Решение б/н Решение по делу №31-ФАС22-Р/03-13 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<…>,

члены Комиссии:

<…>,<…>,

рассмотрев дело №31-ФАС22-Р/03-13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения ООО «Фифа» рекламы с признаками нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

в присутствии: лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – рекламодателя ООО «Фифа» (<…>) в лице представителя по доверенности <…>,

УСТАНОВИЛА:

на странице 67 журнала «Телепарк» №46 730  от  19-25 ноября 2012 года размещена реклама косметического салона «Фифа» следующего содержания: «косметический салон Фи фа ул. Балтийская, 13 т.60-30-87 www.salonfifa.ru Без волос лучше! Удаление волос на длительный срок фотоэпиляция За информацией о противопоказаниях, побочных эффектах необходимо обратиться к специалистам Лицензия 10-22-01-001049 от 07.10.2011г.».

Реклама сопровождается изображением двух женщин в купальниках, у одной из которых в подмышечных впадинах и в районе зоны бикини изображен густой волосяной покров.

В рассматриваемой рекламной информации содержаться признаки нарушения требований части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Факт размещения обозначенной рекламной информации установлен антимонопольным органом 20 ноября 2012 года.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Фифа», что подтверждается договором №А38/р на размещение рекламы от 01.10.2012г., бланком заказа для размещения рекламы от 12.11.2012г. Согласно п.1.1. договора №А38/р от 01.10.2012г. Исполнитель (ООО <…>) обязуется размещать рекламу Заказчика (ООО «Фифа») в издании «Телепарк» на условиях, установленных настоящим договором и бланками заказов на размещение рекламы, являющимися неотъемлемой частью настоящего договора.

Макет рассматриваемой рекламы утвержден директором ООО «Фифа» <…>.

Согласно счету на оплату №3763 от 26.11.2012г. услуги по размещению рассматриваемой рекламы оплачены ООО «Фифа» в сумме 1980 рублей.

Согласно письменным пояснениям, представленным директором ООО «Фифа» <…>, законодательством Российской Федерации не установлена ответственность за появление в общественном месте с не удаленными волосами на определенных участках тела, следовательно образ человека с растительностью на теле не является непристойным или оскорбительным, а представляет собой форму самоопределения индивидуума.

На заседании Комиссии представитель ООО «Фифа» <…> пояснил, что  изображенный в рекламе волосяной покров в подмышечных впадинах и в районе зоны бикини не привлекает к себе внимание.

Комиссия, заслушав доводы стороны, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.

   В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006г № 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая информация полностью соответствует легальному определению понятия «реклама», закрепленному в статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к косметическому салону «Фифа», к услуге – фотоэпиляция, к женским образам, используемым в рекламе, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Согласно Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, непристойный – неприличный, бесстыдный.

Слово «бесстыдный» согласно вышеуказанному словарю означает «лишенный чувства стыда, противоречащий общественной морали, непристойный».

Слово «неприличный» - противоречащий правилам приличия. «Приличие» - правило поведения, вежливость, благопристойность.

В соответствии с информацией, размещенной в общедоступном источнике «Википедия» по адресу: http://ru.wikipedia.org/wiki/ слово «непристойный» означает «всё шокирующее, явно ранящее и открыто оскорбляющее скромного и воспитанного человека. Это могут быть жесты, слова и выражения, поступки, одежда или её отсутствие, изображения и предметы. Термин часто употребляется о довольно неприличном, бесстыдном и предосудительном по части сексуальной этики и табу, но не сводится только к этой области общественной морали.».

Согласно материалам, размещенным в «Википедии», половые признаки — ряд отличительных особенностей строения и функций органов тела, определяющие  половую принадлежность организма.

К вторичным половым признакам по женскому типу относят, в том числе: оволосение промежности, паховые складки, подмышечные волосы.

            Изображения в рекламе волосяного покрова на интимных местах (область бикини) нарушают традиционно сложившиеся в обществе нравственные  нормы, так как в российском обществе не существует традиций демонстрации вторичных половых признаков, кроме того, такая демонстрация является явно неприличной и оскорбительной.

В целях всесторонней и объективной оценки рекламы косметического салона «Фифа», рекламный модуль, размещенный стр.67 журнала «Телепарк» №46 730  от  19-25 ноября 2012 года, был направлен в Экспертную комиссию в сфере охраны норм общественной нравственности при администрации г.Барнаула для проведения экспертизы (исх. №6152/7 от 21.11.2012г.).

Перед экспертами были поставлены следующие вопросы:

1.Какова характеристика рекламы с точки зрения непристойности и морали?

2.Обосновано ли использование в рекламе косметического салона «Фифа» женского образа в подобном виде?

3) Является ли использованный в рекламе: «косметический салон Фи фа ул. Балтийская, 13 т.60-30-87 www.salonfifa.ru Без волос лучше! Удаление волос на длительный срок фотоэпиляция За информацией о противопоказаниях, побочных эффектах необходимо обратиться к специалистам Лицензия 10-22-01-001049 от 07.10.2011г.» образ девушки непристойным и оскорбительным?

            31.01.2013 года в адрес Алтайского краевого УФАС России поступило Заключение Экспертной комиссии в сфере охраны норм общественной нравственности при администрации г.Барнаула, в соответствии с которым содержание данной рекламы признано непристойным и оскорбительным.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о нарушении ООО «Фифа» ч.6 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о реклама признается, согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащей.

            Ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несет, согласно части 6 статьи 38 настоящего Федерального закона,  рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

            Согласно представленным материалам, рекламодателем рекламной информации является ООО «Фифа».

            Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального                                    закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу «косметический салон Фи фа ул. Балтийская, 13 т.60-30-87 www.salonfifa.ru Без волос лучше! Удаление волос на длительный срок фотоэпиляция За информацией о противопоказаниях, побочных эффектах необходимо обратиться к специалистам Лицензия 10-22-01-001049 от 07.10.2011г.», размещенную в журнале «Телепарк» №46 730  от  19-25 ноября 2012 года, ненадлежащей, поскольку при ее размещении нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Признать рекламодателя – ООО «Фифа» нарушившим требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

            3. Выдать ООО «Фифа» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора ООО «Фифа» <…> по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

   

 

 

Председатель Комиссии                                                                                        <…>,

 

 

Члены Комиссии                                                                                        <…>,<…>.

Связанные организации

Связанные организации не указаны