Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №76-ФАС22-Р/06-16 от 16 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №76-ФАС22-Р/06-16

Резолютивная часть решения объявлена 14  июля 2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 15 июля 2016 года.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

         <…>

рассмотрев дело №76-ФАС22-Р/06-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в подъезде жилого дома по адресу: г. Барнаул, ул. Партизанская, 140, рекламы финансовых услуг ООО «Ломбард- Салмаз», в которой усматриваются признаки нарушения  ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе»,

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - рекламодатель ООО «Ломбард-Салмаз»  в лице директора ООО «Ломбард- Салмаз» Ш<…>,

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - рекламораспространитель ООО ГК «Оранжевый СЛОН» в  лице представителя по доверенности Б<…>,

УСТАНОВИЛА:

 02.06.2016г. управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю выявлен факт размещения в подъезде жилого дома по адресу: г. Барнаул, ул. Партизанская, 140,  рекламы следующего содержания: «Ломбард «Салмаз» с 8.00 до 22.00 С НАМИ ВЫГОДНО: -процентная ставка от 0,2% в день, - Частичное гашение займа, - при досрочном гашении займа пересчет %  ул. Крупская, 143, ул. Северо-Западная, 56, <…>», в которой усматриваются признаки нарушения ч.1 ст.28, ч.7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

В заседании Комиссии представитель ООО «Ломбард-Салмаз» директор   Ш<…> пояснила, что при изготовлении рассматриваемой рекламы в наименовании организации не учли то, что ООО является частью наименования. Что касается существенных условий, то информация в рассматриваемой рекламе содержится полная. Максимальную процентную ставку общество указать не может, так как  Центробанк ее постоянно меняет. Рекламу изготавливало рекламное агентство.

В заседании Комиссии представитель по доверенности ООО ГК «Оранжевый СЛОН» Б<…> пояснила, что ООО ГК «Оранжевый слон» только распространяет рекламу. Изготовлением рекламы занимаются дизайнеры строго по макету заказчика и ООО ГК «Оранжевый СЛОН» выступает только посредником.

Комиссия, рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения представителей ООО «Ломбард-Салмаз» и ООО ГК «Оранжевый СЛОН», дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Обозначенная выше рекламная информация, полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», является публичной и направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к организации, оказывающей финансовые услуги (ООО «Ломбард- Салмаз») и к рекламе финансовых услуг следующего содержания: займы от 0.2% в день, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.

Согласно ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых услуг и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона «О ломбардах», ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

В соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный  реестр юридических лиц,  полное наименование юридического лица - Общество с ограниченной ответственностью «Ломбард-Салмаз», сокращенное наименование общества - ООО «Ломбард-Салмаз» (ОГРН 1042201931441). Таким образом, организационно-правовая форма является частью наименования юридического лица.

В рассматриваемой рекламной информации отсутствует организационно-правовая форма общества, следовательно, наименование юридического лица, оказывающего финансовые услуги  по предоставлению займов указано не полностью, что является нарушением ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 Рассматриваемая рекламная информация содержит условия: «…процентная ставка от 0,2% в день, - Частичное гашение займа, - при досрочном гашении займа пересчет %  …».

 ООО «Ломбард-Салмаз» представлена копия общих условий потребительского займа, утвержденных приказом №5 от 31.05.2015г.

В соответствии с общими условиями потребительского займа, установлено, что:

- обязательным условием предоставления займа является предоставление заемщиком обеспечения путем передачи в залог Ломбарду имущества: ювелирных и/или иных бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, сотовых телефонов и.т.д.(п.2.2.);

- краткосрочный займ под залог ювелирных и/или иных бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, сотовых телефонов и.т.д  предоставляется на срок не более одного года (п.3);

- сумма займа, который может быть представлен заемщику под залог. Определяется Ломбардом в зависимости от вида и качества закладываемых изделий, от срока пользования займом, от того. выполнял ли заемщик свои обязательства по предыдущим договорам с Ломбардом, и от ожидаемой цены и и сроков реализации вещи в случае ее невостребования (п.4);

-срок пользования займом устанавливается – минимальный срок 3 дня и максимальный срок 30 дней (п.5);

- значение полной стоимости предоставляемого займа (ПСК) по предоставляемому  Ломбардом виду не должно превышать среднерыночных значений устанавливаемых Центробанком РФ не более чем на 1/3 займа. В зависимости от установленного значения  на день заключения договора потребительского займа будет действовать процентная ставка, которая будет отражена в залоговом билете. ПСК- от 61,759%годовых, процентная ставка от 0,2% в день.

В рекламе финансовых услуг ООО «Ломбард-Салмаз»  отсутствует часть существенной информации об условиях выдачи займов под залог имущества, о сумме и сроках предоставления займов, а именно то, что сумма займа устанавливается в зависимости от имущества, передаваемого в залог; краткосрочный заем под залог ювелирных и/или иных бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, сотовых телефонов и.т.д  предоставляется на срок не более одного года;  срок пользования займом устанавливается от 3х до 30 дней и.т.д. Возможность перерасчета % при досрочном погашении займа, указанная в рассматриваемой рекламной информации, в условиях представленных ООО «Ломбард-Салмаз», не установлена.

Таким образом, отсутствие сведений о всех условиях выдачи займов при указании в рекламе одного условия может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.

На основании изложенного, реклама финансовых услуг ООО «Ломбард-Салмаз», распространенная  в подъезде жилого дома по адресу: г. Барнаул, ул. Партизанская, 140,  содержит нарушение ч.1 ст.28, ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе» несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель, ответственность за нарушение ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Согласно Договору на осуществление рекламных услуг №699 от 13.09.2012г., рекламодателем рассматриваемой рекламной информации является ООО «Ломбард-Салмаз», рекламораспространителем является ООО ГК «Оранжевый Слон».

На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ООО «Ломбард-Салмаз» ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе» и ООО ГК «Оранжевый СЛОН» ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе», что выражается в ненадлежащем размещении рекламы финансовых услуг.             

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1.Признать рекламу финансовых услуг ООО «Ломбард-Салмаз»,  распространенную по адресу:  г. Барнаул, ул. Партизанская, 140,  ненадлежащей.

2.Признать ООО «Ломбард-Салмаз» нарушившим требования ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

3.Признать ООО ГК «Оранжевый СЛОН» нарушившим требования ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

4.Выдать ООО «Ломбард-Салмаз» предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

5. Выдать ООО ГК «Оранжевый Слон» предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.        

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<…>

ПРЕДПИСАНИЕ № 91

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

14 июля  2016 г.                                                                                                             г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<…>

на основании своего решения от 14 июля  2016г. по делу № 76-ФАС22-Р/06-16 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг ООО «Ломбард-Салмаз», распространенной по адресу: г. Барнаул, ул. Партизанская, 140, поскольку при ее размещении и распространении нарушены требования ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 1. ООО «Ломбард-Салмаз» в  десятидневный срок со дня  вынесения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение в г. Барнауле рекламы  финансовых услуг ООО «Ломбард-Салмаз», по которой вынесено решение,  поскольку при ее размещении нарушены требования ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

2. ООО «Ломбард-Салмаз» представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 01  августа  2016 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<…>

ПРЕДПИСАНИЕ № 92

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

14 июля  2016 г.                                                                                                             г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<…>

на основании своего решения от 14 июля  2016г. по делу № 76-ФАС22-Р/06-16 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг ООО «Ломбард-Салмаз», распространенной по адресу: г. Барнаул, ул. Партизанская, 140, поскольку при ее размещении и распространении нарушены требования ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 1. ООО ГК «Оранжевый СЛОН» в  десятидневный срок со дня  вынесения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить  распространение в г. Барнауле рекламы  финансовых услуг ООО «Ломбард-Салмаз», по которой вынесено решение,  поскольку при ее распространении нарушено требование  ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

2. ООО ГК «Оранжевый СЛОН» представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 01  августа  2016 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны