Протокол, выписка из протокола №НБ/7829/23 ПРОТОКОЛ об административном правонарушении по делу № 022/04... от 16 октября 2023 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП К<...>

Дело № 022/04/14.3-1264/2023

ПРОТОКОЛ

об административном правонарушении

Дата составления: 16 октября 2023 года.

Место составления: Алтайский край, г.Барнаул, Пролетарская ул., 65.

Протокол составлен начальником отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю <...>в связи с непосредственным обнаружением должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, совершенного ИП К<...>

Данные о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении:

1.ФИО: К<...>

2.Дата и место рождения: <...>

3.Место жительства (адрес регистрации): г<...>

4.Паспортные данные: паспорт РФ <...>

5.ИНН: 421701111096

7.ОГРНИП: 321420500084461

8.Место работы, должность: индивидуальный предприниматель

9.Сведения о совершенных административных правонарушениях (в течение года): нет данных.

Права и обязанности, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст.ст.25.1, 24.2 КоАП РФ:

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. Мне разъяснено мое право пользоваться услугами переводчика. В его услугах я не нуждаюсь, русским языком владею хорошо.

5. При наличии смягчающих обстоятельств приложить подтверждающие документы.

Права и обязанности мне разъяснены и понятны

Подпись лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не явилась

Место, дата, время совершения правонарушения: Алтайский край, г.Барнаул, телеканал «Россия-1», 14 января 2023 года в 18-20.

Факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе установлен 24 марта 2023 года, что отражено в решении Комиссии по делу №022/05/5-216/2023.

Событие (существо) правонарушения: ИП К<...> допущено нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, что выразилось в следующем.

14 января 2023 года в 18 часов 20 минут Алтайским краевым УФАС России на телеканале «Россия-1» установлен факт распространения Единым центром защиты информации о списании долгов граждан следующего содержания: «​​Занимаюсь строительным бизнесом. Взял два кредита. Не стало заказов, пошли просрочки. Обратился в Единый центр защиты, прошел процедуру банкротства, списали все долги. Благодарю за помощь!» (текст читает мужчина - клиент Единого центра защиты, сумма списанного долга которого составила 1 879 194 рубля).

С 12 секунды ролика информация сопровождается словами «Помогли им, поможем и вам! Барнаул, 99-22-33», с 14 секунды – информацией в нижней части экрана: «ИП Кискина М.И. ОГРНИП 321420500084461 оказывает консультационные услуги юридического характера. На основании Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» гражданин может быть признан несостоятельным (банкротом). В ходе процедуры банкротства может быть предусмотрена реструктуризация долга, а также реализация имущества гражданина». Данная информация присутствует на экране на протяжении 5 секунд.

Продолжительность всего ролика составила 19 секунд.

Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия рекламы и содержит все ее признаки: адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к компании «Единый центр защиты» и к процедуре банкротства физических лиц, призвана формировать и поддерживать интерес к указанным объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.

Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) предъявляет общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая реклама преследует цель привлечения внимания потребителей к процедуре банкротства физических лиц. При этом, использование в рекламе фраз «взял два кредита…», «пошли просрочки…», «прошёл процедуру банкротства», «списали все долги» в совокупности с манерой подачи рекламной информации создает впечатление о гарантированном освобождении от долгов без указания на последствия процедуры банкротства.

Реклама на телеканале «Россия-1», потребителями которой являются представители самых разных слоев общества, социального положения, образования и возраста, позиционируется как беспроблемное освобождение от долгов.

Вместе с тем, согласно Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) освобождение от долгов и требований кредиторов возможно только после завершения расчетов с кредиторами.

Присутствующая в рассматриваемой рекламе фраза «В ходе процедуры банкротства может быть предусмотрена реструктуризация долга, а также реализация имущества гражданина» не дают потребителю достоверной и полной информации о возможном результате прохождения процедуры банкротства.

Более того, признанный банкротом гражданин не освобождается автоматически от долгов, в том числе кредитного, поэтому использованная в рассматриваемой рекламе формулировка «прошел процедуру банкротства, списали все долги» вводит потребителей в заблуждение и не может восприниматься как достоверная, даже в том случае, что приведенный в рекламе пример об освобождении гражданина (персонажа рекламного ролика) от дальнейшего исполнения требований кредиторов на сумму 1 879 194 рублей является реальным.

Исходя из анализа положений Закона о рекламе, целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Закон о рекламе обязывает формировать у потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге). Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить.

В рекламе Единого центра защиты присутствует информация о том, что гражданин может быть признан несостоятельным (банкротом) на основании Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»; в ходе процедуры банкротства может быть предусмотрена реструктуризация долга, а также реализация имущества гражданина, но данная информация присутствует на экране в течение 5 секунд, что делает практически невозможным её восприятие, прочтение, и вводит в заблуждение потребителей рекламы. При таких обстоятельствах текст рекламного ролика, включая тот позитивный контекст, в котором реклама подается, свидетельствует об искажении смысла информации и введении в заблуждение потребителей рекламы.

В данном случае существенность информации в рекламе определяется с учетом ее фактического содержания, которое прямо влияет на намерение потребителя воспользоваться рекламируемым предложением.

При этом оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Реклама наводит на мысль, что банкротство легкий инструмент списания долгов, а не сложная юридическая процедура, которая имеет свои условия и последствия. Потребитель вводится в заблуждение, что может привести к ситуации, когда гражданин будет набирать обязательства, руководствуясь мыслью, что спишет их без ущерба для своего материального состояния.

Внимание потребителя сконцентрировано не на тексте в конце рекламного ролика, содержание которого чрезвычайно важно в данном случае, а на звуковом сопровождении истории клиента Единого центра защиты о списании кредитного долга, и обещанием компании помочь с долгами. В свою очередь, текст никакие цветовые и шрифтовые акценты не ставит, содержание такого текста воспринимается с трудом, поскольку, скорее всего, потребителю придется не один раз вчитываться в него (его продолжительность присутствия на экране 5 секунд), чтобы понять, осмыслить и соотнести с содержанием первой части. Следовательно, реклама недоступна для восприятия в полном объеме и может вводить потребителей в заблуждение относительно рекламируемой услуги.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, признается ненадлежащей.

Решением Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе по результатам рассмотрения дела № 022/05/5-216/2023 рассматриваемая реклама признана ненадлежащей, поскольку при её распространении нарушены требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Частью 6 статьи 38 Закона о рекламе предусмотрено, что ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе лежит на рекламодателе – изготовителе или продавце товара либо ином определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лице

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП К<...>, ОГРНИП 32142050008446, оказывающая консультационные услуги юридического характера, о чем прямо указано в рекламе, и что следует из условий договора возмездного оказания услуг рекламы и маркетинга от 27.05.2022г., заключенного между ИП К<...> и ООО «Т2».

Реклама размещена на телеканале «Россия-1» на основании договора №22/2021/0235 от 22.08.2022г., заключенного между ООО «Т2», ОГРН 1114217013019, 654007, Кемеровская область-Кузбасс, <...> и ООО «Прайм Сибирь».

В соответствии с приложением № 14 от 23.12.2022г. к указанному договору, а также счет-фактурой № 129 от 31.01.2023г., рассматриваемая рекламная информация размещалась, в том числе и на телеканалах «Домашний», «Петербург – 5 канал», «ТВ-3 Россия», «ТВ Центр – Москва».

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

ИП К<...> имела реальную возможность обеспечить соблюдение законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы Единого центра защиты, но не приняла к тому надлежащих мер, не проявила должную степень заботливости и осмотрительности при распространении рассматриваемой рекламы, что привело к нарушению законодательства Российской Федерации о рекламе и влечет ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса,- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Протокол об административном правонарушении составлен на шести страницах в отсутствии ИП Кискиной М.И., извещенной о времени и месте составлении протокола; ИП К<...> заявлено ходатайство о составлении протокола без её участия и направлении его копии на адрес электронной почты.

Также ИП К<...>предоставлены пояснения о малозначительности совершенного правонарушения.

Копия протокола об административном правонарушении на шести страницах будет направлена ИП К<...>по месту регистрации, а также по электронной почте <...>

Подпись должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, дата__________________________________________________

Связанные организации

Связанные организации не указаны