Решение №14-ФАС22-АМ/04-12 Р Е Ш Е Н И Е № 14-ФАС22-АМ/04-12 от 28 мая 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 14-ФАС22-АМ/04-12

Резолютивная часть решения оглашена «17» мая 2012г. г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено «28» мая 2012г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

С<…> - заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

Б<…> – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

М<…> – начальник аналитического отдела,

В<…> – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

А<…> - главный специалист-эксперт аналитического отдела,

рассмотрев дело № 14-ФАС22-АМ/04-12 по признакам нарушения ИП Одеровым<…> (<…>), ИП Логвиненко <…> (<…>), ИП Мограбяном <…> (<…>), ИП Дощинским <…> (<…>) ООО «Премиум-Л» (658400, Алтайский край, Локтевский район, п.Ремовский, ул.Комарова, 2-Б) пункта 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

По результатам проведения управлением ФАС по Алтайскому краю анализа конкурентной среды на локальных рынках розничной реализации ГСМ в Алтайском крае за 2011 год и первый квартал 2012 года, а также на основании данных мониторинга розничных цен на ГСМ установлено, что ИП Одеров <…>, ИП Логвиненко <…>, ИП Мограбян<…>., ИП Дощинский <…>, ООО «Премиум-Л» в январе-марте 2012г. при осуществлении розничной реализации ГСМ через АЗС, находящиеся на территории Локтевского района Алтайского края, поддерживали одинаковые розничные цены на бензин АИ-92 в размере 24,5 рублей за литр.

Данные обстоятельства послужили основанием для принятия решения о возбуждении дела по признакам нарушения п.1 ч.1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающего согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

В результате анализа динамики цен на бензин АИ-92, реализуемый хозяйствующими субъектами через АЗС, находящиеся на территории Локтевского района Алтайского края, выявлено следующее.

ИП Одеров <…> с 01.01.2012 года установил цены на бензин марки Аи-92 в размере 24,50 руб./литр (две АЗС в г. Горняк), в течение первого квартала 2012 года названный предприниматель цены не менял, таким образом, в период с января по март включительно поддерживались цены на уровне 24,50 руб./литр.

ИП Логвиненко <…> розничную цену бензина АИ-92 на АЗС в размере 24,50 руб/л определил с 01.12.2011 года и поддерживал на этом уровне весь период с января по 31 марта 2012 года без изменений.

ИП Мограбян <…> цену бензина марки АИ-92 на уровне 24,50 руб./литр установил с 1 декабря 2011 года и поддерживал этот уровень весь период 1 квартала 2012 года.

ИП Дощинский <…> цену бензина марки АИ-92 в размере 24,50 руб/литр на 2012 год определил распоряжением № 3 от 28.12.2011 года, цена оставалась на этом же уровне и не менялась по состоянию на 31 марта 2012 года.

ООО «Премиум-Л» приказом №133 от 30 ноября 2011 года установил розничную цену на бензин АИ-92, реализуемый через АЗС, расположенную в пос. Ремовский, в размере 24,50 руб/л. Далее, приказом № 18 от 26 марта 2012 года утверждена цена бензина Аи-92 на этом же уровне. Весь период первого квартала 2012 года цена бензина поддерживалась на одном и том же уровне- 24,50 руб/л.

Таким образом, в период с января по 31 марта 2012 года ИП Одеров <…>, ИП Логвиненко <…>, ИП Мограбян <…>, ИП Дощинский <…>, ООО «Премиум-Л», реализующие в розницу бензин марки Аи-92, поддерживали цены на одном уровне – 24,50 рублей за литр.

Поддержание цен на ГСМ в период с января по 31 марта 2012 года на одном уровне у рассматриваемых хозяйствующих субъектов - участников розничного рынка ГСМ в Локтевском районе соответствуют определению согласованных действий по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;

2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;

3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем один год или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год.

В ходе рассмотрения дела управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю во исполнение приказа ФАС России от 28.04.2010г. № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» провело анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке розничной реализации автомобильных бензинов в Локтевском районе Алтайского края. Основная задача анализа – оценка состояния конкурентной среды на соответствующем товарном рынке.

В ходе анализа рынка были определены продуктовые и географические границы рынка, состав хозяйствующих субъектов и объем товарного рынка, а также выявлены барьеры входа на рынок и сделаны выводы о состоянии конкурентной среды.

