Решение б/н Решение по делу №76-ФАС22-ОВ/09-15 от 20 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е  №76-ФАС22-ОВ/09-15

23 ноября  2015                                                                                                       г. Барнаул

 

Резолютивная часть решения оглашена 10 ноября  2015 г.

В полном объеме решение изготовлено 23 ноября  2015 г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

рассмотрев дело № 76-ФАС22-ОВ/09-15 по признакам нарушения муниципальным казенным учреждением «Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска» абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В ходе рассмотрения заявлений депутата Егорьевского районного Совета депутатов Г<…> (вх. № 158415 от 08.07.2015 и вх. № 158422 от 09.07.2015) было установлено, что между ООО «Лесное промышленно-экспортное предприятие» и муниципальным казенным учреждением «Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска» заключены договоры купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины (договоры: № 1-Л/2013 от 01.04.2013; № 2-Л/2013 от 07.06.2013; № 3-Л/2013 от 21.08.2013; № 4-Л/2013 от 24.09.2013; № 5-Л/2013 от 04.10.2013; № 6-Л/2013 от 04.10.2013; № 7-Л/2013 от 10.10.2013; № 8-Л/2013 от 21.11.2013; № 9-Л/2013 от 09.12.2013) без проведения торгов.

В связи с установленными признаками нарушения абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» управлением ФАС по Алтайскому краю на основании приказа № 245 от 30.09.2015 в отношении муниципального казенного учреждения «Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 76-ФАС22-ОВ/09-15.

На заседании Комиссии представители муниципального казенного учреждения «Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска» нарушение не признали и пояснили, что  заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины (№ 1-Л/2013 от 01.04.2013; № 2-Л/2013 от 07.06.2013; № 3-Л/2013 от 21.08.2013; № 4-Л/2013 от 24.09.2013; № 5-Л/2013 от 04.10.2013; № 6-Л/2013 от 04.10.2013; № 7-Л/2013 от 10.10.2013; № 8-Л/2013 от 21.11.2013; № 9-Л/2013 от 09.12.2013) на основании наличия договора № 1Л/2013 от 10.01.2013 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству и благоустройству городских лесов на территории муниципального образования город Бийск на 2013 год с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины и на основании пункта 14 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не противоречит федеральному законодательству, так как указанный закон не запрещает размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в особые перечни, путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), а заказчик вправе выбрать любой из способов размещения заказа, предусмотренных частью 1 статьи 10 данного закона.

Представитель ООО «Лесное промышленно-экспортное предприятие» считает, что указанные договоры были заключены в соответствии с действующим законодательством и непроведение торгов на право заключения указанных договоров не противоречит антимонопольному законодательству. 

Изучив обстоятельства дела, доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующим выводам.

Между ООО «Лесное промышленно-экспортное предприятие» и муниципальным казенным учреждением «Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска» заключены договоры купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины (договоры: № 1-Л/2013 от 01.04.2013; № 2-Л/2013 от 07.06.2013; № 3-Л/2013 от 21.08.2013; № 4-Л/2013 от 24.09.2013; № 5-Л/2013 от 04.10.2013; № 6-Л/2013 от 04.10.2013; № 7-Л/2013 от 10.10.2013; № 8-Л/2013 от 21.11.2013; № 9-Л/2013 от 09.12.2013) без проведения торгов.

Указанные договоры заключены с нарушением действующего законодательства ввиду следующего.

Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

Согласно частям 2, 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ).

При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.

В соответствии с частью 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минэкономразвития от 05 июля 2010 года № 270 (действовавшим на момент заключения договоров) утверждены особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров (далее - Приказ № 270), которыми предусмотрено, что размещение заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины, должно осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления (далее - заказчики) на весь комплекс работ по охране, защите и воспроизводству лесов в пределах лесничества (лесопарка) или лесного участка (за исключением авиационных работ по охране и защите лесов, работ по тушению пожаров).

Согласно пункту 2 Приказа № 270 в извещении о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсной документации или документации об аукционе указывается предельный объем заготовки древесины при выполнении указанных работ.

Также в конкурсной документации или документации об аукционе, помимо условий государственного или муниципального контракта, предусмотренных Законом №94-ФЗ должны быть указаны положения, определяющие:

а) местоположение лесных насаждений (лесничество, лесопарк, лесной квартал, лесотаксационный выдел), где планируется вырубка лесных насаждений;

б) стоимость (цена) подлежащих выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов, установленная по результатам проведенного конкурса или аукциона, а также плата за заготовку древесины, размер которой определяется в соответствии со статьей 76 Лесного кодекса Российской Федерации на основании предельного объема заготовки древесины и ставок платы за заготовленную древесину.

Из системного толкования приведенных норм следует, что заготовка древесины неразрывно связана с выполнением работ по охране, защите, воспроизводству лесов, входит в состав данных работ, сведения об условиях продажи лесных насаждений для заготовки древесины включаются в извещение о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсную документацию или документацию об аукционе. Само по себе требование о включении в извещение о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсную документацию или документацию об аукционе сведений о размере платы за заготовку древесины означает, что такая плата должна учитываться при определении характеристик проводимых торгов.

Согласно пункту 3 Порядка подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности (утв. Приказом Рослесхоза от 26.07.2011 № 318 (в ред. от 23.04.2012) договор купли-продажи лесных насаждений заключается:

а) по результатам аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в случаях: заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (часть 8.2 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (в ред. от 21.07.2014)); заготовки гражданами, юридическими лицами елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (часть 4.1 статьи 32 Лесного кодекса Российской Федерации).

б) без проведения аукциона в случаях, предусмотренных статьями 19 и 30 Лесного кодекса Российской Федерации (статья 77 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 (мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов) и 30 (заготовка гражданами древесины для собственных нужд) настоящего Кодекса.

Статья 15 Закона Алтайского края от 10.09.2007 № 87-ЗС (ред. от 07.06.2012) «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края» предусматривает, что к исключительным случаям заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений относится осуществление рубок лесных насаждений в случае, если они не учтены при размещении государственного или муниципального заказа на охрану, защиту и воспроизводство лесов с одновременной продажей лесных насаждений.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие),  которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Непроведение торгов, в случае, когда необходимость их проведения предусмотрена законодательством, непосредственно оказывает влияние на конкуренцию, поскольку не позволяет установить всех потенциальных участников рынка, желающих получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Исходя из правил, изложенных в названых нормах, заключение органом государственной власти или местного самоуправления договоров (контрактов) на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, а в его рамках и договоров купли-продажи лесных насаждений допустимо только по результатам торгов.

Таким образом, бездействие муниципального казенного учреждения «Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска», выразившееся в непроведении аукциона по заключению договоров: № 1-Л/2013 от 01.04.2013; № 2-Л/2013 от 07.06.2013; № 3-Л/2013 от 21.08.2013; № 4-Л/2013 от 24.09.2013; № 5-Л/2013 от 04.10.2013; № 6-Л/2013 от 04.10.2013; № 7-Л/2013 от 10.10.2013; № 8-Л/2013 от 21.11.2013; № 9-Л/2013 от 09.12.2013 купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины содержит нарушение абзаца 1 части 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем срок действия договоров, установленный до 31 декабря 2013 года, истёк, в связи с чем, выдача предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства нецелесообразна.

Руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

1. Признать бездействие муниципального казенного учреждения «Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска», выразившееся в непроведении аукциона по заключению договоров: № 1-Л/2013 от 01.04.2013; № 2-Л/2013 от 07.06.2013; № 3-Л/2013 от 21.08.2013; № 4-Л/2013 от 24.09.2013; № 5-Л/2013 от 04.10.2013; № 6-Л/2013 от 04.10.2013; № 7-Л/2013 от 10.10.2013; № 8-Л/2013 от 21.11.2013; № 9-Л/2013 от 09.12.2013 купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины, -  противоречащими абзацу 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание не выдавать.

<…>

Решение  может  быть  обжаловано  в арбитражный суд в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны