Решение (комиссия) №АК/5843/24 Заключение от 1 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Г<....>

И<....>

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по делу № 022/10/5-744/2024

28 июня 2024 г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<>.– заместитель руководителя- начальник отдела контроля закупок;

Членов Комиссии:

<> – начальник отдела контроля органов власти;

<> – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

С участием представителей:

от заявителя ГУП ДХ «Южное дорожно-строительное управление» (ИНН:2201006430; ОГРН:1032202269660) – <>(по доверенности);

от победителя И<> – <> (по доверенности); <>(по доверенности),

рассмотрев обращение ГУП ДХ «Южное дорожно-строительное управление» (ИНН:2201006430; ОГРН:1032202269660) о включении И<> в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в связи с уклонением от заключения договора по итогам закупки, проводимой в форме запроса котировок в электронной форме извещение №32413611055 на поставку запасных частей и механизмов для автомобилей КАМАЗ для нужд ГУП ДХ АК «Южное ДСУ»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

ГУП ДХ «Южное дорожно-строительное управление» (далее – Заказчик) в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Реестр), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 (далее – Правила), представил в УФАС по Алтайскому краю сведения в отношении И<>  для включения в Реестр по факту уклонения от заключения договора по итогам закупки №32413611055.

Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения договора установила следующее.

20.05.2024 организатором закупки АО «Управление производственно-технической комплектации» размещено извещение №32413611055 о проведении запроса котировок (запрос котировок в электронной форме) на поставку запасных частей и механизмов для автомобилей КАМАЗ для нужд ГУП ДХ АК «Южное ДСУ».

Классификация по ОКПД2: 29.32.30.390 Части и принадлежности для автотранспортных средств прочие, не включенные в другие группировки.

Место подачи заявок - электронная площадка в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ООО «РТС-Тендер» http://www.rts-tender.ru.

Дата начала срока подачи заявок – 20.05.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 27.05.2024 00:00

Дата подведения итогов - 27.05.2024.

Начальная (максимальная) цена договора (цена лота), руб.: 5 000 000,00 руб.

В соответствии с протоколом подведения итогов запроса котировок в электронной форме от 27.05.2024 на участие в запросе котировок было подано 3 заявки, победителем признан индивидуальный предприниматель Л<....> с ценовым предложением – 4 400 000,00 руб.

Согласно пункту 17.1 Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку запасных частей и механизмов для автомобилей КАМАЗ для нужд ГУП ДХ АК «Южное ДСУ»17.1. Договор по результатам запроса котировок заключается с использованием программно-аппаратных средств ЭП и должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, заказчика. В случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник закупки составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению о закупке и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов. Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств ЭП. Заказчик рассматривает протокол разногласий и направляет участнику закупки доработанный проект договора либо повторно направляет проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.

Пунктом 17.2 Извещения предусмотрено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, в соответствии с которым определен победитель закупки, заказчик направляет без своей подписи проект договора победителю закупки либо иному лицу, с которым в соответствии с Положением заключается договор. Поскольку итоговый протокол №3090560 был размещен в единой информационной системе 27.05.2024, проект договора должен был быть направлен победителю с 28.05.2024 до 01.06.2024.

Комиссией УФАС установлено, что ГУП ДХ «Южное дорожно-строительное управление» направило проект договора победителю 28.05.2024.

В соответствии с пунктом 17.3 Извещения победитель закупки либо иное лицо, с которым в соответствии с Положением заключается договор, обязан в срок со дня получения им от заказчика проекта договора и не позднее десяти дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола направить заказчику подписанный договор, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора, если данное требование установлено в извещении о закупке, либо разместить на ЭП протокол разногласий. Следовательно, последний день подписания договора Победителем – 06.06.2024. Период подписания проекта договора Победителем с 28.05.2024 до 06.06.2024, в указанный срок проект договора не был подписан.

Представитель ГУП ДХ «Южное дорожно-строительное управление» в заседании Комиссии УФАС пояснила, что организатор закупки пытался связаться с И<> для того, чтобы узнать причину неподписания проекта договора. И<> отвечал в грубой форме, причины неподписания не указал. В связи с чем организатором закупки был составлен протокол об уклонении от заключения договора в отношении И<> от 13.06.2024 №3090560.

Ко дню рассмотрения обращения о включении в РНП от И<> в адрес антимонопольного органа поступили письменные пояснения, из текста которых следует, что индивидуальный предприниматель не согласен с доводами заказчика, считает незаконным и необоснованным требование о включении сведений о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.

Л<> в качестве доводов указывает на то, что сотрудник ответственный за подписание контракта в период с 27.05.2024 по 05.06.2024 находился в командировке. В момент попытки подписания контракта происходил технический сбой на ЭТП «РТС тендер», что препятствовало успешному подписанию контракта в установленный срок. С 23:10 (МСК) по 00:00 (МСК) следующего дня произошел технический сбой, неоднократно производились звонки в техническую поддержку площадки, на звонки ответа не последовало.

26.06.2024 г. на заседании Комиссии УФАС представители заявителя и заказчика явились, извещены надлежащим образом.

В связи с необходимостью получения дополнительных документов в заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю был объявлен перерыв до 09 час. 00 мин. 28.06.2024.

Управлением ФАС по Алтайскому краю были направлены запросы: И<>о предоставлении дополнительных сведений, подтверждающих невозможность подписания договора в установленный срок, а также ООО «РТС-Тендер» о том, происходили ли сбои в работе площадки в период подписания договора.

В адрес УФАС поступил ответ на запрос о том, что в период с 27.05.2024 00:00 (по московскому времени) по 07.06.2023 00:00 (по московскому времени) в работе площадки ООО «РТС-Тендер» сбоев не было выявлено.

На заседании Комиссии УФАС представитель И<> Б<>пояснял, что именно он являлся лицом, ответственным за подписание проекта договора и по его вине данный проект договора не был подписан, ввиду его занятости в командировке с 27.05.2024 по 05.06.2024, так же представитель пояснил, что в последний день подписания проекта договора в период с 23:10 (МСК) по 00:00 (МСК) на электронной площадке произошел сбой, из-за которого представитель не смог подписать проект договора в установленный срок.

Ни Л<>, ни его представителями не было направлено в адрес УФАС по Алтайскому краю никаких документов, подтверждающих отсутствие возможности подписания контракта, наличия договора оказания услуг тендерного сопровождения какой-либо организацией, осуществления звонков в службу технической поддержки площадки ООО «РТС-Тендер» с целью устранения или фиксации сбоя в работе площадки или иных документов, подтверждающих добросовестность Победителя закупки.

С учетом указанных пояснений, на заседании Комиссии УФАС представитель ГУП ДХ «Южное дорожно-строительное управление» настаивала на включение в реестр недобросовестных поставщиков И<>

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 5 Закона о закупках в Реестр включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о закупках перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 утверждены Правила направления Заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила).

Согласно пункту 1 Правил сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, в том числе не представивших заказчику в срок, предусмотренный документацией о закупке, подписанный договор или не представивших обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков.

При решении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченный орган должен тщательным образом исследовать доказательства действительности намерения участника закупок заключить и исполнить договор, поскольку необоснованное включение участника в реестр существенно нарушает его права, необоснованное невключение - права как заказчика, так и неопределенного круга лиц.

Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные экономические последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в закупках.

В качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленно не установлено непосредственно самим законодателем.

Согласно п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

В соответствии с п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

В п. 1 Постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Таким образом, под недобросовестностью понимается совершение умышленных действий, направленных на уклонение от подписания контракта.

С учетом изложенного выше, размещение сведений об участнике заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган установит факт умышленного уклонения участника размещения заказа от подписания договора.

Кроме того, согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Основанием для внесения сведений в РНП предполагается недобросовестное поведение лица, свидетельствующее о его намерениях уклониться от подписания договора.

В материалах обращения отсутствуют доказательства и сведения, указывающие на добросовестное поведение И<> при осуществлении рассматриваемых действий.

И<>своей заявкой подтвердил то, что им была изучена вся закупочная документация, следовательно, Л<> был осведомлен об условиях и сроках подписания проекта договора, а также последствия неподписания данного договора. Из чего Комиссия УФАС делает вывод об умышленном уклонении от подписания договора.

Также Комиссия УФАС отмечает, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в неправомерном нарушении положений Закона о закупках.

В связи с тем, что в процессе рассмотрения обращения факт уклонения И<> от подписания договора по итогам закупки № 32413611055 установлен, ввиду отсутствия документов, подтверждающих добросовестное поведение победителя закупки, отсутствия сведений об уважительных причинах такого поведения, отсутствия, документов, подтверждающих обеспечение договора Комиссия УФАС считает, что при данных обстоятельствах, победителя закупки - И<>необходимо считать уклонившимся от подписания договора.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211, Приказом ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О введении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,

 

ЗАКЛЮЧИЛА:

 

Включить сведения, предоставленные ГУП ДХ «Южное дорожно-строительное управление» (ИНН:2201006430; ОГРН:1032202269660) в отношении И<> по факту уклонения от заключения договора по итогам закупки №32413611055 на поставку запасных частей и механизмов для автомобилей КАМАЗ для нужд ГУП ДХ АК «Южное дорожно-строительное управление» в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

Заключение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<>

 

 

2024-6877

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны