Заключение №№ 3343/7 Заключение об обстоятельствах дела № 022/01/14.2-750/2020 от 26 августа 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «ИФК «РусьЭнерго»

Л.Толстого ул., д. 20в

г.Барнаул, 656065

ООО «Барнаулгоргаз»

Радищева пер., 8

г.Барнаул,656043

Заключение

об обстоятельствах дела № 022/01/14.2-750/2020

26 августа 2021 года г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 022/01/14.2-750/2020 по признакам нарушения ООО «ИФК «РусьЭнерго» запрета на недобросовестную конкуренцию, установленного статьей 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствие на заседании представителя ответчика – ООО «ИФК РусьЭнерго» <...> по доверенности,

в отсутствии представителя заявителя – ООО «Барнаулгоргаз» (Общество извещено надлежащим образом),

в отсутствии гр. <...>, привлеченной к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах (извещена надлежащим образом, и

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

в действиях ООО «ИФК РусьЭнерго», выразившихся во введении потребителей (абонентов ООО «Барнаулгоргаз») в заблуждение относительно того, что только ответчик, являясь специализированной организацией, имеет право выполнять первичные пусконаладочные работы ВДГО («пуск котла»), нарушение установленного статьей 14.2 Закона о защите конкуренции запрета на недобросовестную конкуренцию.

Данное обстоятельство выражается в следующем.

Дело № 022/01/14.2-750/2020 возбуждено в связи с неисполнением в добровольном порядке ООО «ИФК «РусьЭнерго» предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, которое было выдано Обществу 30 июля 2020 года по результатам рассмотрения заявления ООО «Барнаулгоргаз» о недобросовестной конкуренции со стороны Общества на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (далее – ТО ВДГО) на территории города Барнаула Алтайского края.

Обращаясь в антимонопольный орган, заявитель указал, что ООО «ИФК «РусьЭнерго» среди абонентов ООО «Барнаулгоргаз» незаконно, без заключения договора на ТО ВДГО взимаются денежные средства за услуги «по первичному пуску газового оборудования (котла)». В качестве доказательств представлено обращение жителя города Барнаула <...> к ООО «Барнаулгоргаз» о даче разъяснений, имеет ли право ООО «Барнаулгоргаз» оказывать услуги ТО ВДГО и законно ли ООО «ИФК «РусьЭнерго» взимает плату за работу по пусконаладке газового оборудования.

Согласно материалам дела, 25 марта 2020 года между жителем города Барнаула <...> (заявитель) и ООО «ИФК «РусьЭнерго» (исполнитель) заключен договор №ИРЭ_ТПб_84 о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения.

Цена указанного договора составляет 5 363,15 рублей, оплата производится в два этапа: I – 50% в течение 11 дней со дня заключения договора, II – 50% в течение 11 дней со дня подписания акта о подключении (технологическом присоединении) (пункт 3 договора).

Антимонопольным органом установлено, что в рамках исполнения договора технологического присоединения в мае 2020 года <...> при оплате второй части суммы по договору дополнительно в пользу ООО «ИФК «РусьЭнерго» была оплачена услуга «работы по первичному пуску настенного газового котла» в размере 1550 рублей, что подтверждается имеющимся в материалах дела документом №000019094 от 25.03.2020г., именуемым «памятка клиенту для оплаты», чеком об оплате от 06.05.2020г.

Вместе с тем, сотрудники ООО «ИФК «РусьЭнерго», как указывает в своем обращении гр.<...>, были поставлены ею в известность, что на эти виды работ («пуск и наладку котла») у нее заключен договор с ООО «Барнаулгоргаз», на что был получен ответ от сотрудников ООО «ИФК «РусьЭнерго», что ООО «Барнаулгоргаз» не имеет права проводить подобного рода работы и заключать соответствующие договоры, так как специализированной организацией является ООО «ИФК «РусьЭнерго».

Таким образом, помимо платы за подключение, установленной в вышеуказанном договоре в размере 5 363,15 руб., потребителю было предложено оплатить пусконаладочные работы газового котла, что и было впоследствии потребителем сделано по причине введения его в заблуждение относительно наличия лишь у ООО «ИФК «РусьЭнерго» права проводить подобного рода работы, и отсутствия такового у ООО «Барнаулгоргаз», в т.ч. на заключение соответствующих договоров.

Привлеченная к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, гр.<...> факт обращения с заявлением в ООО «Барнаулгоргаз» в виду ее дезинформации со стороны ООО «ИФК «РусьЭнерго» (по доводам, изложенным в обращении) подтвердила, указав, что в итоге запуск котла был осуществлен силами ООО «Барнаулгоргаз», денежные средства в размере 1550 рублей ей ООО «ИФК «РусьЭнерго» были возвращены.

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, определен постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила № 1314).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 1314 подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения является совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.

На основании статьи 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ
«О газоснабжении в Российской Федерации» государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

Приказом ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18 утверждены Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину.

В соответствии с пунктом 8 данного приказа для расчета размера платы за технологическое присоединение и (или) размера стандартизированных тарифных ставок учитываются расходы на выполнение ГРО следующих мероприятий:

- выполнение ГРО технических условий, в том числе разработку проектной документации и проведение экспертизы проектной документации, и (или) проведение экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов (в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации) и осуществление строительных мероприятий;

- мониторинг ГРО выполнения Заявителем технических условий и осуществление фактического присоединения.

В состав расходов ГРО на мониторинг выполнения Заявителем технических условий и осуществление фактического присоединения объектов капитального строительства Заявителя к газораспределительной сети и проведением пуска газа в газоиспользующее оборудование Заявителя входят, в том числе расходы:

- на проверку соответствия сети газопотребления и установленного газоиспользующего оборудования техническим условиями разработанной в соответствии с ними исполнительной (технической) документации, проектной документации (если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации) на сеть газопотребления объекта капитального строительства;

- на приобретение газа, используемого на продувку газопроводов и газоиспользующего оборудования.

Таким образом, в рамках технологического присоединения первичный пуск газа осуществляется исключительно газораспределительной организацией, а расходы на его проведение учитываются при установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину.

Однако в эти расходы не входят работы, непосредственно связанные с запуском и настройкой газового оборудования, т.е. с проведением пусконаладочных работ газоиспользующего оборудования, которым в рассматриваемом случае является котел.

Исходя из Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 (далее – Правила № 410), а также Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, следует, что запуск и настройка газового оборудования (пусконаладочные работы) не входят в работы, выполняемые при подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения, а выполняется в рамках технического обслуживания внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования является самостоятельным товарным рынком, услуги на котором оказывают специализированные организации.

Понятие специализированной организации закреплено в Правилах № 410. Ею признается организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе газораспределительная организация, соответствующая требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с пунктом 40 части 2 статьи 8 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно реестру организаций, размещенному на официальном сайте Государственной инспекции Алтайского края, ООО «Барнаулгоргаз» и ООО «ИФК «РусьЭнерго» на территории г.Барнаула Алтайского края осуществляют деятельность по техническому обслуживанию ВДГО, следовательно, являются специализированными организациями.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что товарным рынком является сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Проведенный антимонопольным органом анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в Алтайском крае, показал, что на территории края данные услуги оказывают 13 хозяйствующих субъектов – специализированных организаций, среди которых представлены ООО «ИФК «РусьЭнерго», ИНН 2225099289 и ООО «Барнаулгоргаз», ИНН 2225181737.

С учетом изложенного, ООО «ИФК «РусьЭнерго» и ООО «Барнаулгоргаз» являются конкурентами на рынке технического обслуживания внутридомового газового оборудования в границах Алтайского края, следовательно, добросовестная конкуренция между указанными участниками рынка заведомо предполагается.

Главой 2.1. Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, под которой, согласно пункту 9 статьи 4 Закона, понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Из материалов заявления следует, что услуги по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства жителя города Барнаула, обратившегося за разъяснениями в ООО «Барнаулгоргаз», включая врезку и пуск газа в газоиспользующее оборудование, были оказаны в рамках договора о подключении (технологическом присоединении) ООО «ИФК «РусьЭнерго», являющимся газораспределительной организацией (включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в соответствии с приказом ФАС России от 22.032017г. № 374/17).

Данный факт вытекает из существа выполняемых работ в рамках подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения, завершающим этапом которого в соответствии с пп. «е» п. 3 Правил № 1314, является осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

Согласно пункту 89 Правил № 1314, заявитель несет имущественную и эксплуатационную ответственность в границах земельного участка, исполнитель (ГРО) несет балансовую и эксплуатационную ответственность до границ земельного участка, кроме случая, указанного в пункте 112 настоящих Правил.

Пусконаладочные работы, понятие которых содержится в постановлении Правительства РФ от 17.05.2002 № 317 «Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации», внутридомового газоиспользующего оборудования, исходя из анализа вышеуказанных норм законодательства, выходят за рамки комплекса работ по подключению (технологическому присоединению).

Тем самым, пусконаладочные работы внутридомового газоиспользующего оборудования («пуск котла») имеет право осуществлять, в том числе и та организация, с которой у потребителя заключен договор на ТО ВДГО, в рамках заключения отдельного соглашения.

Из обстоятельств дела следует, что ООО «ИФК «РусьЭнерго», будучи осведомленным о данном факте от самого потребителя, ввело <...> в заблуждение относительно того, что ООО «Барнаулгоргаз» не имеет права проводить пусконаладочные работы внутридомового газоиспользующего оборудования («пуск котла»), поскольку не является специализированной организацией, распространив указанные сведения при исполнении договора о технологическом присоединении посредством своих сотрудников, а также выдав документ №000019094 от 25.03.2020г. (памятка клиенту для оплаты), где, наряду с оплатой второй части суммы по договору за услуги по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения,<...> предложено оплатить работы по «первичному пуску настенного газового котла» в размере 1550,00 рублей.

Статьей 14.2 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение, при этом запрещается вводить в заблуждение любых лиц (потребителей, контрагентов, конкурентов).

Материалы и обстоятельства дела свидетельствуют о том, что по результатам восприятия информации об отсутствии у ООО «Барнаулгоргаз» права проводить пусконаладочные работы газоиспользующего оборудования у гр.<...> сложилось ложное впечатление о ООО «Барнаулгоргаз», что побудило ее обратиться к Обществу за соответствующими разъяснениями, и создало угрозу перераспределения спроса на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию ВДГО.

Указанные действия направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречат требованиям российского законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее, чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела.

Лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны