Решение б/н Решение по делу №74-ФАС22-ОВ/09-15 от 20 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е  №74-ФАС22-ОВ/09-15

23 ноября  2015                                                                                                       г. Барнаул

Резолютивная часть решения оглашена 10 ноября  2015 г.

В полном объеме решение изготовлено 23 ноября  2015 г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

рассмотрев дело № 74-ФАС22-ОВ/09-15 по признакам нарушения ООО «Лесное промышленно-экспортное предприятие» и муниципальным казенным учреждением «Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В ходе рассмотрения заявлений депутата Егорьевского районного Совета депутатов Г<…> (вх. № 158415 от 08.07.2015 и вх. № 158422 от 09.07.2015) было установлено, что 10 января 2013 года между ООО «Лесное промышленно-экспортное предприятие» и муниципальным казенным учреждением «Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска» без проведения торгов был заключен договор № 1Л/2013 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству городских лесов на территории муниципального образования город Бийск на 2013 год с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины.

В связи с установленными признаками нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» управлением ФАС по Алтайскому краю на основании приказа № 243 от 30.09.2015 в отношении ООО «Лесное промышленно-экспортное предприятие» и муниципального казенного учреждения «Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 74-ФАС22-ОВ/09-15.

На заседании Комиссии представители муниципального казенного учреждения «Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска» нарушение не признали и пояснили, что  заключение договора № 1Л/2013 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству городских лесов на территории муниципального образования город Бийск на 2013 год с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на основании пункта 14 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не противоречит федеральному законодательству, так как указанный закон не запрещает размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в особые перечни, путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), а заказчик вправе выбрать любой из способов размещения заказа, предусмотренных частью 1 статьи 10 данного закона.

Представитель ООО «Лесное промышленно-экспортное предприятие» нарушение не признал и считает, что указанный договор был заключен в соответствии с действующим законодательством. 

Изучив обстоятельства дела, доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующим выводам.

10 января 2013 года между ООО «Лесное промышленно-экспортное предприятие» и муниципальным казенным учреждением «Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска» без проведения торгов был заключен договор № 1Л/2013 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству городских лесов на территории муниципального образования город Бийск на 2013 год с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины.

Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса, в соответствии с настоящим Кодексом, лицами.

Согласно частям 2, 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ).

При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.

В соответствии с частью 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минэкономразвития от 05 июля 2010 года № 270 утверждены особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров (далее - Приказ № 270), которыми предусмотрено, что размещение заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины должно осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления (далее - заказчики) на весь комплекс работ по охране, защите и воспроизводству лесов в пределах лесничества (лесопарка) или лесного участка (за исключением авиационных работ по охране и защите лесов, работ по тушению пожаров).

Согласно пункту 2 Приказа № 270 в извещении о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсной документации или документации об аукционе указывается предельный объем заготовки древесины при выполнении указанных работ.

Также в конкурсной документации или документации об аукционе, помимо условий государственного или муниципального контракта, предусмотренных Законом №94-ФЗ должны быть указаны положения, определяющие:

а) местоположение лесных насаждений (лесничество, лесопарк, лесной квартал, лесотаксационный выдел), где планируется вырубка лесных насаждений;

б) стоимость (цена) подлежащих выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов, установленная по результатам проведенного конкурса или аукциона, а также плата за заготовку древесины, размер которой определяется в соответствии со статьей 76 Лесного кодекса Российской Федерации на основании предельного объема заготовки древесины и ставок платы за заготовленную древесину.

Из системного толкования приведенных норм следует, что заготовка древесины неразрывно связана с выполнением работ по охране, защите, воспроизводству лесов, входит в состав данных работ, сведения об условиях продажи лесных насаждений для заготовки древесины включаются в извещение о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсную документацию или документацию об аукционе. Само по себе требование о включении в извещение о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсную документацию или документацию об аукционе сведений о размере платы за заготовку древесины означает, что такая плата должна учитываться при определении характеристик проводимых торгов.

Часть 1 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 настоящего Кодекса.

При толковании условий, указанных правовых норм, следует принимать во внимание требования части 1 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку иное толкование фактически допускает, без проведения торгов одновременное, заключение договора на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений, что противоречит статьям 77, 19 Лесного кодекса РФ.

Кроме того, Приказ Минэкономразвития РФ от 05 июля 2010 года № 270, устанавливающий особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных статьей 19 ЛК РФ и являющийся специальным нормативным правовым актом, регулирующим спорные правоотношения по отношению к нормам Федерального закона № 94-ФЗ, также не предусматривает возможности заключения соответствующих договоров без соблюдения публичных процедур.

Из анализа приведенных норм, в их совокупности и системной взаимосвязи, следует, что контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с элементами купли-продажи лесных насаждений может быть заключен только по результатам торгов в виде конкурса либо аукциона.

Пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Непроведение торгов, в случае, когда необходимость их проведения предусмотрена законодательством, непосредственно оказывает влияние на конкуренцию, поскольку не позволяет установить всех потенциальных участников рынка, желающих получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Таким образом, действия МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска» и ООО «Лесное промышленно-экспортное предприятие» по заключению 10 января 2013 года договора № 1Л/2013 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству городских лесов на территории муниципального образования город Бийск на 2013 год с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины без проведения торгов содержат нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем срок действия договора, установленный до 31 декабря 2013 года, истёк, в связи с чем, выдача предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства нецелесообразна.

Руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

1.  Признать действия МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска» и ООО «Лесное промышленно-экспортное предприятие», выразившиеся в заключении 10 января 2013 года договора № 1Л/2013 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству городских лесов на территории муниципального образования город Бийск на 2013 год с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины без проведения торгов,  противоречащими пункту 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.  Предписание не выдавать.

<…>

 

         Решение  может  быть  обжаловано  в арбитражный суд в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны