Решение №№ 160/7 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/5-746/2022 от 17 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <...>

г.Бийск, 659300

 

Заявителю

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/5-746/2022

Решение изготовлено в полном объеме 17 января 2023 года г.Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 022/05/5-746/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на интернет-сайте https://edabiysk.tilda.ws рекламы доставки готовой еды в городе Бийске, а также акции, в которой усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствие представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – рекламодателя и рекламораспространителя, ИП <...>, ОГРНИП 322220200030552 (извещен надлежащим образом),

в отсутствие заявителя (извещен надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

дело № 022/05/5-746/2022 возбуждено по результатам рассмотрения заявления жителя города Бийска о размещении на сервисе доставки готовой еды и полуфабрикатов Eda_Biysk недостоверной информации об условиях акции «При заказе от 2-х пицц, мини пицца в подарок», а также об отсутствии в рекламе дистанционного способа продажи товара информации, предусмотренной статьей 8 Федерального закона «О рекламе».

Реклама размещена в сети Интернет по адресу: https://edabiysk.tilda.ws/.

Лицом, в действиях которого усмотрены признаки нарушения законодательства о рекламе, признан ИП <...>, ОГРНИП 32220200030552, г.Бийск, <...>, осуществляющий деятельность по доставке еды Eda_Biysk.

Рассмотрение дела назначено на 08 ноября 2022 года.

08 ноября 2022 года в заседание Комиссии ИП <...> не явился, явку представителей не обеспечил. Комиссией в заседании установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения индивидуального предпринимателя о дате, месте и времени рассмотрения дела, а также истребованные от него определением о возбуждении дела документы и материалы.

В соответствии с пунктом 32 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), в случае невозможности рассмотрения дела в назначенный срок антимонопольный орган извещает лиц, участвующих в деле, о новой дате, времени и месте его рассмотрения. В соответствии с пунктом 38 Правил рассмотрение дела может быть отложено антимонопольным органом, в том числе, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

В порядке пункта 38 Правил рассмотрение дела несколько раз откладывалось, в связи с неявкой в заседание Комиссии ИП <...>, а также отсутствием в материалах дела истребованных от него определениями документов и материалов.

11 января 2023 года ИП <...> на рассмотрение дела вновь не явился, явку представителя в заседание Комиссии не обеспечил, документов и материалов не предоставил.

Комиссией установлено, что индивидуальный предприниматель почтовую корреспонденцию от антимонопольного органа по месту регистрации, а также по месту осуществления деятельности не получает, тогда, как согласно статье 165.1 ГК РФ, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Также Комиссией установлено, что все процессуальные документы, связанные с рассмотрением настоящего дела (определение о возбуждении дела от 12.10.2022г., определения об отложении рассмотрении дела от 08.11.2022г., 29.112022г., от 13.12.2022г.) направлялись в адрес ИП <...>, в том числе и по электронной почте: <...>.

11 января 2023 года Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствии лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле документам и доказательствам.

Комиссия, рассмотрев материалы дела и дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела, на сайте https://edabiysk.tilda.ws размещена недостоверная информация о том, что при заказе от 2-х пицц возможно в подарок получить мини пиццу, а также на указанном сайте, предлагающем дистанционный способ продажи товара, сведения о продавце таких товаров отсутствуют.

 

Заявитель, воспользовавшись указанным предложением (акцией) и сделав заказ, мини пиццу в подарок не получил; в переписке с продавцом разъяснили, что данная акция действует только с пятницы по воскресенье.

Антимонопольным органом установлено, что на сайте https://edabiysk.tilda.ws доступен сервис доставки готовой еды
и полуфабрикатов Eda_Biysk, на главной страницы которого размещена информация «Производство и доставка полуфабрикатов Мы используем исключительно ручной труд и натуральные деревенские продукты», далее «Каталог».

Перейдя в каталог, становится доступной информация о товарах: Полуфабрикаты Роллы Wok Шаурма Пицца; пройдя по ссылке «Пицца» появляется информация «Доставка пиццы в Бийске При заказе от 2х пицц, мини пицца в подарок», «Скидка 5% на самовывоз», «Бесплатная доставка от 700р».

Кроме того, на главной странице сайта под информацией «Производство и доставка полуфабрикатов Мы используем исключительно ручной труд и натуральные деревенские продукты» размещено предложение об акциях и новинках, которое представлено в виде трех меняющихся баннеров: «СКИДКА 5 % за самовывоз», «Вкуснейшие роллы и сеты с доставкой по Бийску», «ДОСТАВКА ИТАЛЬЯНСКОЙ ПИЦЦЫ».

На баннере «ДОСТАВКА ИТАЛЬЯНСКОЙ ПИЦЦЫ» имеется вкладка «подробнее», кликая на которую, переходишь к информации «Доставка пиццы в Бийске При заказе от 2х пицц, мини пицца в подарок».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ №О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация «ДОСТАВКА ИТАЛЬЯНСКОЙ ПИЦЦЫ Доставка пиццы в Бийске При заказе от 2х пицц, мини пицца в подарок» полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», закрепленному статьей 3 Федерального закона «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), является публичной, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания потребителей рекламы к сервису доставки еды Eda_Biysk, к акции, а также к оказываемым услугам по реализации и доставке товаров.

В соответствии со статьей 8 Закона о рекламе в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Определение дистанционного способа продажи товара содержится в пункте 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым, договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Порядок продажи товаров дистанционным способом регулируется Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 (далее – Правила).

В силу пунктов 18-19 Правил при дистанционном способе продажи товара продавец предоставляет потребителю полную и достоверную информацию, характеризующую предлагаемый товар, посредством ее размещения на сайте и (или) странице сайта в сети "Интернет", и (или) в программе для электронных вычислительных машин, и (или) в средствах связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.), и (или) в каталогах, буклетах, проспектах, на фотографиях или в других информационных материалах. Индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Российской Федерации и осуществляющие продажу товаров дистанционным способом продажи товара на территории Российской Федерации, обязаны указывать фамилию, имя, отчество (при наличии), основной государственный регистрационный номер, адрес электронной почты и (или) номер телефона.

Указанная информация доводится до потребителя посредством ее размещения на сайте (при его наличии) и (или) странице сайта в сети "Интернет" (при его наличии), а также в программе для электронных вычислительных машин (при ее наличии).

На основании изложенного, в данном случае у потребителя отсутствует прямой, непосредственный контакт с товаром либо его образцом до заключения договора, ознакомление товара происходит посредством изучения каталога, буклета, проспекта, фотоснимков, средств связи, в том числе на Интернет-сайте, указанном в рекламе. Указанное свидетельствует о том, что при заказе товара с доставкой у покупателя отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром либо образцом товара при заключении договора купли-продажи.

Таким образом, рассматриваемая рекламная информация подпадает под понятие дистанционного способа продажи товаров.

В рекламе «ДОСТАВКА ИТАЛЬЯНСКОЙ ПИЦЦЫ Доставка пиццы в Бийске При заказе от 2х пицц, мини пицца в подарок» отсутствует информация, обязательная для указания в силу закона - фамилия, имя, отчество физического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего продажу товаров дистанционным способом, что указывает на нарушение статьи 8 Закона о рекламе.

Законом о рекламе установлены общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из материалов дела следует, что, воспользовавшись предложением, указанным в рекламе на сайте, о приобретении от 2х пицц, мини пицца в подарок, заявитель 04 октября 2022 года осуществил заказ двух пицц, однако, подарок не получил.

Из имеющейся в материалах дела переписки заявителя с продавцом следует, что данная акция действует с пятницы по воскресенье.

Тем самым, в рассматриваемой рекламе информация о том, что акция распространяет свое действие только на дни с пятницы по воскресенье, отсутствует, что вводит в заблуждение потребителей рекламы и указывает на нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе, признается ненадлежащей.

Согласно статье 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных статьей 8 настоящего Закона, несет как рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, так и рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, за нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе – рекламодатель.

Установлено, что деятельность по доставке готовой еды
и полуфабрикатов Eda_Biysk осуществляет ИП <...>, ОГРНИП 32220200030552, г.Бийск, <...>, следовательно, данный индивидуальный предприниматель является рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

В соответствии со статьей 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Комиссией 11 января 2023 года при рассмотрении дела установлено, что в рекламе «ДОСТАВКА ИТАЛЬЯНСКОЙ ПИЦЦЫ Доставка пиццы в Бийске При заказе от 2х пицц, мини пицца в подарок», размещенной на главной странице сайта https://edabiysk.tilda.ws и представленной в виде меняющего рекламного баннера, информация о том, что акция «при заказе от 2х пицц мини пицца в подарок» действует в период с пятницы до субботы присутствует, что указывает на принятие ИП <...> мер, направленных на устранение нарушения действующего законодательства о рекламе, до выдачи предписания. Однако, Комиссией установлено, что данная реклама требуемыми статьей 8 Закона о рекламе сведениями, касающимися рекламы товаров при дистанционном способе их продажи, не сопровождается, что указывает на необходимость выдачи ИП <...> предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47, 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу «ДОСТАВКА ИТАЛЬЯНСКОЙ ПИЦЦЫ Доставка пиццы в Бийске При заказе от 2х пицц, мини пицца в подарок», размещенную на сайте https://edabiysk.tilda.ws, поскольку при ее размещении нарушены требования части 7 статьи 5, статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии: <...>

Члены Комиссии: <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны