Решение №АК/7806/23 Решение от 16 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 022/10/18.1-1216/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 11 октября 2023 г. г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 16 октября 2023 г.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

К<...>– заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок;

Члены Комиссии:

К<...>– начальника отдела контроля органов власти;

Б<...> – главного специалиста – эксперта отдела контроля органов власти,

с участием от заявителя – ООО «Адель» (ИНН 5404492332, ОГРН 1135476135860) – не явились, к ВКС не подключились, ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей;

от организатора торгов – конкурсного управляющего ООО «<...>» П<...>– лично,

от оператора ЭТП «Аукционы Сибири» - не явились, к ВКС не подключились,

рассмотрев жалобу ООО «Адель» (вх. № 10486-ЭП/23 от 03.10.2023), перенаправленную из УФАС по Новосибирской области, на действия организатора торгов – конкурсного управляющего ООО «<...>» П<...> и оператора ЭТП ООО «Аукционы Сибири» при проведении торгов в форме аукциона (сообщение 12026713), в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «Адель» (вх. № 10486-ЭП/23 от 03.10.2023), перенаправленная из УФАС по Новосибирской области, на действия организатора торгов – конкурсного управляющего ООО «<...>» П<...>и оператора ЭТП ООО «Аукционы Сибири» при проведении торгов в форме аукциона (сообщение 12026713).

Из содержания жалобы следует, что, по мнению заявителя, ЭТП «Аукционы Сибири» неправомерно затягивала регистрацию ООО «Адель» на торговой площадке, что привело к нарушению ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Заявитель указывает, что действия ЭТП по предложению обществу за платной услугой к партнерам площадки по ускоренной регистрации также нарушает Закон о защите конкуренции. Заявитель действия конкурсного управляющего и ЭТП считает согласованными.

Кроме того, по мнению подателя жалобы, организатором торгов нарушен порядок проведения торгов, а именно: противоречие в сообщении о проведении торгов, размещенном на ЕФРСБ и в газете «Коммерсантъ», в части указания даты подведения итогов торгов; протоколы определения участников торгов размещены на ЭТП через 1 час 54 минуты после окончания времени приема заявок, фактически итоги торгов были 04.09.2023; в сообщении о проведении торгов не указаны сроки внесения задатка; ООО «Адель» отказано в допуске по основаниям, не предусмотренным п. 12 ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закона о банкротстве).

11.10.2023 в адрес УФАС по Алтайскому краю от ООО «Адель» поступило ходатайство, из содержания которого следует, что податель жалобы полностью поддерживает доводы жалобы и просит рассмотреть жалобу без участия представителей заявителя.

Ко дню рассмотрения жалобы от ООО «Аукционы Сибири» поступили письменные пояснения по доводам жалобы, из содержания которых следует, что заявление на регистрацию ООО «Адель» на электронной площадке рассмотрено в соответствии с действующим законодательство, регламентом электронной площадки, в установленные сроки. Все поступившие заявки на регистрацию рассматриваются разными сотрудниками оператора, им не присваивается статус «повторная» или «первичная», они поступают в общую очередность рассмотрения и рассматриваются в порядке очередности. Кроме того, из содержания пояснений следует, что в момент отправки заявки на регистрацию, после нажатия кнопки «Подписать и отправить заявку на регистрацию» на экране сайта площадки выводится уведомление о том, что «Ваша заявка на регистрацию получена оператором и будет рассмотрена в течении трёх рабочих дней. По результатам рассмотрения заявления Вам будет направлено уведомление на указанный в форме адрес электронной почты». При этом информация о дополнительных услугах не содержится. При отправке на регистрацию потенциальным участникам не предлагается услуга прохождения ускоренной регистрации. Электронная площадка не предоставляет услуг платной регистрации. Клиенту, видя его затруднения при регистрации, в качестве помощи была направлена информация об услуге по подготовке и анализу пакета документов для регистрации, предоставляемой компанией ООО «<...>». Заявитель самостоятельно решает обращаться ему за данной услугой либо нет.

Также, из содержания пояснений следует, что 05.09.2023 с электронного адреса <...>на электронный адрес технической поддержки <...> поступило письмо «Добрый день! Направляем заявку на участие в торгах № 11242 ОАОФ» с приложением файлов. В ответ на указанное письмо ЭТП направило разъяснение правила подачи заявки, а также информацию о том, что торги 11242-ОАОФ завершены 04.09.2023. В этот же день с адрес <...> на адрес технической поддержки <...> поступило еще одно письмо с ценовым предложением по лотам № 1 и 2 торгов № 11242-ОАОФ. Оператор повторно разъяснил, что торги завершены. Нарушения со стороны оператора ЭТП «Аукционы Сибири» отсутствуют.

11.10.2023 на заседании Комиссии УФАС организатор торгов пояснил, что действительно в тексте объявления «Коммерсантъ» указана дата подведения итогов торгов – 05.09.2023, что является технической ошибкой, верная дата – 08.09.2023. При этом, данная техническая ошибка не ограничивает количество участников торгов, не влияет на состояние конкуренции среди участников. В сроки установленные для подачи заявок на участие в оспариваемой процедуре поступила одна заявка по лоту № 1, иных заявок на участие в торгах ни по лоту № 1, ни по лоту № 2 не поступало. Подача любых заявок на участие в аукционе после наступления времени и даты окончания приема заявок невозможна, ввиду технических настроек системы работы ЭТП. При проведении электронных торгов на ЭТП подача заявок другим способом кроме как подача заявки через ЭТП не предусмотрена. По этой причине обращение ООО «Адель», поступившее на электронную почту конкурсного управляющего 05.09.2023 в 19 часов 35 минут рассмотрению не подлежало, о чем 06.09.2023 в 12 часов 58 минут заявителю направлен ответ. Поступивший задаток обществу возвращен.

В силу п. 17 ст. 110 Закона о банкротстве, в случае, если не были представлены заявки на участие в торгах или к участию в торгах был допущен только один участник, организатор торгов принимает решение о признании торгов несостоявшимися. В такой ситуации ожидание времени и даты непосредственного проведения торгов для составления итоговых протоколов законодательством не предусмотрено.

Относительно срока перечисления задатка организатор торгов пояснил, среди прочего, что прием заявок составил 26 рабочих дней, в течение указанного срока потенциальным участникам предоставлено право для ознакомления с имуществом и возможности заблаговременного перечисления задатка.

Изучив предоставленные сторонами доказательства и документы, имеющие отношение к содержанию жалобы, заслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества должника регулируется Законом о банкротстве, а также Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 N 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» (далее – Порядок № 495).

28.08.2023 ООО «Адель» подана заявка на регистрацию на ЭТП ООО «Аукционы Сибири».

На третий рабочий день, а именно - 31.08.2023 оператором ЭТП принято решение об отказе в регистрации по следующему основанию: «В заявке паспорт руководителя приложен в неполной редакции. Паспорт гражданина РФ, должен соответствовать п. 2 Описания бланка паспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 года № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации. Согласно вышеуказанному пункту, бланк паспорта содержит 20 страниц, включая первую страницу с изображением Государственного герба РФ и двадцатую страницу с извлечением из Положения о паспорте гражданина Российской Федерации. Просим повторно представить заявку.».

31.08.2023 ООО «Адель» повторно направило заявку на регистрацию на ЭТП ООО «Аукционы Сибири».

На третий рабочий день – 05.09.2023 оператором ЭТП принято решение о регистрации участника на ЭТП.

Пунктом 2.2 Порядка № 495 установлено, что для регистрации на электронной площадке заинтересованное лицо (далее - заявитель на регистрацию на электронной площадке) с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору электронной площадки заявление на регистрацию с приложением следующих документов и сведений: "...копий документов, удостоверяющих личность (для физических лиц, являющихся заявителями на регистрацию на электронной площадке или представителями заявителей, в том числе руководителями юридических лиц, являющихся заявителями на регистрацию на электронной площадке).

В силу п. 2.4 Порядка № 495 в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления заявления на регистрацию оператор электронной площадки обязан его рассмотреть и принять решение о регистрации либо об отказе в регистрации лица на электронной площадке.

Согласно п. 2.5 Порядка № 495 оператор электронной площадки отказывает в регистрации на электронной площадке в следующих случаях:

а) заявление на регистрацию и (или) являющиеся приложением к нему документы и (или) сведения не соответствуют требованиям, установленным пунктом 2.2 настоящего Порядка;

б) не представлены документы и (или) сведения, указанные в пункте 2.2 настоящего Порядка, либо не соблюдены условия, предусмотренные пунктом 2.3 настоящего Порядка;

в) представленные документы или сведения недостоверны.

Отказ в регистрации на электронной площадке по иным основаниям, кроме указанных в настоящем пункте, не допускается.

В случае принятия решения об отказе в регистрации на электронной площадке оператор электронной площадки направляет заявителю на регистрацию на электронной площадке уведомление, содержащее указание на основания принятия данного решения, предусмотренные подпунктами "а" - "в" настоящего пункта.

После устранения оснований для отказа в регистрации лицо вправе повторно подать заявление на регистрацию.

При этом ни Законом о банкротстве, ни Порядком № 495, ни регламентом работы площадки не установлены специальные нормы, предполагающие возможность дополнения (изменения) отклоненной заявки на регистрацию. Повторная же подача заявки на регистрацию в силу действующего законодательства подлежит рассмотрению в порядке раздела II. Регистрация на электронной площадке Порядка № 495.

Исходя из вышеизложенного, Комиссией УФАС в действиях оператора ЭТП по рассмотрению заявок ООО «Адель» на регистрацию на ЭТП, в части сроков рассмотрения заявок, нарушений не установлено.

Кроме того, Комиссией УФАС рассмотрены действия оператора ЭТП по отказу заявителю в приеме заявки на участие в оспариваемой процедуре, направленной на электронную почту оператор ЭТП - <...>, а также правомерности действий оператора по рекомендации обращения к партнерам за услугой платной ускоренной регистрации.

Пунктом 8.2 Регламента работы площадки установлено, что лицо, зарегистрированное на электронной площадке в качестве участника торгов, вправе подать заявку на участие в торгах посредством электронной формы, доступ к которой осуществляется из личного кабинета данного лица.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов также запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

К признакам ограничения конкуренции в соответствии с частью 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, относятся сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Для квалификации действий по части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен установить последствия тех или иных нарушений правил проведения конкурсов с точки зрения их фактического либо возможного негативного влияния на конкурентную среду.

В данном случае, Комиссией УФАС в действиях оператора ЭТП при рассмотрении заявки на регистрацию на ЭТП, на участие в оспариваемых торгах, действиях оператора по рекомендации обращения к партнерам за услугой платной ускоренной регистрации признаков нарушения антимонопольного законодательства, повлекшего недопущение, ограничение, устранение конкуренции, не установлено.

Кроме того, заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Доказательств, подтверждающих согласованные действия между организатором торгов и оператором ЭТП, которые бы привели к ограничению конкуренции, заявителем не представлено.

24.07.2023 на сайте ЕФРСБ размещено сообщение № 12026713 о проведении торгов на электронной торговой площадке ООО «Аукционы Сибири» http://ausib.ru (далее - ЭТП) в форме аукциона, открытого по способу подачи предложений о цене и составу участников. Торги проводятся в 10 ч. (мск) 07.09.2023 г. по продаже:

Лот 1: Право требования к <...> на сумму 282 664,05 руб., к <...> на сумму 246 617,72 руб., к <...> на сумму 128 195,30 руб., к <...> на сумму 95 896,30 руб., к <...> на сумму 16 580,36 руб. Нач. цена 73 189,75 руб.;

Лот 2: Право требования к <...> на сумму 1 633 230,68 руб. Нач. цена 161 991,87 руб.; Продажная цена ДЗ уменьшается пропорционально фактическому размеру уступаемой дебиторской задолженности. Шаг торгов – 5% от начальной цены.

Задаток в размере 20% от начальной цены вносится на счет ООО «<...>».

Прием заявок осуществляется с 08.00 ч. (мск) 31.07.2023 до 12.00 ч. (мск) 04.09.2023.

Итоги торгов подводятся по адресу ОТ в 12-00 ч. (мск) 08.09.2023 г.

Претенденты представляют оформленную в письменной форме на русском языке заявку (с приложением необходимых документов), в соответствии с порядком, установленным регламентом ЭТП, с учетом п. 11 ст. 110 ФЗ от 26.10.2002 года № 127-ФЗ и Приказа № 495 Минэкономразвития РФ от 23.07.2015 г., через сайт ЭТП оператору ЭТП.

Реквизиты для перечисления задатков: счет № 40702810312010583015 в Филиале «Корпоративный» ПАО «Совкомбанк», к/с 30101810445250000360, БИК 044525360.
Реквизиты для оплаты: счет № 40702810504500000940 в Точка ПАО Банка "ФК Открытие" г. Москва, к/с 30101810845250000999, БИК 044525999.

Ознакомление проводится в рабочие дни с 09.00 до 15.00 ч. (местного времени) (перерыв на обед с 12.00 – 13.00 ч.) периода приема заявок с учетом заблаговременного согласования (за 2 суток) точной даты и времени ознакомления по тел. +7 (3852) 405-205: с документацией, относящейся к имуществу - по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Молодежная, д. 26, оф. 401.

Комиссией УФАС установлено, что действительно в тексте объявления № 54030670658 от 29.07.2023 в газете «Коммерсантъ» указана дата подведения итогов торгов – 05.09.2023.

На заседании Комиссии УФАС организатор торгов пояснил, что это является технической ошибкой, верная дата – 08.09.2023.

Согласно абзацу 12 пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться дата, время и место подведения результатов торгов.

В соответствии с абзацем 8 части 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже имущества должника должны содержаться сведения о размере задатка, сроках и порядке внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток.

Комиссией УФАС установлено, что в сообщении о проведении оспариваемой процедуры не указан срок, в течение которого необходимо внесение задатка.

При этом Комиссия УФАС отмечает, наличие в тексте объявления № 54030670658 от 29.07.2023 в газете «Коммерсантъ» технической ошибки в части даты подведения итогов торгов, отсутствие в сообщении о проведении торгов указания на срок внесения задатка, не привела к сокращению количества участников торгов и не нарушает права заявителя при проведении оспариваемой процедуры.

Согласно абзацу 1 пункта 5.1 Порядка не позднее тридцати минут после окончания срока представления заявок на участие в торгах посредством программно-аппаратных средств сайта организатору торгов направляются все зарегистрированные заявки на участие в торгах, представленные и не отозванные до окончания срока представления заявок, и приложенные к ним документы с указанием даты и точного времени представления заявки на участие в торгах, порядкового номера регистрации каждой заявки.

Комиссией УФАС установлено, что 04.09.2023 организатором торгов после окончания приема заявок рассмотрена единственная заявка по лоту № 1, подписаны протоколы об определении участников торгов по лотам № 1 и № 2, подписаны протоколы о результатах торгов по лоту № 1 и решение о признании торгов несостоявшимися по лоту № 2.

Пунктом 17 ст. 110 Закона о банкротстве установлено, что в случае, если не были представлены заявки на участие в торгах или к участию в торгах был допущен только один участник, организатор торгов принимает решение о признании торгов несостоявшимися.

При этом, действующем законодательством не установлен запрет, в указном случае, для составления протоколов об определении участников, итоговых протоколов ранее сроков, установленных в сообщении о проведении торгов.

Комиссией УФАС установлено, что заявка ООО «Адель» направлена организатору торгов на электронную почту после окончания срока подачи заявок на участие в торгах.

В связи с тем, что заявка общества подана непосредственно на электронную почту организатора торгов (не через личный кабинет ЭТП), а также учитывая, что заявителем нарушен срок подачи заявки, Комиссия УФАС в действиях организатора торгов нарушения порка проведения торгов, в части отказа в допуске к участию, не установлено.

На заседание Комиссии УФАС организатор торгов представил копию договора уступки права требования (цессии), заключенного с участником, подавшим единственную заявку по лоту № 1.

Комиссия УФАС отмечает, что обжалование положений документации о проведении торгов допускается исключительно до окончания срока подачи заявок, поскольку такой подход, во-первых, обеспечивает равенство всех участников закупки в правах на обжалование положений закупочной документации, а во-вторых, предотвращает злоупотребление правом со стороны недобросовестных участников закупки, которые, ознакомившись с условиями закупки и документации, выразили согласие с ними путем подачи заявки, что является конклюдентными действиями, а затем, после истечения срока подачи заявок обратились антимонопольный орган с жалобой на данные условия.

В свою очередь, обжалование положений документации после окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями документации.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру.

Комиссией УФАС в действиях организатора торгов и оператора ЭТП не установлено нарушений порядка проведения торгов, а также признаков, указывающих на ограничение конкуренции при проведении оспариваемых торгов.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Адель» - необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

<...>

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

2023-7475

 

 

Связанные организации

ООО "Адель"
ИНН 5404492332, ОГРН 1135476135860
ООО "Аукционы Сибири"
ИНН 5501226840, ОГРН 1105543021319