Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №80-ФАС22-Р/07-16 от 16 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №80-ФАС22-Р/07-16

Резолютивная часть решения объявлена 11 августа 2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 11 августа  2016 года.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

         <…>

рассмотрев дело №80-ФАС22-Р/07-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы финансовых услуг КПК «АС Финанс» в программе «Утро России» в эфире телеканала «Россия 1», в которой усматриваются признаки нарушения  ч.7 ст.5, п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона «О рекламе»,

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - рекламодатель  КПК «АС Финанс»  в лице  представителя по доверенности Ш<…> (доверенность №17 от 08.08.2016г.);            

УСТАНОВИЛА:

  в июне 2016г. управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю выявлен факт распространения рекламы финансовых услуг КПК «АС Финанс» в программе «Утро России» в эфире телеканала «Россия 1» следующим образом: 

- кадр первый, голос за кадром говорит: «АС  Финанс» принимает сбережения с доходностью 18% в год»;

- кадр второй, женщина в кадре говорит: «Я выбираю надежную и давно проверенную мной компанию. Я доверяю «АС Финанс»;

- кадр третий, голос за кадром говорит: «АС Финанс» не только сохранит, но и преумножит Ваши сбережения. «АС Финанс» переводим время в деньги».

Кадр первый и второй сопровождаются условиями принятия сбережений, а именно: «АС ФИНАНС ДОХОДНОСТЬ 18% В ГОД. Тарифный план Стартовый 10 000, до 3 месяцев, 11%, Досрочное расторжение договора ¼ ставки. Получение процентов ежемесячно/ капитализация…. Инвестиционный, 1 000 000, от 6 месяцев, 13,5%-18%. Досрочное расторжение договора ¼ ставки….Стартовый 11%, Пенсионный 12,5%, накопительный 13%, инвестиционный 13,5%-18%... Пенсионный 30 000 от 4 до 17 месяцев, 17,5%. Досрочное расторжение договора ¼ ставки… Возможно снятие наличных с сохранением начисленных процентов не более 10% от остатка вклада за один операционный день…».

Кадр третий сопровождается следующей рекламной информацией:  «АС Финанс доходность 18% в год тел. <…>, г.Барнаул, ул. Шумакова, 17а, оф.200. Услуги предоставляются только для членов КПК «АС Финанс».

На заседании Комиссии представитель КПК «АС Финанс» Ш<…> нарушение признал, пояснив, что рассматриваемый видеоролик был направлен по ошибке без согласования с руководством КПК «АС Финанс». Транслировался видеоролик одну неделю. После обнаружения того, что в эфире телеканалов транслируется видеозапись рекламы КПК «АС Финанс» не утвержденного содержания, данный видеоролик был заменен новым видеороликом, согласованным по содержанию  руководством КПК «АС Финанс».

Комиссия, рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения представителя КПК «АС Финанс» Ш<…>, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

 Обозначенная выше рекламная информация, полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», является публичной и направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к организации, оказывающей финансовые услуги (КПК «АС Финанас») и к финансовой услуге по принятию сбережений следующего содержания: «принимаем сбережения с доходностью 18% в год», способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.

КПК «АС Финанс» зарегистрировано межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России №15 по Алтайскому краю 27.08.2015г. (ОГРН 1152225014930), осуществляет деятельность согласно выписке из ЕГРЮЛ – предоставление займов и прочих видов кредита (основной вид деятельности 64.92 ОКВЭД), а также деятельность по предоставлению потребительского кредита (64.92.1 ОКВЭД), предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных в другие группировки ( 64.99 ОКВЭД), денежное посредничество ( 64.19 ОКВЭД) и.т.д.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ЦБ России (http://cbr.ru), КПК «АС Финанс» по состоянию на 11.08.2016г.  состоит в Государственном реестре кредитных потребительских кооперативов.

Согласно «Тарифной сетке (виды наименования тарифов), условий приема личных сбережений пайщиков КПК «АС Финанс» на 2-й квартал 2016г.», утвержденной председателем КПК «АС Финанс» от 2016г.,  КПК «АС Финанс» принимает сбережения на следующих условиях:

  1. Тариф «Стартовый»: минимальная сумма: 10 000 руб.; срок договора до 3-х месяцев;  процентная ставка - 11% годовых; пополнение договора - в течении срока действия договора на сумму не менее 10 000 руб.;  досрочное расторжение договора -1/4 процентной ставки по договору; условия получения начисленных процентов: ежемесячное получение / при капитализации в конце срока действия договора; при увеличении суммы сбережений и срока действия договора, возможен переход на другой тарифный план действующий на момент заключения договора;
  2. Тариф «Пенсионный»: минимальная сумма: 30 000 руб.;  срок договора - от 4-х до 12-и месяцев;  процентная ставка от 12,5% до 16,5% годовых;  пополнение договора - в течении срока действия договора на сумму не менее 10 000 руб.; досрочное расторжение договора: 1/4 процентной ставки по договору; условия получения начисленных процентов: ежемесячное получение / при капитализации в конце срока действия договора; возможность снять наличные денежные средства с сохранением начисленных процентов, не более 10% от остатка суммы сбережения за один операционный день, один раз в месяц;
  3. Тариф «Накопительный»: минимальная сумма: 100 000 руб.; срок договора: от 6-и до 60 месяцев;  процентная ставка: от 13% до 17% годовых; пополнение договора: в течении срока действия договора на сумму не менее 10 000 руб.; досрочное расторжение договора: 1/4 процентной ставки по договору; условие получения начисленных процентов – при капитализации получение начисленных процентов в конце срока действия договора; индивидуальные условия: возможность снять наличные денежные средства с сохранением начисленных процентов, не более 10% от остатка суммы сбережений за один операционный день, один раз в месяц;
  4. Тариф «Инвестиционный»: минимальная сумма: 1 000 000руб.; срок договора: от 12-и месяцев; процентная ставка:  от 13,5 до 18% годовых; пополнение договора   в течение срока действия договора на сумму не менее 10 000 руб.;  досрочное расторжение договора: - 1/4 процентной ставки по договору: условия получения начисленных процентов: ежемесячное получение/при капитализации в конце срока действия договора.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с ч.7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Размер и способ доведения до потребителей существенных условий принятия сбережений в рекламе  должны быть такими, чтобы условия воспринимались обычным человеком без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, за которое возможно восприятие информации.

Размещение привлекаемой для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекаемой информации – способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламной конструкци и шрифта текса рекламы, а также цвета надписи и фона, снижающего контраст), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

Рассматриваемый рекламный видеоролик имеет продолжительность времени 15сек., при этом  первый кадр составляет 3сек., второй кадр составляет 6 сек. и третий кадр составляет 6 сек. Иным существенным условиям  принятия сбережений отведено 20 % рекламной площади (расчет: общая S = 15* 27 = 405;  S, занимаемая надписью существенных условий  вклада = 27 * 3= 81;  (81*100%): 405 = 20%).

Информация  о существенных условиях предоставления финансовой услуги (принятие сбережений) «Инвестиционный», а также информация о процентных ставках и существенных условиях принятия сбережений: «Стартовый», «Пенсионный», «Накопительный», а именно: «Тарифный план Стартовый 10 000, до 3 месяцев, 11%, Досрочное расторжение договора ¼ ставки. Получение процентов ежемесячно/ капитализация…. Инвестиционный, 1 000 000, от 6 месяцев, 13,5%-18%. Досрочное расторжение договора ¼ ставки….Стартовый 11%, Пенсионный 12,5%, накопительный 13%, инвестиционный 13,5%-18%... Пенсионный 30 000 от 4 до 17 месяцев, 17,5%. Досрочное расторжение договора ¼ ставки… Возможно снятие наличных с сохранением начисленных процентов не более 10% от остатка вклада за один операционный день и.т.п.», указана в рассматриваемом видеоролике мелким шрифтом,  при этом  размер наиболее привлекаемой максимальной процентной  ставки по одному из вариантов принятия сбережений «Инвестиционный» (18% доходности в год) обозначен крупным шрифтом.

Таким образом,  рекламодатель акцентирует внимание на максимальной ставке принятия сбережений «Инвестиционный», а именно: «доходность 18% в год».

Учитывая ограниченное время считывания информации (3 сек. и 6 сек.), мелкий размер шрифта, которыми написаны существенные условия по предоставлению финансовой услуги (принятие сбережений), а также  цвета надписи и фона, снижающих контраст, рассматриваемая рекламная информация не может быть доведена до потребителя надлежащим образом.

На основании изложенного, информацию о существенных условиях  принятия сбережений, указанную в рекламе мелким шрифтом, следует признавать фактически отсутствующей, так как она не доведена до потребителя надлежащим образом, в связи с чем  потребитель вводится в заблуждение в отношении предлагаемой услуги, а именно: принятие сбережений под 18% год, что является нарушением требований ч.7 ст.5, п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований ч.7 ст.5, п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона «О рекламе» несет  рекламодатель.

Согласно договору №1606-020М от 01.06.2016г., заключенному между ООО «ВиАй Барнаул» и КПК «АС Финанс», рекламодателем рассматриваемой рекламной информации является КПК «АС Финанс» (ОГРН 1152225014930).

На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения КПК «АС Финанс» ч.7 ст.5, п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона «О рекламе», что выражается в ненадлежащем размещении рекламы финансовых услуг.             

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1.Признать рекламу финансовых услуг КПК «АС Финанс»,  распространенную в июне 2016г. в программе «Утро России» в эфире телеканала «Россия 1»,  ненадлежащей.

2.Признать КПК «АС Финанс» нарушившим требования  ч.7 ст.5, п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

3.Выдать КПК «АС Финанс» предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для возбуждения в отношении КПК «АС Финанс» дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<…>

ПРЕДПИСАНИЕ № 102

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

11 августа 2016 г.                                                                                                           г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<…>

на основании своего решения от 11 августа  2016г. по делу № 80-ФАС22-Р/07-16 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг КПК «АС Финанс»,  распространенную в июне 2016г. в программе «Утро России» в эфире телеканала «Россия 1», поскольку при ее размещении нарушены требования ч.7 ст.5, п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 1. КПК «АС Финанс» в  десятидневный  срок со дня  вынесения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение рекламы  финансовых КПК «АС Финанс», по которой вынесено решение,  поскольку при ее размещении нарушены требования ч.7 ст.5, п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

2. КПК «АС Финанс» представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 25  августа 2016 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны