Решение б/н Решение от 12 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Яндекс»

Льва Толстого ул., д. 16

г. Москва, 119021

Садовническая ул., д.82, стр.2,

БЦ «Аврора», подъезд №6

г. Москва, 115035

<...>

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/24-791/2021

Решение изготовлено в полном объеме 12 октября 2021 года г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – руководитель управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело №022/05/24-791/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространении рекламы медицинских услуг в сети интернет, в которой усматриваются признаки нарушения ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя и рекламораспространителя – ООО «Яндекс»,

УСТАНОВИЛА:

Письмом исх.№КТ/76173/21 от 09.09.2021г. ФАС России наделило Алтайское краевое УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в поисковой системе «Яндекс» рекламы медицинских услуг, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе в отношении ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543, ОГРН 1027700229193, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16).

Дело №022/05/24-791/2021 возбуждено по результатам мониторинга рекламной информации в сети интернет в поисковой системе Яндекс.

Лицом, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признано ООО «Яндекс». Рассмотрение дела назначено на 12.10.2021г.

ООО «Яндекс» представлены письменные пояснения, а также заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО «Яндекс» (вхд.№2111421 от 12.10.2021г.).

12.10.2021г. Комиссия, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела, 03.08.2021г. Алтайским краевым УФАС России выявлен факт размещения и распространения в поисковой системе Яндекс рекламы медицинских услуг с признаками нарушения Федерального закона «О рекламе».

При запросе «массаж барнаул» в первой строке отображается информация с пометкой «Реклама» следующего содержания: «Массаж в Барнауле. Закажите на Яндекс.Услугах uslugi.yandex.ru Массаж реклама Сравнивайте реальные цены и отзывы, и выбирайте проверенных мастеров! Не берем комиссию. 4 500 Услуг. 500 000 Исполнителей. Система рейтингов. Перейти на сайт Классический массаж Мастера классического массажа на Яндекс.Услугах Аппаратный массаж Подбор профессиональных мастеров аппаратного массажа Спортивный массаж Большой выбор предложений услуг от спортивных массажистов Тайский Предложения по тайскому массажу от салонов/частных мастеров».

При запросе информации «классический массаж» отображается информация с пометкой реклама: «Классический массаж. Закажите на Яндекс.Услугах uslugi.yandex.ru Массаж Реклама <…> Антицеллюлитный массаж Спортивный массаж Аппаратный массаж Тайский».

При запросе информации «тайский массаж» отображается информация с пометкой реклама: «Тайский массаж. Закажите на Яндекс.Услугах uslugi.yandex.ru Массаж Реклама <…> Классический массаж Спортивный массаж Аппаратный Антицеллюлитный».

При запросе информации «лечебный массаж» отображается информация с пометкой реклама: «Лечебный массаж. Закажите на Яндекс.Услугах uslugi.yandex.ru Массаж Реклама <…> Классический массаж Спортивный массаж Аппаратный массаж Тайский».

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Обозначенная выше информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», закрепленному в ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к медицинской услуге – массажу (классический, спортивный, тайский и др.).

Согласно ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Федеральным законом «О рекламе» установлены специальные требования к рекламе медицинских услуг.

Согласно ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе», реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В распространяемой наружной рекламе такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 5% рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Рассматриваемая реклама является рекламой медицинских услуг, следовательно, должна соответствовать требованиям ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе».

Согласно номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2017г. №804н к медицинской услуге относится - общий массаж медицинский (А21.01.001).

При запросе в поисковой системе «Яндекс» информации: «массаж барнаул», «классический массаж», «тайский массаж», «лечебный массаж», отображающаяся реклама не содержит предупреждения о противопоказаниях, что указывает на признаки нарушение ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе».

ООО «Яндекс» представлены письменные пояснения, согласно которым реклама была размещена Яндексом как рекламодателем в сервисе «Яндекс.Директ», принадлежащем Яндексу, в связи с чем при размещении рекламы не оформлялись какие либо договоры (заявки), платежные поручения и иные документы, а также не согласовывался рекламный макет. Яндекс обращает внимание, что при размещении рекламы была допущена техническая ошибка.

Комиссия, изучив представленные материалы, связанные с размещением и распространением рассматриваемой рекламы, приходит к выводу, что реклама медицинских услуг, отображающаяся в поисковой системе Яндекс при запросе информации: «массаж барнаул», «классический массаж», «тайский массаж», «лечебный массаж», распространена с нарушения ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе», поскольку в рекламе предупреждение о противопоказаниях отсутствует.

В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных ч.7 ст.24 настоящего Федерального закона, несет как рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, так и рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Антимонопольным органом установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543, ОГРН 1027700229193, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16).

ООО «Яндекс» в письменных пояснениях указывает, что в настоящее время реклама размещается с соблюдением требований, предусмотренных ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

12.10.2021г. Комиссией проведен осмотр рекламной информации, отображающейся в поисковой системе Яндекс при запросе информации: «тайский массаж», «лечебный массаж», «классический массаж», «массаж барнаул».

В результате наблюдения установлено следующее.

  1. В поисковой системе Яндекс при запросе информации «тайский массаж» отображается информация с пометкой реклама: «Тайский массаж. Закажите на Яндекс.Услугах uslugi.yandex.ru Массаж Реклама <…> Классический массаж Спортивный массаж Аппаратный Антицеллюлитный».

Реклама сопровождается предупреждением о противопоказаниях.

  1. В поисковой системе Яндекс при запросе информации «лечебный массаж» отображается информация с пометкой реклама: «Лечебный массаж. Закажите на Яндекс.Услугах uslugi.yandex.ru Массаж Реклама <…> Классический массаж Спортивный массаж Аппаратный массаж Тайский».

В рекламе предупреждение о противопоказаниях отсутствует.

  1. В поисковой системе Яндекс при запросе информации «классический массаж» отображается информация с пометкой реклама: «Классический массаж. Закажите на Яндекс.Услугах uslugi.yandex.ru Массаж Реклама <…> Антицеллюлитный массаж Спортивный массаж Аппаратный массаж Тайский».

В рекламе предупреждение о противопоказаниях отсутствует.

  1. В поисковой системе Яндекс при запросе информации «массаж барнаул» отображается информация с пометкой реклама: «Массажисты в Барнауле. На Яндекс.Услугах uslugi.yandex.ru Массаж Реклама <…> Классический массаж Спортивный массаж Аппаратный массаж Тайский».

В рекламе предупреждение о противопоказаниях отсутствует.

Таким образом, установлено, что только при запросе «тайский массаж» в поисковой системе Яндекс, отображающаяся реклама медицинских услуг сопровождается предупреждением о противопоказаниях.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.42-47, п.49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу медицинских услуг, отображающуюся в поисковой системе Яндекс с пометкой «закажите на Яндекс.Услугах uslugi.yandex.ru» при запросе информации: «лечебный массаж», «классический массаж», «массаж барнаул», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе».
  2. Вынести ООО «Яндекс» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны