Решение б/н Решение по делу № 78-ФАС22-ОВ/06-14 от 18 августа 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 25 июня 2014                                    г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 09 июля 2014

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Б <…>;

Члены Комиссии:    

С<…>

О<…>,

рассмотрев дело № 78-ФАС22-ОВ/06-14 по признакам нарушения администрацией Тогульского района Алтайского края пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном расширении перечня документов, предъявляемых для получения градостроительного плана земельного участка в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана застроенного или предназначенного для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельного участка (утв. постановлением администрации Тогульского района от 19.06.2012 № 174),

 

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления Алтайского края установлено, что постановлением администрации Тогульского района Алтайского края № 174 от 19.06.2012 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного  плана застроенного или предназначенного для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельного участка» утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана застроенного или предназначенного для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельного участка (далее – регламент).

Получателями муниципальной услуги являются физические и юридические лица (раздел 2 пункт 2.1.2 регламента).

Пунктом 2.6 раздела 2 регламента установлен перечень документов, которые необходимы для выдачи ГПЗУ:

-  заявление о подготовке и выдаче градостроительного плана застроенного или предназначенного для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельного участка (подпункт 2.6.1.1);

-  правоустанавливающие документы на земельный участок, зарегистрированные в установленном порядке (подпункт 2.6.1.2);

- кадастровый паспорт земельного участка (подпункт 2.6.1.3);

- кадастровые (технические) паспорта на объекты капитального строительства (при наличии таковых на данном земельном участке) (подпункт 2.6.1.4).

Основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги по выдаче ПЗУ является не представление документов, предусмотренных пунктом 2.6 настоящего регламента (пункт 2.8 раздела 2 регламента).  

В связи с установленными признаками нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» УФАС по Алтайскому краю на основании приказа УФАС по Алтайскому краю № 233 от 17.06.2014 в отношении администрации Тогульского района Алтайского края возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 78-ФАС22-ОВ/06-14.

 От администрации Тогульского района Алтайского края поступило ходатайство о рассмотрении дела № 78-ФАС22-ОВ/06-14 без участия представителей ответчика (вх. № 6571 от 23.06.2014).

Согласно ответу администрации Тогульского района (вх. № 6571 от 23.06.2014)  в постановление администрации района от 19.06.2012 № 174 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительного плана застроенного или предназначенного для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельного участка» внесены изменения (постановление администрации Тогульского района от 22.05.2013 № 157 и от 01.07.2013 № 203).

Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.

Согласно п. 1. ч. 1 ст. 7  Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения,  возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов (пункт 2 части 1 статьи 7  Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Частью 6 статьи 7  Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа. Такими документами являются в том числе:

- документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;

- учредительные документы юридического лица;

- правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги - предоставление градостроительного плана земельного участка урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

ГрК РФ устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам (часть 1 статья 44 ГрК РФ). В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 статьи 46  ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (пункт 17 статьи 46 ГрК РФ).

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования ГПЗУ и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица, а также правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такая позиция отражена в Определении Верховного суда от 09.08.2012г. № АПЛ12-449, письме Госстроя от 17.12.2012г. № 3427-ВК/11/ГС.

Таким образом, включение в перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению на выдачу ГПЗУ: правоустанавливающих документов на земельный участок, зарегистрированных в установленном порядке (подпункт 2.6.1.2); кадастровых паспортов земельного участка (подпункт 2.6.1.3); кадастровых (технических) паспортов на объекты капитального строительства (при наличии таковых на данном земельном участке) (подпункт 2.6.1.4) не предусмотрено действующими нормативными правовыми актами.

Не смотря на то, что законодательством не установлено предоставление со стороны заявителя дополнительных документов для получения ГПЗУ, администрация Тогульского района Алтайского края в нарушение части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определила список документов в регламенте, который, по её мнению, необходим для получения ГПЗУ, чем создала препятствия для хозяйствующих субъектов в получении бесплатной муниципальной услуги.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

На основании изложенного, действия администрации Тогульского района Алтайского края, выразившиеся в утверждении постановлением администрации Тогульского района от 19.06.2012 № 174 административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного  плана застроенного или предназначенного для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельного участка, в котором установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством (подпункты 2.6.1.2, 2.6.1.3, 2.6.1.4 пункта 2.6), образуют нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Постановлением администрации Тогульского района от 01.07.2013 № 203 в соответствии с требованиями пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» пункты 2.6 – 2.9 административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного  плана застроенного или предназначенного для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельного участка (утв. постановлением администрации Тогульского района от 19.06.2012 № 174) изложены в новой редакции, в том числе перечень документов, предоставляемых физическим или юридическим лицом для получения муниципальной услуги, подпунктом 2.6.1 которого установлено представление только запроса (заявления) на подготовку и выдачу градостроительного плана земельного участка согласно приложению №2 к административному регламенту.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать действия администрации Тогульского района Алтайского края, выразившиеся в утверждении постановлением администрации Тогульского района от 19.06.2012 № 174 административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного  плана застроенного или предназначенного для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельного участка, в котором установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством (подпункты 2.6.1.2, 2.6.1.3, 2.6.1.4 пункта 2.6), -  противоречащими пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункту 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

2. Прекратить рассмотрение дела № 78-ФАС22-ОВ/06-14 в отношении администрации Тогульского района Алтайского края в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.  

Связанные организации

Связанные организации не указаны