Решение №№ 4775/7 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/7-729/2022 от 8 декабря 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИП <...>
Южная ул.,<...>
с. Березовка, 658060
Первомайский район
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/7-729/2022
Решение принято 07 декабря 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 08 декабря 2022 года г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
<...> – заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело № 022/05/7-729/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в городе Новоалтайске рекламы курительных принадлежностей, в которой усматриваются признаки нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ИП <...>, ИНН 226300140946,
УСТАНОВИЛА:
дело № 022/05/7-729/2021 возбуждено по факту распространения в городе Новоалтайске по адресу: Деповская ул., 24 рекламы курительных принадлежностей: «ТАБАК ЭЛЕКТР.СИГАРЕТЫ ЖИДКОСТЬ КАРТРИДЖИ ИСПАРИТЕЛИ … ул. Деповская 24, ул. Октябрьская 36 +7 913 089-61-21», в которой усмотрены признаки нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
Лицом, в действиях которого усмотрены признаки нарушения законодательства о рекламе, признан ИП <...>, ИНН 220807718060, осуществляющий, согласно предоставленной администрацией города Новоалтайска информации, деятельность по указанным в рекламе адресам (ул. Деповская 24, ул.Октябрьская 36).
Рассмотрение дела назначено на 25 октября 2022 года.
На рассмотрении дела представитель индивидуального предпринимателя <...> пояснил, что деятельность в городе Новоалтайске по адресам: ул.Деповская 24, ул.Октябрьская 36 не осуществляет, к рассматриваемой рекламе отношения не имеет; ИП <...> имеет торговую точку по продаже табачных изделий и курительных принадлежностей по ул. Октябрьская, 36/1, а по указанным в рекламе адресам осуществляет деятельность другой индивидуальный предприниматель.
Антимонопольным органом установлено, что предпринимательскую деятельность по адресу: г.Новоалтайск, Деповская ул., 24 осуществляет ИП <...>.
В соответствии с пунктом 35 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ Постановление Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), в случае если при подготовке к рассмотрению или во время рассмотрения дела антимонопольным органом будет установлено, что решение по делу может быть вынесено в отношении ненадлежащего лица, антимонопольный орган обязан по ходатайству лиц, участвующих в деле, либо по собственной инициативе принять решение о замене такого лица. В этом случае рассмотрение дела откладывается.
Согласно пункту 38 Правил, рассмотрение дела подлежит отложению в случае замены ненадлежащего лица надлежащим в соответствии с пунктом 35 настоящих Правил.
Рассмотрение дела отложено до 16 ноября 2022 года в связи с заменой ненадлежащего лица ИП <...>на надлежащее – ИП <...>.
16 ноября 2022 года ИП <...> не явился, представителя не направил. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие надлежащее извещение индивидуального предпринимателя о дате, времени и месте рассмотрения дела. Кроме того, в материалах дела отсутствуют истребованные от индивидуального предпринимателя документы.
В соответствии с пунктом 31 Правил рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.
Согласно пункту 38 Правил, рассмотрение дела может быть отложено антимонопольным органом в связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных доказательств.
16 ноября 2022 года рассмотрение дела в порядке пункта 38 Правил отложено до 07 декабря 2022 года.
07 декабря 2022 года ИП <...> на рассмотрение дела не явился, о дате, времени и месте его рассмотрения извещен надлежащим образом. Индивидуальным предпринимателем предоставлены письменные пояснения по делу, согласно которым рассматриваемый рекламный баннер был размещен по улице Деповская, 24 в городе Новоалтайске ИП <...> в качестве вывески магазина, а не как реклама; изготовлен был в частном порядке, поэтому документов не сохранилось; в настоящее время баннер демонтирован. В качестве доказательства представлено фото.
Комиссия, изучив документы и материалы, а также пояснения ИП<...>, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – это товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к устройствам для потребления никотинсодержащей продукции, жидкостям, к продавцу указанных товаров, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, регулируются Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» (далее – Закон № 15-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 2 Закона № 15-ФЗ никотинсодержащая жидкость - любая жидкость с содержанием никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, а также жидкость без содержания никотина или с его минимальным содержанием менее 0,1 мг/мл, предназначенная для использования в устройствах для потребления никотинсодержащей продукции, в том числе в электронных системах доставки никотина; устройства для потребления никотинсодержащей продукции - электронные или иные приборы, которые используются для получения никотинсодержащего аэрозоля, пара, вдыхаемых потребителем, в том числе электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Согласно Федеральному закону от 24.04.2008 № 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака» Российская Федерация присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, в которой определено, что под рекламой и стимулированием продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака подразумевается любой вид передачи коммерческой информации, рекомендации или действие с целью, результатом или вероятным результатом которых является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака, прямо или косвенно.
Частью 1 статьи 16 Закона № 15-ФЗ, в целях сокращения спроса на табак, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, устройства для потребления никотинсодержащей продукции, кальяны, установлен запрет на рекламу и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции.
В соответствии с частью 5 статьи 16 Закона № 15-ФЗ, запрет рекламы табака, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.
Запрет на рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, установлен пунктом 8 статьи 7 Закона о рекламе.
Действие рекламы никотинсодержащей продукции, а также устройств для её потребления направлено на неограниченное количество лиц, в том числе на тех, кто не является потребителями такой продукции (например, несовершеннолетние), поскольку размещение такой рекламы с использованием рекламной конструкции, то есть способом, обеспечивающим ее свободное восприятие, делает такую рекламу доступной для этих лиц.
Таким образом, при распространении рекламной информации «ТАБАК ЭЛЕКТР.СИГАРЕТЫ ЖИДКОСТЬ КАРТРИДЖИ ИСПАРИТЕЛИ … ул. Деповская 24, ул. Октябрьская 36 +7 913 089-61-21» нарушен запрет, установленный пунктом 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».
Согласно статье 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП Е<...>.
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, признается ненадлежащей.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган
выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям, операторам рекламных систем обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Вместе с тем, согласно пункту 54 Правил, добровольное устранение лицом (лицами) совершенного нарушения является основанием для антимонопольного органа не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В этом случае основания нецелесообразности выдачи предписания излагаются в мотивировочной части решения по делу.
Комиссией установлено, что ИП<...> распространение рекламы никотинсодержащей продукции прекращено, в доказательство чего индивидуальным предпринимателем предоставлен фотоснимок торговой точки по адресу: Деповская ул., 24 в городе Новоалтайске, на котором рассматриваемая реклама отсутствует, что указывает о нецелесообразности выдачи предписания.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, части 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47, пунктом 54 Правил, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать рекламную информацию «ТАБАК ЭЛЕКТР.СИГАРЕТЫ ЖИДКОСТЬ КАРТРИДЖИ ИСПАРИТЕЛИ … ул. Деповская 24, ул. Октябрьская 36 +7 913 089-61-21» ненадлежащей, поскольку при ее распространении нарушены требования пункта 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».
- Предписание ИП <...> не выдавать в связи с нецелесообразностью.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.3.1 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>