Решение б/н Решение от 21 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

К<...>

<…>

Я<...>

<…>

Заявителю

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/28-708/2021

Решение изготовлено в полном объеме 21 сентября 2021 года г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – руководитель управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело №022/05/28-708/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы финансовых услуг в сети интернет, в которой усматриваются признаки нарушения ч.7 ст.5, ч.1,3,13 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя – <...>,

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламораспространителя – <...>,

в отсутствие заявителя,

УСТАНОВИЛА:

дело №022/05/28-708/2021 возбуждено по результатам рассмотрения заявления гражданина Российской Федерации по факту распространении в социальных сетях «Инстаграм», «Вконтакте», «Одноклассники» рекламы финансовых услуг с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Усмотрев в рассматриваемой рекламе признаки нарушения Федерального закона «О рекламе», антимонопольным органом 26.08.2021г. возбуждено производство по настоящему делу. Лицами, в действиях которых усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признаны <...> и <...>. Рассмотрение дела назначено на 21.09.2021г.

В указанную дату <...>, <...> и заявитель не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что в силу п.31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020г. № 1922 (далее - Правила), не является для Комиссии препятствием к рассмотрению дела по существу в данном заседании.

На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.

<...> представлены письменные пояснения, согласно которым факт размещения в социальных сетях рассматриваемой рекламы финансовых услуг подтвердила. <...> указывает, что деятельность по предоставлению финансовых услуг не ведет; информация в социальных сетях размещена для оказания помощи знакомым.

<...> представлены письменные пояснения, согласно которым факт размещения в социальных сетях рассматриваемой рекламы финансовых услуг подтвердила. <...> поясняет, что при осуществлении деятельности руководствуется интересами граждан, в частности, при выявлении нарушений незамедлительно принимает меры к их устранению.

Комиссия, изучив документы и материалы, представленные лицами, участвующими в деле, пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела, 09.08.2021г. в Алтайское краевое УФАС России поступило заявление гражданина Российской Федерации о распространении в социальных сетях «Инстаграм» (instagram.com/bespredelrubtsovska), «Вконтакте» (vk.com/obratnaystoronarubcovska), «Одноклассники» (ok.ru/bespredelrubsovsk) рекламы финансовых услуг с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Из заявления следует, что<...> ведет аккаунты в социальных сетях «Инстаграм» (instagram.com/bespredelrubtsovska), «Вконтакте» (vk.com/obratnaystoronarubcovska), «Одноклассники» (ok.ru/bespredelrubsovsk), в которых публикуются рекламные материалы, в том числе реклама финансовых услуг. В подтверждение заявителем представлен скриншот записи в социальной сети «Инстраграм» с рекламной информаций срочного займа.

Антимонопольный орган, проанализировав указанные аккаунты, установил следующее.

В социальной сети «Вконтакте» по адресу vk.com/obratnaystoronarubcovska размещена запись от 09.08.2021г. следующего содержания: «Микрозаймы под проценты, от 10% в месяц, срок займа неограничен. Получение денег в день обращения. Очень быстрое оформление. Кредитная история нас не волнует. Без подводных камней, залогов и поручителей. Для мгновенной подачи заявки писать в ватсап +<...> (указать ФИО, дату рождения, регион прописки, с пометкой "займ")», сопровождающаяся баннером с надписью: «ЗАЙМИ деньги здесь и сейчас срочные займы без залога без поручителей».

В социальной сети «Инстаграм» по адресу instagram.com/bespredelrubtsovska размещена запись от 09.08.2021г. следующего содержания: «Займы под проценты, от 10% в месяц, срок займа неограничен. Получение денег в день обращения. Очень быстрое оформление. Кредитная история нас не волнует. Без подводных камней, залогов и поручителей. Для мгновенной подачи заявки писать в вацап +<...> (указать ФИО, дату рождения, регион прописки, с пометкой "займ"), либо в инстаграм @<...>», сопровождающаяся баннером с надписью: «ЗАЙМИ деньги здесь и сейчас срочные займы без залога без поручителей».

В социальной сети «Одноклассники» по адресу ok.ru/bespredelrubsovsk факт размещения рекламы финансовых услуг: «Займы (микрозаймы) под проценты, от 10% в месяц, срок займа неограничен <…>», сопровождающаяся баннером с надписью: «ЗАЙМИ деньги здесь и сейчас срочные займы без залога без поручителей», не установлен.

Из рекламы следует, что заявку на займ можно подать по телефону <...>, либо в «инстаграм @<...>». Абонентский номер - <...>, указанный в рекламе, выделен в рамках договора на оказании услуг связи ПАО «Мегафон» <...> (г. Рубцовск).

В ходе осмотра страницы в социальной сети «Инстаграм» по адресу @<...> установлено, что в описании к странице указано «<...> Личный блог».

Абонентский номер - <...>, указанный заявителем в качестве контактного номера <...>, выделен в рамках договора на оказании услуг связи ПАО «Мегафон» <...> (г. Рубцовск). С 28.06.2021г. договор на оказание услуг с указанным абонентом расторгнут, в связи с переходом абонента к другому оператору с сохранением абонентского номера.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», направлена на привлечение внимания к оказываемой финансовой услуге, а именно предоставление займа без залога и поручителей от 10% в месяц.

Финансовой услугой, в соответствии с законодательством Российской Федерации, признается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств физических и юридических лиц.

Согласно ст.3 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования; кредитор - предоставляющая или предоставившая потребительский кредит кредитная организация, предоставляющие или предоставившие потребительский заем кредитная организация и некредитная финансовая организация, которые осуществляют профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, а также лицо, получившее право требования к заемщику по договору потребительского кредита (займа) в порядке уступки, универсального правопреемства или при обращении взыскания на имущество правообладателя.

Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установлены специальные требования и ограничения к рекламе финансовых услуг.

Согласно ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии со ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

В рассматриваемой рекламе наименование или имя лица, оказывающего финансовые услуги, отсутствует.

Согласно ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с ч.3 ст.28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен ст.6 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены ст. 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

Из Письма ФАС России от 31.07.2014 №АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг» следует, что, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

Рассматриваемая реклама в социальных сетях «Вконтакте» и «Инстаграм» содержит информацию только о процентной ставке от 10% в месяц, не раскрывая информацию, определяющую полную стоимость займа на рекламируемых условиях, что искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

В силу ч.13 ст.28 Федерального закона «О рекламе», реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

В соответствии со ст.4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Наряду с кредитными организациями, осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению займов имеют право микрофинансовые организации (в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»), ломбарды (в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах»), кредитные и сельскохозяйственные кооперативы (в соответствии с Федеральными законами от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» и от 08.12.1995 №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

На основании изложенного, правом заниматься профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов наделен ограниченный круг лиц, который установлен Федеральным законом «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Федеральным законом «О ломбардах», Федеральными законами «О кредитной кооперации» и «О сельскохозяйственной кооперации», к которому гр. <...>. не относится, тогда как у потенциальных клиентов может сложиться впечатление, что именно <...> оказывает финансовые услуги по предоставлению займов.

Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что реклама финансовых услуг, размещенная в социальных сетях «Инстаграм» (instagram.com/bespredelrubtsovska) и «Вконтакте» (vk.com/obratnaystoronarubcovska) распространена с нарушением ч.7 ст.5, ч.1,3,13 ст.28 Федерального закона «О рекламе», в виду того, что в рекламе отсутствует часть существенной информации и наименование или имя лица, оказывающие финансовые услуги, а также указания в рекламе сведений о лице, которое не вправе заниматься профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов.

Согласно п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований ч.3 ст.28, ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель, ответственность за нарушение ч.1,13 ст.28 Федерального закона «О рекламе» несёт как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

В соответствии с представленными материалами, рекламодателем рассматриваемой рекламы является <...> (г. Рубцовск), рекламораспространителем – <...> (г. Рубцовск).

По информации <...> и <...> рассматриваемая рекламная информация финансовых услуг в социальных сетях «Инстаграм» (instagram.com/bespredelrubtsovska) и «Вконтакте» (vk.com/obratnaystoronarubcovska) удалена. <...> в антимонопольный орган представлены скриншоты, подтверждающие факт устранения нарушения Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с п.54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, добровольное устранение лицом совершенного нарушения является основанием для антимонопольного органа не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.42-47, п.54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу финансовых услуг, размещенную и распространенную в социальных сетях «Инстаграм» (instagram.com/bespredelrubtsovska) и «Вконтакте» (vk.com/obratnaystoronarubcovska), ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.5, ч.1,3,13 ст.28 Федерального закона «О рекламе».
  2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с нецелесообразностью.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии <...>

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны