Постановление №1042/9 Дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.9 КоА... от 21 марта 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

№ 022/04/14.9-237/2023

 

Изготовлено в полном объеме - «21» марта 2023 г.

Резолютивная часть решения – «20» марта 2023 г.                                               г. Барнаул

 

Я, заместитель руководителя управления Федеральной  антимонопольной службы по Алтайскому краю, начальник отдела контроля закупок <...>, рассмотрев протокол об административном правонарушении № 022/04/14.9-237/2023 от 06.03.2023 г. и материалы дела об административном правонарушении № 022/04/14.9-237/2022, возбужденного по части 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в отношении <...>,

УСТАНОВИЛ:

По результатам рассмотрения антимонопольного дела № 022/01/15-1089/2021 действия <...>, выразившиеся в предоставлении <...> земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером  22:15:000000:10, расположенного по адресу: Алтайский край, Зональный район, БОСС (Бийская опытно селекционная станция) без опубликования соответствующего информационного сообщения о предоставлении земельного участка, предусмотренного ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации признаны нарушившими абз. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Данное нарушение содержит состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ – действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

По данному нарушению в отношении <...> было возбуждено дело об административном правонарушении.

<...> о рассмотрении административного дела № 022/04/14.9-237/2023 уведомлен, при рассмотрении дела присутствовал лично, также при рассмотрении дела присутствовала  <...> в качестве слушателя.

Представители потерпевшего лица по делу – <...>на рассмотрение дела не явились, о дате, времени и месте рассмотрения административного дела <...> (протокол исх. № 820/9 от 06.03.2023 т определение исх. № 822/9 от 06.03.2023 получены 13.03.2023).

Согласно ч. 3 ст. 25.2 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Изучив материалы дела, должностное лицо, призванное решить дело об административном правонарушении, считает возможным рассмотреть дело без участия потерпевшего лица и приходит к следующим выводам.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю обратилось <...> с заявлением о проведении проверки действий <...> по заключению с <...> договора аренды земельного участка с кадастровым номером 22:15:000000:10 для сельскохозяйственного производства без проведения торгов, на соответствие таких действий антимонопольному законодательству.

26.11.2019 в адрес <...> поступило заявление от <...> о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 22:15:000000:10 в аренду без торгов на основании пп. 12 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, п. 8 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 10 ПФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

По результатам рассмотрения представленных <...> документов, в связи с отсутствием оснований для отказа в предоставлении участка без проведения торгов, на основании поручения <...>, в соответствии пп. 12 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, п. 8 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» <...> 19.12.2019 принято решение о предоставлении <...> в аренду земельного участка с кадастровым номером 22:15:000000:10 для сельскохозяйственного производства без проведения торгов сроком на пять лет.

По результатам проверки Управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вынесено предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства №23/2021 от 30.07.2021, с указанием на наличие в действиях <...> по предоставлению земельного участка в аренду, без опубликования соответствующего информационного сообщения, признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В установленный срок для предоставления информации о выполнении предупреждения № 23/2021 от 30.07.2021 <...>информацию не предоставило.

В связи с неисполнением <...> предупреждения № 23/2021 от 30.07.2021г., УФАС по Алтайскому краю на основании приказа № 238 от 30.11.2021 в отношении <...> возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 022/01/15-1089/2021.

Согласно пункту 12 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте земель).

В соответствии с частью 8 статьи 10 Закона об обороте земель земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном ст. 39.18 ЗК РФ.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления, в том числе о предоставлении земельного участка для осуществления гражданином, крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления такого заявления, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В извещении указываются, в том числе, информация о праве граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка, в течение тридцати дней со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка (подпункты 1,2 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка и направление его заявителю (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ, в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.

Тем самым, суд приходит к выводу, что возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.

При этом ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Закон об обороте земель не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 ЗК РФ.

Подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – ФЗ № 101-ФЗ).

В соответствии с ч. 8 ст. 10 ФЗ № 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов. В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном ст. 39.18 ЗК РФ.

В случае поступления заявления, в т.ч. о предоставлении земельного участка для осуществления гражданином, крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления такого заявления, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пп. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ).

В извещении указываются, в т.ч. информация о праве граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка, в течение тридцати дней со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка (пп. 1, 2 п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ).

Согласно п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка и направление его заявителю (пп. 1 п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ).

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (пп. 1 п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ).

Однако возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.

При этом ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Закон об обороте не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Следовательно, предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц. Если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 8 статьи 10 Закона об обороте).

Таким образом, заявление сельскохозяйственной организации о предоставлении земельного участка без проведения торгов, в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона об обороте, в любом случае рассматривается по правилам статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 39.18 ЗК РФ, п. 8 ст. 10 ФЗ № 101-ФЗ в аукционе могут принимать участие крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные организации как участвующие, так и не участвующие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Представление документов о программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства не влияет на вышеуказанный порядок предоставления земельных участков при наличии заявления иных лиц, желающих приобрести соответствующий земельный участок.

В данном случае решение об отказе в предоставлении земельного участка не принималось, в связи с чем, <...> обязано было обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка для соответствующих целей в установленном порядке.

Таким образом, <...>, предоставив <...> земельный участок, расположенный по адресу: Алтайский край, Зональный район, БОСС, с кадастровым номером 22:15:000000:10, без опубликования извещения, создало для конкретного хозяйствующего субъекта преимущественные условия в получении земельного участка в аренду.

27.12.2022 решением по делу № 022/01/15-1089/2021 действия <...>, выразившиеся в предоставлении <...> земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером  22:15:000000:10, расположенного по адресу: Алтайский край, Зональный район, БОСС (Бийская опытно селекционная станция) без опубликования соответствующего информационного сообщения о предоставлении земельного участка, предусмотренного ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации признаны нарушившими абз. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Следовательно, предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц. Если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 8 статьи 10 Закона об обороте земель).

Таким образом, заявление сельскохозяйственной организации о предоставлении земельного участка без проведения торгов в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона об обороте, должно рассматриваться по правилам статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

В рассматриваемом случае решение об отказе в предоставлении земельного участка не принималось, в связи с чем <...> обязано было обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка для соответствующих целей в установленном порядке.

Положения статьи 39.18 ЗК РФ предполагают соблюдение интересов лиц, которые помимо заявителя также заинтересованы в предоставлении земельных участков для вышеперечисленных целей.

Договор аренды земельного участка с кадастровым номером 22:15:000000:10, расположенного по адресу: Алтайский край, Зональный район, Бийская опытно-селекционная станция, заключен без публикации информационного сообщения.

В силу Закона о защите конкуренции, в тех случаях, когда требуется проведение публичных процедур, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены, потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев привития актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, <...>, предоставив <...> земельный участок, расположенный по адресу: Алтайский край, Зональный район, БОСС, с кадастровым номером 22:15:000000:10, без опубликования извещения, создало для конкретного хозяйствующего субъекта преимущественные условия в получении земельного участка в аренду.

Указанный вывод согласуется с правовым подходом, изложенным в пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, согласно которому предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства на основании пункта 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений о предоставлении этого участка от других крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление участка по данному основанию. В целях установления названных лиц уполномоченный орган публикует извещение о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 39.18 ЗК РФ.

На основании изложенного, <...> обязано было обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельных участков для соответствующих целей в установленном порядке.

Такая публикация является единственным способом установить иных претендентов на аренду земельного участка.

<...>, предоставив <...> земельный участок без опубликования извещения, создал для конкретного хозяйствующего субъекта преимущественные условия в получении земельных участков в аренду, что противоречит Закону о защите конкуренции.

27.12.2022 решением по делу № 022/01/15-1089/2021 действия <...>, выразившиеся в предоставлении <...> земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером  22:15:000000:10, расположенного по адресу: Алтайский край, Зональный район, БОСС (Бийская опытно селекционная станция) без опубликования соответствующего информационного сообщения о предоставлении земельного участка, предусмотренного ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации признаны нарушившими абз. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Позиция антимонопольного органа подтверждена Арбитражным судом Алтайского края по делу № А03-15787/2021 по заявлению по заявлению <...> к управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю об оспаривании предупреждения от 30.07.2021 № 23/2021 дело № 022/01/15-1089/2021 о нарушении антимонопольного законодательства было приостановлено (определение исх. № 6172/9 от 23.12.2021)

Решением от 18.01.2022 арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 18.04.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано., постановлением арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.08.2022 решение от 18.01.2022 арбитражного суда Алтайского края и постановление от 18.04.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-15787/2021 оставлены  без изменения.

Кроме того, решением Арбитражного суда Алтайского края от 15.06.2022 по делу № А03-14899/2021 по иску первого заместителя прокурора Алтайского края к <...> и <...> договор аренды земельного участка № 72, заключенный 19.12.2019 между <...> и <...> признан недействительным. Решением арбитражного суда Алтайского края <...> обязано возвратить <...>земельный участок в кадастровым номером 22:15:000000:10 в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда.

Частью 1 ст. 14.9 КоАП РФ установлено, что действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, поводом к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении является решение УФАС по Алтайскому краю по делу № 022/01/15-1089/2021.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом, согласно примечанию к данной статье, следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Распоряжение <...> о предоставлении <...> земельного участка с кадастровым номером 22:15:000000:10 от 19.12.2019 № 796 подписано <...>

Договор аренды № 72 земельного участка, находящегося в Федеральной собственности от 19.12.2019 подписан руководителем <...>.

<...> назначен на должность федеральной государственной гражданской службы руководителя <...> приказом № <...> от 11.12.2017.

Таким образом, лицом, ответственным за установленное правонарушение, является <...>, на момент совершения административного правонарушения находящийся в должности руководителя управления <...>.

Руководитель <...> в соответствии со своей компетенцией выполняет должностные обязанности, а также обеспечивает исполнение возложенных на Межрегиональное территориальное управление функций, полномочий и реализацию прав (п. 3.4 Должностного регламента руководителя <...> от 13.12.2018, <...> ознакомлен с должностным регламентом).

Таким образом, в действиях <...> по предоставлению О<...> земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером  22:15:000000:10, расположенного по адресу: Алтайский край, Зональный район, БОСС (Бийская опытно селекционная станция) без опубликования соответствующего информационного сообщения о предоставлении земельного участка, предусмотренного ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, содержится состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

Таким образом, из материалов административного дела следует, что вина <...> установлена.

При рассмотрении настоящего дела привлекаемое лицо настаивало на отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ и пояснил, что решение о предоставлении<...> в аренду земельного участка с кадастровым номером 22:15:000000:10 было принято в соответствии с Положением о территориальном органе на основании поручения <...>.

При поступлении заявления о предоставлении земельного участка площадью более 10 га, <...> обязано направить данные документы для рассмотрения и принятия решения в <...>. При этом территориальный орган по указанным земельным участкам не имеет права принимать иное решение, чем предоставленное в поручении <...>.

Основания предоставления земельного участка были предметом рассмотрения судов. Вместе с тем, <...> считает, что при рассмотрении обстоятельств дела судами были учтены решения по ранее принятым судебным решениям без учета перехода на электронные базы данных.

Все земельные участки Федеральной собственности находятся в открытом доступе на сайте Росимущества, найти любой земельный участок можно на Публичной кадастровой карте, сведения о любых земельных участках можно узнать через запросы в Единый государственный реестр недвижимости.

Требование о публикации информации о свободных земельных участка было в Земельном Кодексе Российской Федерации (ст. 39.18) до 2015 года, в дальнейшем данное требование было отменено. Необходимость публикации установлено законодателем только при поступлении в течение срока рассмотрения более двух заявлений, при поступлении одного заявления публикация не требуется.

Должностное лицо, рассмотрев указанные пояснения, приходит к выводу, что доводы <...> направлены на оспаривание решения УФАС по Алтайскому краю от 27.12.2022 по делу № 022/01/15-1089/2021, которым установлен факт нарушения <...> абз. 1 ч. 1 ст. 15 Федерльного закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при предоставлению <...> земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 22:15:000000:10 без опубликования соответствующего информационного сообщения о предоставлении земельного участка.

При административном делопроизводстве возможность пересмотра и переоценки решения антимонопольного органа не предусмотрены.

При этом, должностное лицо, отмечает, что согласно правовому подходу, изложенному в пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства на основании пункта 8 статьи 10 Закона № 101-ФЗ без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений о предоставлении этого участка от других крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление участка по данному основанию. В целях установления названных лиц уполномоченный орган публикует извещение о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 39.18 ЗК РФ.

Кроме того, доводы <...> о том, что земельный участок был предоставлен по поручению <...>, в связи с чем в действиях <...> отсутствует нарушение действующего законодательства не подлежит удовлетворению ввиду следующего.

Из содержания поручения <...> № <...> следует, что «Территориальному управлению поручается при наличии законных оснований и в соответствии с положениями действующего законодательства  обеспечить вовлечение земельного участка с кадастровым номером 22:15:000000:10 в хозяйственный оборот путем заключения договора аренды».

Таким образом, из содержания вышеуказанного поручения следует, что земельный участок с кадастровым номером 22:15:000000:10 должен быть вовлечен в хозяйственный оборот с соответствии с действующим законодательством.

При рассмотрении настоящего дела привлекаемым лицом были озвучены замечания к определению о назначении времени и места рассмотрения дела № 022/04/14.9-237/2023 и протоколу  об административном правонарушении, а именно: определение было подписано раньше, чем протокол; должностное лицо, которое составляло протокол, не предоставила возможности объяснить ситуацию, пояснения не выслушало.

Однако вышеуказанные замечания не подтверждены документально и носят предположительный характер, в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие нарушение процедуры составления протокола и вынесения определения должностными лицами антимонопольного органа, протокол составлен в присутствии <...>, о чем имеется соответствующая запись в протоколе. Определение вынесено должностным лицом после ознакомления с протоколом об административном правонарушении без нарушения процедуры вынесения.

Кроме того, в протоколе об административном правонарушении должностным лицом сделана отметка, что к указному протоколу приобщены письменные объяснения привлекаемого лица.

Таким образом, из материалов административного дела следует, что вина <...> установлена.

Место совершения правонарушения – <...>

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из диспозиции части 1 статьи 14.9 КоАП, объектом правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности, связанные с реализацией ряда конституционных принципов, а именно: единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении действий должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Субъектом ответственности по части 1 статьи 14.9 КоАП является должностное лицо органа местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Факт правонарушения и наличие вины <...> <...> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждаются материалами дела.

Рассмотрев вопрос о малозначительности совершенного деяния, должностное лицо, призванное решить дело об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении может освободить лицо, совершившее правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, дело в отношении <...> не подлежит прекращению на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При этом, частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Частью 2 ст. 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Оценив характер и обстоятельства совершенного <...>, <...>, административного правонарушения, должностное лицо, призванное решить дело об административном правонарушении усмотрело основания для применения положений статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ, поскольку их применение в данной ситуации является справедливым, отвечающим принципу целесообразности юридической ответственности, характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения.

<...> ранее к административной ответственности не привлекалась. Доказательства   причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда, а также наличие имущественного ущерба в материалы рассматриваемого дела участниками не представлено.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать <...>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Назначаемое административное наказание в виде административного штрафа  С<...> заменить на предупреждение.

 

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и  частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно пункту 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.                                                                                                                                                 

 

 

 

Заместитель руководителя управления,

Начальник отдела контроля закупок                                                                       <...>

 

 

Копия постановления направлена лицу, привлеченному к административной ответственности, почтовой связью, заказным письмом с уведомлением о вручении почтового отправления.

Связанные организации

Связанные организации не указаны