Решение б/н Решение по делу № 80-ФАС22-Р/07-15 от 2 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  РЕШЕНИЕ

27  августа 2015 г.                                                                                                               г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

            <…>

рассмотрев дело № 80-ФАС22-Р/07-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в г.Барнауле рекламы Корпорации Ирида, содержащей информацию о  возможности получения бесплатного обучения в школе Корпорация Ирида,

в отсутствии заявителя (о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом),

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя ООО «Урбино-Сибирь», в лице генерального директора П<…>.

УСТАНОВИЛА:

            В Алтайское краевое  УФАС России поступило заявление жителя города Барнаула (вхд.155709 от 19.05.2015г.), направленное прокуратурой Железнодорожного района г.Барнаула, о  размещении в г.Барнауле рекламы Корпорация Ирида, содержащей информацию о  возможности получения бесплатного обучения в школе Корпорация Ирида. В середине апреля по каналу «ТНТ» заявитель увидела рекламу Корпорации Ирида в г.Барнауле по адресу: пр-кт Строителей, 16, офис 403 следующего содержания: Корпорация Ирида проводит бесплатное обучение по курсу покрытия «Shellac», стоимость стартового набора 5000 рублей. Аналогичная информация размещена на интернет - сайте Корпорации Ирида: http://irida-corporation.ru/. По мнению заявителя, рекламная информация указывает на оказание Корпорацией Ирида образовательных услуг – подготовка мастеров ногтевого сервиса. Обратившись в компанию, заявитель получила консультации по пользованию материалами «Shellac», документов о прохождении обучения не получила. Заявитель считает, что распространив данную рекламную информацию, Корпорация Ирида вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно оказываемых услуг.

           В заседании Комиссии генеральный директор ООО «Урбино-Сибирь» П<…> пояснил, что  термин «школа» принято использовать в данной сфере деятельности. Покупатель приобретает материалы и приносит их в школу «Корпорации Ирида», и они его обучают пользоваться, приобретенным материалом. Повышают культуру красоты, все клиенты довольны. Также генеральный директор П<…> сообщает, что рекламу устранили, остался один баннер на площади Октября. Услугу «бесплатное обучение» больше не оказывают. 

          Комиссия, рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения генерального директора ООО «Урбино-Сибирь» П<…>, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.

Антимонопольным органом установлены следующие обстоятельства.

В результате анализа информации, размещенной на интернет-сайте http://irida-corporation.ru/ (акт №39 от 21.05.2015г.) установлено, что в разделе Главная/Обучение размещена информация следующего содержания: Базовые курсы Начать можно с вопроса: отличается ли наша школа от всех остальных и если да, то чем? Ответ на этот вопрос надо начинать с программы обучения. Она составлена таким образом, что каждый желающий вне зависимости от первоначального уровня подготовки может стать отличным мастером. Имеются курсы и для тех, кто осваивает эту профессию с нуля, и для тех, кто уже работает по этой специальности. Еще одной отличительной чертой школы является «Индивидуальность обучения». Это значит, что продолжительность каждого курса зависит от способности студента. При неудовлетворительном качестве выполняемой работы срок может быть увеличен. Все практические работы студенты выполняют на материалах компании: IRIDA. Это очень важный момент, который позволяет выпускать мастеров, способных сразу же качественно работать в салоне. Исключая период тренинга на клиентах. И еще не маловажная особенность: Мы обучаем Бесплатно!!! И только на Европейском бренде!!! Программа обучения: Для того чтобы начать обучение в нашей Компании, вам необходимо  приобрести стартовый набор:

                    Курс                     Стоимость набора/руб.                                     Срок обучения/дней

Моделирование                             11000                                                                             10

Дизайн                                           5000                                                                               5

Маникюр классический                  2000                                                                              2

Покрытие Shellac                           5000                                                                               1

KONAD Stamping Nail Art               2000                                                                               1  

В набор входят все необходимые материалы, инструменты, аксессуары, необходимые для вашего обучения и дальнейшей работы (весь набор остается у вас).

В справочнике «ДубльГис»  г.Барнаул (акт №40 от 21.05.2015г.) размещена реклама Корпорации IRIDA, выполненная в виде всплывающего баннера, в которой сообщается о бесплатном обучении. При переходе на карточку организации  Корпорация IRIDA открывается следующая рекламная информация: «Корпорация IRIDA, оптовый супермаркет Строителей проспект, 16 Расходные материалы, инструменты и оборудование для наращивания и дизайна ногтей, ресниц. Материалы: Irida/ «Ирида», Shellac/ «Шеллак»,   B.O./ «Б.О.»,  ruNail/ «руНаил»,  Konad/ «Конад» (акрил, гель, укрепление). Нейл-арт: литье, «жидкие камни», украшения Swarovski/ «Сваровски» и многое многое другое. Накопительная система скидок. Опт, розница. Бесплатная доставка по городу и краю. Бесплатное обучение наращиванию ногтей (акрил, гель, дизайн)*. * Срок проведения мероприятия до 31.12.2015г.».

По адресу: г.Барнаул, Площадь Октября размещен баннер с наружной рекламой следующего содержания: Оптовый супермаркет IRIDA corporation Shellac 169руб. Бесплатное обучение (акрил, гель) пр. Строителей, 16 (КДМ), офис 403 тел. 60-23-06.

На основании статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Реклама призвана быть убеждающей по своему характеру с тем, чтобы привлечь внимание новых потребителей к товару (объекту рекламирования), сформировать положительное представление о нем и необходимое рекламодателю для продвижения товара позитивное отношение к нему. Признаком рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту рекламирования для продвижения его на рынке, поддержать интерес к нему и закрепить его образ в памяти потребителя.

Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая рекламная информация, размещенная на интернет – сайте: http://irida-corporation.ru/, в справочнике «ДубльГис» г.Барнаула и в наружной рекламе Корпорации IRIDA,  полностью соответствует легальному определению понятия «реклама», направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к продавцу - Корпорации IRIDA, реализуемы товарам для ногтевого сервиса и услуге по бесплатному обучению наращиванию ногтей, пользованию акрилом, гелем, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.

Кроме того, рекламная информация, размещенная на сайте http://irida-corporation.ru/, содержит выражения, которые однозначно формируют мнение об оказании Корпорацией IRIDA образовательных услуг, а именно: наша школа, программа обучения, стать отличным мастером, для тех, кто осваивает эту профессию с нуля, и для тех, кто уже работает по этой специальности, способности студента, позволяет выпускать мастеров, способных сразу же качественно работать в салоне.

Установлено, что в городе Барнауле предпринимательскую деятельность под обозначением Корпорация IRIDA, осуществляет ООО «Урбино-Сибирь».

Согласно информации, представленной директором ООО «Урбино-Сибирь», Компания образовательные услуги не оказывает, реализует расходные материалы для ногтевого сервиса, консультирует клиентов о правилах пользования продукцией, при необходимости проводит мастер-классы.

В целях объективного и всестороннего рассмотрения  материалов заявления Алтайским краевым УФАС России было направлено письмо об оказании содействия декану факультета массовых коммуникаций, филологии и политологии АлтГУ (исх. №2323/7  от 01.06.2015г.) о даче заключения о смысловом содержании рекламы Корпорации Ирида: «Оптовый супермаркет IRIDA corporation бесплатное обучение (акрил, гель)…».

Для исследования были предоставлены фотографии рекламного баннера и заданы следующие вопросы:

  1. Означает ли слово «Обучение» оказание образовательных услуг и выдачу документов об окончании получения образования?
  2. Соответствуют ли оказываемые ООО «Урбино-Сибирь» услуги консультирования клиентов и проведения мастер-классов смыслу слова «Обучение»?
  3. Возможно ли использование ООО «Урбино-Сибирь» наименования «школа» при оказании консультационных услуг и проведения мастер-класса по применению современных материалов для маникюра?

По результатам исследования были подготовлены следующие ответы на каждый вопрос.

По данным словарей, а также юридической практике, слово обучение может означать оказание образовательных услуг, но при этом не означает выдачу документов об окончании получения образования.

Оказываемые ООО «Урбино-Сибирь» услуги консультирования клиентов не соответствуют смыслу слова «обучение» (понятие «обучение»  шире понятия консультирования (давать совет)) и не может выступать как его соответствии),  услуги проведения мастер-классов соответствуют смыслу слова «обучение» ( Мастер –класс считается образовательной методикой).

Согласно данным академического словаря, слово ШКОЛА имеет несколько значений, в том числе: 1. Учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание молодого поколения, а также здание, в котором помещается это заведение. 2. Какое-либо специализированное учебное заведение. Если ООО «Урбино-Сибирь» претендует на звание специализированного учебного заведения (школы), то она должна соответствовать типам организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Согласно Закону РФ «Об образовании в Российской Федерации», организация, осуществляющая обучение,- это «Юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии, наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности» (пункт 19 статья 2).

Образовательная деятельность, согласно Закону РФ «Об образовании в Российской Федерации», - это деятельность по реализации образовательных программ. Образовательная программа- комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Таким образом, ООО «Урбино-Сибирь» может называться организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или школой, только в том случае, если она проводит не только мастер-классы, но и реализует образовательную деятельность на основе образовательных программ в полном объеме. Поскольку консультационные услуги нельзя считать формой обучения, а проведение мастер классов не является комплексной образовательной программой, то использование ООО «Урбино-Сибирь» наименования «школа» при оказании консультационных услуг и проведения мастер-класса по применению современных материалов для маникюра не возможно.

На основании вышесказанного следует, что ООО «Урбино-Сибирь» незаконно  использует в своих рекламах образовательную терминологию: «Бесплатное обучение», «наша школа», «программы обучения», «мастер», «кто осваивает эту профессию с нуля», «студенты», «выпускать мастеров», тем самым искажая смысл объекта рекламы и вводя в заблуждение потребителей рекламы.

Статьей 5 Федерального закона «О рекламе» установлены общие требования к рекламе.

На основании части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной, недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.

Реклама Корпорации IRIDA,  сопровождающаяся выражениями наша школа, программа обучения, стать отличным мастером, для тех, кто осваивает эту профессию с нуля, и для тех, кто уже работает по этой специальности, способности студента, позволяет выпускать мастеров, способных сразу же качественно работать в салоне, содержит не достоверную информацию о продавце рекламируемого товара и оказываемых им услугах. В рекламе отсутствует часть существенной информации об оказываемых услуга, об условиях приобретения или использования, что искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителя рекламы, т.к. ООО «Урбино-Сибирь» школой не является, мастеров по специальности «мастер ногтевого сервиса» не готовит, а фактически консультирует покупателей о правилах применения и использования реализуемой продукции.

В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В соответствии с ч.7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В эфире телеканала «ТНТ» реклама Корпорации IRIDA размещалась ООО «Урбино-Сибирь» на основании договора № АМ/БРН/43-Т/15 от 14 мая 2015г., заключенного с ООО «Алькасар-Медиа»:  рекламный материал (период размещения с «10» апреля 2015г. по «12» апреля 2015г.) под условным наименованием Ирида_15_210315 (Х0262508) хронометражем 15 сек., объектом рекламирования является продукция торговой марки «KONAD»; рекламный материал (период размещения с 03 апреля 2015г. по 07 апреля 2015г., с 24 апреля 2015г. по 26 апреля 2015г.) под условным  наименованием Ирида_10_030415 (Х 0265683) хронометражем 10 сек., объектом рекламирования которого является акция «Шеллак по 169 рублей» (любой покупатель магазина «Корпорация Ирида» может приобрести шеллак за 169р. Количество товара ограничено); рекламный материал (период размещения с 11 апреля 2015г. по 12 апреля 2015г.) под условным наименованием  Ирида_15_090415 (Х0266687) хронометражем 15 сек., объектом рекламирования которого является акция «Покрытие шеллаком за 300 рублей» (любой клиент ногтевой студии «Жар-птица» может воспользоваться услугой покрытия ногтей шеллаком за 300 рублей).

Наружная реклама Корпорации IRIDA размещалась ООО «Урбино-Сибирь» на основании договора № 114 от 23 апреля 2015г., заключенного с ООО «Гэллэри Сервис».

Реклама Корпорации IRIDA размещалась ООО «Урбино-Сибирь» на интерент-сайте: https:// 2gis.ru/Barnaul/  на основании заключенного между ООО «Урбино-Сибирь» и ООО «Информа» Бланка заказа № БЗ_04-04-357809 от 12.01.2015г.

Согласно ст. 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение п.20 ч.3 ст. 5, ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе» несет  рекламодатель – лицо, изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание реклама.

Установлено, что рекламодателем является ООО «Урбино-Сибирь» ( г.Барнаул, пр. Строителей,16, офис 407).

На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения ООО «Урбино-Сибирь»  ч.7 ст.5, п.20 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

Руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1.Признать наружную рекламу: «Оптовый супермаркет IRIDA corporation Shellac 169руб. Бесплатное обучение (акрил, гель) пр. Строителей, 16 (КДМ), офис 403 тел. 60-23-06.», распространенную ООО «Урбино-Сибирь» ненадлежащей, поскольку при ее распространении нарушены требования ч.7 ст.5, п.20 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

2.Выдать ООО «Урбино-Сибирь» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для возбуждения в отношении генерального директора ООО «Урбино-Сибирь» Плеханова В.А. дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<…>

ПРЕДПИСАНИЕ № 119

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

27 августа 2015 г.                                                                                        г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<…>

на основании своего решения от 27 августа 2015г. по делу № 80-ФАС22-Р/07-15 о признании ненадлежащей рекламы: «Оптовый супермаркет IRIDA corporation Shellac 169руб. Бесплатное обучение (акрил, гель) пр. Строителей, 16 (КДМ), офис 403 тел. 60-23-06.», поскольку при ее распространении нарушены требования ч.7 ст.5, п.20 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Урбино-Сибирь» в двадцатидневный срок прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение наружной рекламы, содержащей информацию о возможности получения бесплатного обучения в школе Корпорация Ирида.

2. ООО «Урбино-Сибирь» представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 21 сентября 2015 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.

         Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны