Решение б/н Решение по делу № 79-ФАС22-ОВ/06-14 от 18 августа 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 25 июня 2014                                    г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 09 июля 2014

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Б <…>;

Члены Комиссии:    

С<…>;

О<…>,

рассмотрев дело № 79-ФАС22-ОВ/06-14 по признакам нарушения администрацией Бурлинского района Алтайского края пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном расширении перечня документов, предъявляемых для получения градостроительного плана земельного участка в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги по подготовке и утверждению градостроительного плана земельного участка (утв. постановлением администрации Бурлинского района от 06.08.2012 № 245),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления Алтайского края установлено, что постановлением администрации Бурлинского района Алтайского края № 245 от 06.08.2012 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по подготовке и утверждению градостроительного плана земельного участка на территории муниципального образования Бурлинский район Алтайского края» утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по подготовке и утверждению градостроительного плана земельного участка (далее – регламент).

Получателями муниципальной услуги являются заказчики (застройщики) - физические или юридические лица, в собственности, аренде, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которых находится земельный участок (пункт 1.2 раздела 1 регламента).

Пунктом 2.6.1 раздела 2 регламента установлен перечень документов, которые необходимы для выдачи ГПЗУ:

          -  заявление о подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка;

          - оригинал или нотариально заверенная копия документа, подтверждающего полномочия физического или юридического лица на обращение с заявлением о предоставлении муниципальной услуги от имени заявителя, если с заявлением обращается представитель заявителя;

          - копия паспорта (для физических лиц);

          - откорректированный топографический план земельного участка в масштабе 1:500;

          - при наличии на земельном участке объектов недвижимости копии кадастровых паспортов зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства или копии технических паспортов данных объектов.

Основанием для отказа в приеме документов, необходимых для  предоставления муниципальной услуги является: непредставление документов, указанных в пункте 2.6.1 регламента; предоставление документов неуполномоченным лицом; предоставленные документы написаны неразборчиво, с помарками и подчистками; заявление не подписано или  подписано лицом, полномочия которого не подтверждены документально (пункт 2.7 раздела 2 регламента).  

В связи с установленными признаками нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» УФАС по Алтайскому краю на основании приказа УФАС по Алтайскому краю № 234 от 17.06.2014 в отношении администрации Бурлинского района Алтайского края возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 79-ФАС22-ОВ/06-14.

 От администрации Бурлинского района Алтайского края поступило ходатайство о рассмотрении дела № 79-ФАС22-ОВ/06-14 без участия представителей ответчика (вх. № 682 от 25.06.2014).

Согласно ответу администрации Бурлинского района (вх. № 682 от 25.06.2014) постановление администрации от 06.08.2012 № 245 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по подготовке и утверждению градостроительного плана земельного участка» признано утратившим силу (постановление администрации Бурлинского района от 24.06.2014 № 174).

Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.

Согласно п. 1. ч. 1 ст. 7  Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения,  возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов (пункт 2 части 1 статьи 7  Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Частью 6 статьи 7  Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа. Такими документами являются в том числе:

- документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;

- учредительные документы юридического лица;

- правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги - предоставление градостроительного плана земельного участка урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

ГрК РФ устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам (часть 1 статья 44 ГрК РФ). В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 статьи 46  ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (пункт 17 статьи 46 ГрК РФ).

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования ГПЗУ и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица, а также правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такая позиция отражена в Определении Верховного суда от 09.08.2012г. № АПЛ12-449, письме Госстроя от 17.12.2012г. № 3427-ВК/11/ГС.

            Таким образом, включение в перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению на выдачу ГПЗУ: откорректированного топографического плана земельного участка в масштабе 1:500; при наличии на земельном участке объектов недвижимости копии кадастровых паспортов зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства или копии технических паспортов данных объектов не предусмотрено действующими нормативными правовыми актами.

Не смотря на то, что законодательством не установлено предоставление со стороны заявителя дополнительных документов для получения ГПЗУ, администрация Бурлинского района Алтайского края в нарушение части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определила список документов в регламенте, который, по её мнению, необходим для получения ГПЗУ, чем создала препятствия для хозяйствующих субъектов в получении бесплатной муниципальной услуги.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

На основании изложенного, действия администрации Бурлинского района Алтайского края, выразившиеся в  утверждении постановлением администрации Бурлинского района от 06.08.2012 № 245 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и утверждению градостроительного плана земельного участка, в котором установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством (абзацы 5, 6 пункта 2.6.1), образуют нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Постановлением администрации Бурлинского района от 24.06.2014 № 174 признано утратившим силу постановление администрации Бурлинского района от 06.08.2012 № 245.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать действия администрации Бурлинского района Алтайского края, выразившиеся в  утверждении постановлением администрации Бурлинского района от 06.08.2012 № 245 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и утверждению градостроительного плана земельного участка, в котором установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством (абзацы 5, 6 пункта 2.6.1), -  противоречащими пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункту 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

2. Прекратить рассмотрение дела № 79-ФАС22-ОВ/06-14 в отношении администрации Бурлинского района Алтайского края в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

 

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.  

Связанные организации

Связанные организации не указаны