Временной интервал исследования определен 2011 годом. Это обусловлено следующими обстоятельствами. Согласно п. 2.1. Порядка проведения анализа временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования. Системный анализ норм Порядка проведения анализа позволяет сделать вывод, что определение условий, которые сложатся на рассматриваемом товарном рынке после совершения действий, за которыми осуществляется государственный антимонопольный контроль, т.е. перспективный анализ рынка, необходим в случаях, перечисленных в п.2.2 Порядка, при формировании же Реестра хозяйствующих субъектов, а также при рассмотрении дел по признакам нарушения статей 10 и 11 Закона "О конкуренции»; необходимо изучение сложившихся характеристик товарного рынка. Поэтому, при рассмотрении дела, временной интервал определен годом, предшествующим согласованным действиям. Именно такое определение временного интервала позволяет сгладить сезонные колебания в объемах реализации ГСМ в течение года.

Продуктовые границы рынка определены с учетом дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам автомобильных бензинов и дизельного топлива.

Географические границы рынка определены с учетом условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями, сложившимися схемами приобретения товара, обусловленными наличием и расположением транспортной инфраструктуры. Учитывая наличие маршрутов регулярного движения автотранспорта, организационно-транспортные схемы приобретения бензина на розничном рынке потребителями (расположение автозаправочных станций, расстояние, маршрут следования до автозаправочной станции и т.д.). Географические границы розничного рынка бензина автомобильного локализованы в административных границах Локтевского района.

По данным администрации Локтевского района, на территории района в первом квартале 2012 года розничную реализацию бензинов автомобильных и дизельного топлива через автозаправочные станции осуществляли семь хозяйствующих субъектов: ИП Одеров <…> (2 АЗС), ИП Логвиненко<…>(1 АЗС), ИП Мограбян <…> (1 АЗС), ИП Дощинский <…>(2 АЗС), ООО «Премиум-Л» (1 АЗС), ИП Модяр <…> (1 АЗС) и ОАО НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт» (1 АЗС).

В результате расчетов объемов товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке установлено, что рынок розничной реализации бензина АИ-92 в Локтевском районе характеризуется высоким уровнем концентрации (CR-3), составляющий более 77,5%, наибольшие объемы реализации приходятся на ОАО НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт», ИП Логвиненко <…>, ИП Мограбян <…> и ИП Дощинский <…> При этом доли хозяйствующих субъектов по маркам бензина распределились следующим образом. За 2011 год доля ИП Мограбян<…> составила по бензину АИ-92 – 28,5%. Доля ИП Логвиненко <…> по бензину Аи-92 составила 21,7%. ИП Дощинский <…> имеет долю в размере 16,2%. Доля ОАО НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт» по бензину Аи-92 составляет 27,3%.

В результате анализа установлено, что по степени развития конкуренции, рынок розничной реализации ГСМ на территории Локтевского района относится к рынкам с недостаточно развитой конкуренцией. Данный вывод сделан исходя из степени концентрации рынка.

Поддержание цен на рассматриваемых предприятиях в период с января по март 2012 года соответствуют интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов. В условиях высокой степени концентрации рынка изменение цен каждым из них в сторону увеличения либо уменьшения выгодно только в случае соответствующего ответного изменения цен остальными хозяйствующими субъектами. В противном случае инициатор изменения цен рискует потерять рентабельность продаж за счет снижения их объемов, связанного с тем, что потребитель выберет продавца аналогичного товара, но с более низкой ценой.

Специфика данного рынка состоит в том, что он является «прозрачным», т.е. информация о ценах конкурирующих организаций легко доступна, т.к. цена указывается на стелах АЗС, и это дает возможность каждому из них устанавливать розничные цены на своих АЗС с учетом цен конкурентов.

Так, ИП Дощинский <…> имел торговую наценку при реализации бензина АИ-92 в 1 квартале 2012 года на уровне 9,8%. ИП Мограбян<…> имел среднюю торговую наценку при продажах бензина АИ-92 в размере 11,4%. ИП Одеров <…> имел торговую надбавку по бензину АИ-92 на уровне 7,8%, ИП Логвиненко <…> – 4,2%, ООО «Премиум-Л» - 9,4%. Таким образом, в указанный период времени все хозяйствующие субъекты имели положительную торговую наценку, что, безусловно, соответствует их интересам в условиях одновременного поддержания всеми участникам рынка одного уровня цен.

Действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Наличие разных поставщиков автомобильного топлива определяет и различные оптовые цены на ГСМ. В частности, производственная себестоимость заводов - производителей различна в силу особенностей технологического процесса, стоимости сырья и т.д.; транспортные издержки, которые включаются в стоимость ГСМ, также неодинаковые ввиду разной удаленности и территориального расположения НПЗ. В результате анализа цен поставщиков для операторов розничного рынка ГСМ Локтевского района установлено следующее.

Действительно, изменение закупочных цен, рост инфляции, и тарифов, оказывает определенное (но не определяющее) влияние на деятельность хозяйствующих субъектов – участников рынка розничной реализации нефтепродуктов. Между тем, единообразное и синхронное повышение розничных цен на автомобильное топливо экономически не обосновано, поскольку вышеперечисленные экономические факторы не оказывают равного влияния на всех участников розничного рынка ГСМ.

Относительно единообразная и синхронная динамика изменения цен в январе-марте 2012 года не носит случайный характер, поскольку изменения розничных цен на автомобильное топливо вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, в частности, поставщиков ГСМ и транспортных организаций. Однако, перечисленные выше факторы не в равной мере влияют на каждого из хозяйствующих субъектов. Поставщиком бензина АИ-92 для ИП Одеров <…> является ООО «Топаз» (г. Рубцовск), ООО «АТЭК» (Барнаул), средняя отпускная цена в период с января по март 2012 года составляла 22,73 руб./литр включая НДС). Поставщиком бензина АИ-92 для ИП Дощинского <…> является ООО «ПромСервис», средняя отпускная цена бензина АИ-92 за названный период составила 22,32 рубля за литр. Поставку бензина АИ-92 для ИП Мограбяна <…> осуществляли ОАО «Газпромнефть-Алтай» и ОАО «НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт". В январе-марте 2012 года бензин поставлялся по цене 22,00 руб/литр. Своих поставщиков имеют и все остальные участники рынка розничной реализации бензина АИ-92 в Локтевском районе.

Таким образом, хозяйствующие субъекты имеют разных поставщиков ГСМ и разный уровень закупочных цен, несмотря на это, в течение января — марта 2012 года они поддерживают одинаковый уровень цен на всех АЗС, что, безусловно, соответствует их интересам, поскольку обеспечивает доходность продаж.

На заседание Комиссии управления ФАС по Алтайскому краю, состоявшееся 17.05.2012г., предприниматели и представители общества не явились, но представили в материалы дела письменные пояснения по рассматриваемому вопросу, в которых ИП Одеров <…>, ИП Логвиненко <…>, ИП Мограбян <…>, ИП Дощинский <…>, ООО «Премиум-Л» отрицали согласованность действий, мотивируя поддержание розничных цен на одном уровне экономической необходимостью, в частности, повышением закупочных цен на ГСМ, инфляционными процессами и т.п. В обоснование своей позиции ссылались на то, что цены на бензин и дизельное топливо устанавливались на основе цен, сложившихся на товарном рынке в данный период.

Пунктом 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Учитывая вышеизложенное, ИП Одеров<…>, ИП Логвиненко <…>, ИП Мограбян <…>, ИП Дощинский <…>, ООО «Премиум-Л» в январе-марте 2012г. при осуществлении розничной реализации ГСМ через АЗС, находящиеся на территории Локтевского района Алтайского края, поддерживали одинаковые розничные цены на бензин АИ-92 в размере 24,5 рублей за литр.

Действия ИП Одерова<…>, ИП Логвиненко <…>, ИП Мограбяна<…>, ИП Дощинского <…>, ООО «Премиум-Л», выразившиеся в поддержании в январе-марте 2012г. при осуществлении розничной реализации ГСМ через АЗС, находящиеся на территории Локтевского района Алтайского края одинаковых розничных цен на бензин АИ-92 в размере 24,5 рублей за литр, являются согласованными действиями и противоречат пункту 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

  1. Признать действия ИП Одерова<…>, ИП Логвиненко <…>, ИП Мограбяна <…>, ИП Дощинского<…>, ООО «Премиум-Л», выразившиеся в поддержании в январе-марте 2012г. при осуществлении розничной реализации ГСМ через АЗС, находящиеся на территории Локтевского района Алтайского края, одинаковых розничных цен на бензин АИ-92 в размере 24,5 рублей за литр, согласованными действиями и противоречащими пункту 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать ИП Одерову <…>, ИП Логвиненко <…> ИП Мограбяну <…>, ИП Дощинскому <…> ООО «Премиум-Л» предписание о прекращении согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем проведения самостоятельной ценовой политики при формировании цены розничной реализации бензинов автомобильных исходя из суммы необходимых для реализации этих товаров расходов и прибыли.

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны