборов учета и тем самым  уклонению от уплаты услуг ЖКХ.

На основании изложенного, в рассматриваемой рекламной информации усматриваются признаки нарушения п.1 ч.4 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно информации, представленной ООО «Регистратор доменных имён РЕГ.РУ»,  админиcтратором доменного имени  gelios-shop.com является П<…>.

На определение о возбуждении дела №73-ФАС22-Р/06-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе гражданин РФ П<…> пояснил, что рекламная информация: «Интернет-магазин С ОСТАНОВКОЙ УЧЕТА с доставкой по всей России и СНГ НАШИ УНИКАЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ ПОЗВОЛЯТ ВАМ ЕЖЕМЕСЯЧНО ЭКОНОМИТЬ до 90% платежей за услуги ЖКХ», с изображением приборов учета и неодимовых магнитов, с интеренет-сайта: htt://www.gelios-shop.com удалена. Считает, что на основании изложенного, на главной странице сайта отсутствует нарушение п.1 ч.4 ст.5 Федерального закона «О рекламе».  Просит учесть письмо ФАС России от 29 июля 2010г. № АЦ/24295 о том, что « по мнению специалистов ФАС России, не является рекламной информация о производимых или реализуемых товарах, оказываемых услугах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров (услуг), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров, порядке их использования, технических и иных характеристиках, а также ценах на такой товар (услуги). На такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются». Просит не наказывать по п.1 ч.4 ст.5 Федерального закона «о рекламе», так как все нарушения были устранены.

Комиссия довод ответчика со ссылкой на письмо ФАС  России от 29 июля 2010г. № АЦ/24295 отклоняет. Согласно письму ФАС России от 29 июля 2010г. № АЦ/24295, в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителей о деятельности организации или реализуемых товарах, сколько на выделение определенных товаров или самой организации среди однородных товаров, организаций (например, в виде всплывающего баннера), такая информация может быть признана рекламой. В этом случае рассматриваемая рекламная информация должна соответствовать требования  Федерального закона «О рекламе».

Рассматриваемая Комиссией информация соответствует всем признакам рекламы, так как в ней выделяются определенные объекты рекламы («неодимовые магниты», «счетчики воды», «счетчики газа») в виде всплывающих баннеров, реклама направлена на привлечения внимания к свойствам рекламируемых магнитов и счетчиков, останавливающих приборы учета.

Кроме рекламной информации на сайте: htt://www.gelios-shop.com размещена информация о способах приобретения и использования «неодимовых магнитов», «электросчетчиков», «счетчиков газа», «счетчиков воды», для целей уменьшения показаний приборов учета коммунальных ресурсов. Изложено подробное описание реализуемой продукции, способов использования, а также оплаты и доставки.

В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащей признается реклама, которая не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований п.1 ч.4 ст.5 настоящего Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель -  изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. 

Установлено, что рекламодателем является гражданин РФ П<…>

На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения рекламодателем гражданином РФ П<…>, п.1 ч.4 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

Руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1.Признать рекламу «приборов учета» и «неодимовых магнитов», позволяющих искажать индивидуальные показания приборов учета электроэнергии, газа, воды, распространенную на интернет-сайте: htt:// www.gelios-shop.com, ненадлежащей.

2.Признать рекламодателя гражданина РФ П<…> нарушившим требования п.1 ч.4 ст.5  Федерального закона «О рекламе».

3.Выдать гражданину РФ П<…> предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для возбуждения в отношении гражданина РФ П<…> дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Передать материалы дела в прокуратуру Алтайского края для рассмотрения  в части распространения  информации, противоречащей целям и задачам действующего законодательства Российской Федерации в сфере предоставления коммунальных услуг и наносящей  нравственный вред гражданам.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<…>

ПРЕДПИСАНИЕ № 87

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

30 июня 2016 г.                                                                                         г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<…>

на основании своего решения от 30 июня 2016г. по делу № 73-ФАС22-Р/06-16 о признании ненадлежащей рекламы «приборов учета» и «неодимовых магнитов», позволяющих искажать индивидуальные показания приборов учета электроэнергии, газа, воды, распространенной гражданином РФ П<…> на интернет-сайте: htt:// www.gelios-shop.com, поскольку при ее размещении нарушены требования п.1 ч.4 ст.5 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Гражданину РФ П<…> в  десятидневный срок со дня получения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение  на интернет-сайте: htt:// www.gelios-shop.com ненадлежащей  рекламы:

- «Счетчики ГАЗА с остановкой учета! Оптом и в розницу, с доставкой по России и СНГ 48 часов от заявки до изготовления! Доставка до транспортной компании бесплатно!», с изображением счетчиков;

- «Счетчики воды» с остановкой учета! 48 часов от заявки до отправления заказа! Оптом и в розницу, с доставкой по России и СНГ», с изображением счетчиков;

-  «Магниты неодимовые» размещена рекламная информация: «НЕОДИМОВЫЕ СУПЕР МАГНИТЫ остановят любой счетчик ПРОДАЖА НЕОДИМОВЫХ МАГНИТОВ ОПТОМ И В РОЗНИЦУ с доставкой по России и СНГ», с изображением счетчиков и неодимовых магнитов,  в которой нарушены требования п.1 ч.4 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

2. Гражданину РФ П<…>представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 25 июля 2016 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны