Определение №№ 4570/7 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о прекращении производства по делу № 022/05/18-6... от 6 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «МТС»

Марксистская ул., 4

г.Москва, 109147

<...>

Лазурная ул., <…>

г.Барнаул, 656006

 

Дело № 022/05/18-639/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

06 ноября 2020г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководитель управления,

Члены Комиссии:

<...>– главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев материалы дела № 022/05/18-639/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения нежелательной смс-рекламы,

в отсутствии заявителя – <...> (извещена надлежащим образом),

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламораспространителя – ПАО «МТС», г.Москва, Марксистская ул., 4, ИНН 7740000076, ОГРН 1027700149124, <...> по доверенности от 22.02.2018г. № 04/2018,

УСТАНОВИЛА:

дело № 022/05/18-639/2020 возбуждено по результатам рассмотрения поступившего в Алтайское краевое УФАС России заявления гр. <...> о получении от компании «МТС» нежелательных звонков и смс-сообщений рекламного характера, что указывает на признаки нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ “О рекламе”.

Заявитель, обращаясь в антимонопольный орган, указывает, что, несмотря на многочисленные обращения в компанию «МТС» с просьбами прекратить нарушение её прав, на телефон 8 913 215 <...> продолжают приходить рекламные смс-сообщения; просит прекратить незаконную рассылку рекламных смс-сообщений и привлечь к административной ответственности компанию «МТС».

Рассмотрение дела назначено на 03 сентября 2020 года в 11 часов 30 минут.

Лицом, в действиях которого усмотрены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признано ПАО “МТС”.

03 сентября 2020 года рассмотрение дела отложено по ходатайству представителя ПАО “МТС” до 10 часов 30 минут 30 сентября 2020 года.

30 сентября 2020 года рассмотрение дела не состоялось по причине отсутствия кворума; дело отложено до 14 часов 00 минут 22 октября 2020 года.

22 октября 2020 года в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой на территории Российской Федерации, в частности Алтайского края, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), рассмотрение дела вновь отложено и назначено к рассмотрению на 06 ноября 2020 года в 11 часов 00 минут, в том числе с использованием систем видеоконференцсвязи.

06 ноября 2020 года заявитель, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, на его рассмотрение не явился, что в силу пункта 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.

Представитель ПАО “МТС” <...> на заседании Комиссии с нарушением законодательства о рекламе не согласился, указав на то, что полученные Куровой Е.С. смс-сообщения не носят рекламного характера, а являются справочно-информационными, и не направлены на привлечение внимания к продуктам МТС, что подтверждается позицией ФАС России, изложенной в письме от 31.07.2020г. № ДФ/65182/20, просил производство по делу прекратить.

Комиссия, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, приходит к выводу о прекращении рассмотрения дела по следующим основаниям.

Согласно материалам дела, гр. <...> на мобильный телефон 8 913 215 <...>  получены смс-сообщения с информацией следующего содержания:

- «Соскучились дома по настоящему драйву?! Почувствуй себя на крутом рок-концерте вместе с АНТОХА МС, КИС-КИС, НЕРВЫ и др. Ждем тебя сегодня в прямом онлайн-эфире, в 16:00 (время московское) на l.mts.ru/youth» (сообщение поступило 16 апреля 2020 года в 9:04),

- «Заражайтесь хорошим настроением! Включите онлайн концерт Пелагеи в прямом эфире сегодня в 19:00 (мск) на vr.mts.ru по ссылке l.mts.ru/pelageya Будет весело!» (сообщение поступило 19 апреля 2020 года в 11:02),

- «Не дозвонились, отправляем подарок! Перейди по ссылке и смени тариф на «Весь МТС»! Интернет, ТВ и мобильная связь со скидкой для тебя – https://mts.ru/2134 и не забудь подарить скидку до 40% на мобильную связь родным и близким - https://mts.ru/mfix» (сообщение поступило 24 июля 2020 года в 12:52).

Факт поступления указанных смс-сообщений на телефон заявителя подтвержден детализацией расходов за период 23-24 июля 2020 года, за период 15-19 апреля 2020 года, а также скриншотами экрана телефона и не оспаривается ПАО “МТС”.

По информации, предоставленной ПАО “МТС”, абонентский номер <...>  913 215 <...> принадлежит гр.<...> на основании договора о предоставлении услуг подвижной радиотелефонной связи от 24.01.2004г., заключенного с ПАО “МТС”. Указанные смс-сообщения направлены на абонентский номер гр. <...> ПАО “МТС” самостоятельно.

На получение указанных смс-сообщений заявитель согласия не давал, более того неоднократно выражал отказ от их получения.

Согласно статье 18 Федерального закона “О рекламе” распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

На основании статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Тем самым, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку.

Исходя из имеющихся в материалах дела пояснений ПАО “МТС”, следует, что в условиях пандемии компанией “МТС” в целях поднятия духа, для более комфортного времяпровождения абонентов “МТС” в условиях режима самоизоляции, было принято решение о проведении больших бесплатных для абонентов онлайн-концертов популярных исполнителей, которые проходят каждое воскресенье в сети интернет на сайте vr.mts.ru; просмотр доступен как из сети МТС, так и из внешних сетей.

Как указывает ПАО «МТС» коммуникацией, направленной 16 и 19 апреля 2020 года абоненту <...>, оператор связи информировал о возможности бесплатного просмотра рок-концерта и концерта Пелагеи; данная коммуникация не была направлена на привлечение внимания к продуктам МТС, какой-либо услуги или товара, не содержала призыва что-либо купить. Предметом сообщения, направленного 24 июля 2020 года, являлось информирование о возможности сокращения своих расходов по оплате стоимости услуг в рамках заключенного договора по конкретному тарифному плану, целью которого являлась возможность в условиях пандемии оставаться всегда на связи; коммуникация предполагала проявление лояльности компании в целях уменьшения затрат абонента на оплату услуг связи МТС.

Тем самым, ПАО «МТС» считает, что указанные коммуникации не были направлены на привлечение внимания к каким-либо товарам (услугам), не содержали призыва что-либо купить, и не влекли финансового интереса ПАО «МТС», в связи с чем Общество считает, что направленные гр.<...> смс-сообщения носят информационный характер и рекламой не являются.

Согласно части 3 пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе», данный Федеральный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

В силу пункта 1 статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

По мнению ФАС России (письмо от 31.07.2020г. № ДФ/65182/20), информация о бесплатных услугах, распространяемая по сетям электросвязи оператором связи среди своих абонентов, рекламой не является, и требования Федерального закона «О рекламе» на такую информацию не распространяются.

Резюмируя изложенное, информация «Соскучились дома по настоящему драйву?! Почувствуй себя на крутом рок-концерте вместе с АНТОХА МС, КИС-КИС, НЕРВЫ и др. Ждем тебя сегодня в прямом онлайн-эфире, в 16:00 (время московское) на l.mts.ru/youth»; «Заражайтесь хорошим настроением! Включите онлайн концерт Пелагеи в прямом эфире сегодня в 19:00 (мск) на vr.mts.ru по ссылке l.mts.ru/pelageya Будет весело!»; «Не дозвонились, отправляем подарок! Перейди по ссылке и смени тариф на «Весь МТС»! Интернет, ТВ и мобильная связь со скидкой для тебя – https://mts.ru/2134 и не забудь подарить скидку до 40% на мобильную связь родным и близким - https://mts.ru/mfix», поступила непосредственно абоненту ПАО «МТС» <...> и представляет собой информацию о бесплатных услугах оператора связи.

Следовательно, указанная информация не является рекламой, и требования Федерального закона «О рекламе» на такую информацию не распространяются.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Производство по делу № 022/05/18-639/2020 прекратить.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии <...>

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны