Решение б/н Решение по делу №84-ФАС22-ОВ/06-14 от 10 января 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 11 сентября  2014 г.

В полном объеме решение изготовлено 25 сентября  2014 г.

 

 Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

С <…>,

Члены Комиссии:

С<…>,       О<…>,

рассмотрев дело № 84-ФАС22-ОВ/06-14 по признакам нарушения Главным управлением природных ресурсов и экологии Алтайского края (управление лесами Алтайского края) и ООО «Лебяжье-Лес» абзаца 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и части 2 статьи 74 Лесного кодекса РФ, выразившегося в заключении дополнительного соглашения № 10 от 22.03.2013 к договору аренды лесного участка № П-16/1 от 22.12.2008, отдельными пунктами которого изменены существенные условия договора аренды и конкурса,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе рассмотрения заявлений Горбунова В.В. вх. № 2520 от 28.03.2014, вх. № 2609 от 31.03.2014, и поступившие из ФАС России вх. № 411 от 05.05.2014 (вх. № 8100-ЭП/145 от 28.01.2014, вх. № 27743-ЭП/14 от 25.03.2014, вх. № 29060-ЭП/14 от 28.03.2014) на действия управления лесами Алтайского края (Главного управления природных ресурсов) было установлено, что согласно пункту 1.2 договора аренды лесного участка для заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства № П-16/1  (ООО «Лебяжье-Лес») от 22.12.2008 общая площадь лесного участка, переданного в аренду занимает 48607 га. Пунктом 2.1 указанного договора арендная плата в год составляет 4092450 руб. за использование лесного участка. Согласно дополнительному соглашению № 10 от 22.03.2013 к договору аренды лесного участка для заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства № П-16/1 в наименование договора внесены изменения в следующей редакции «Договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 22.12.2008 № П-16/1».

Пунктом 1.3 указанного дополнительного соглашения ежегодная арендная плата по договору в 2013 году составляет 3914526 руб., в 2014 и последующие годы – 2622303 руб.

По данному факту на основании приказа УФАС по Алтайскому краю от 26.06.2014 года № 259, антимонопольным органом возбуждено дело № 84-ФАС22-ОВ/06-14 по признакам нарушения Главным управлением природных ресурсов и экологии Алтайского края (управление лесами Алтайского края) и ООО «Лебяжье-Лес» абзаца 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии от 24.07.2014 представитель заявителя поддержал доводы изложенные в заявлении.

Представитель Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края (управление лесами Алтайского края) нарушение не признал и пояснил, что дополнительное соглашение от 22.03.2013 № 10 к договору аренды лесного участка от 22.12.2008 № П-16/1 не нарушает нормы антимонопольного законодательства, поскольку не влечет за собой недопущение, ограничение и устранение конкуренции. В соответствии со статьей 74 Лесного кодекса РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса РФ.

При рассмотрении вопроса о внесении изменений в договоры аренды участков лесного фонда, заключенных по результатам лесных конкурсов, и переоформленных на договоры аренды лесных участков, необходимо учитывать, что статей 34 Лесного кодекса РФ 1997г. предусмотрено предоставление участков лесного фонда в аренду по результатам лесных конкурсов. Нормы Лесного кодекса РФ 1997г., регулирующие процедуру проведения лесных конкурсов, а также статья 447 ГК РФ, предусматривающая заключение договора на торгах, не предусматривают запрет на изменение в последующем условий заключенного по результатам лесного конкурса договора. При переоформлении заключенного по результатам лесного конкурса договора аренды от 21.12.2006 № 1 и заключении договора аренды лесного участка от 22.12.2008 № П-16/1 был изменен и объем заготовки древесины, так как целью данного переоформления являлось приведение его в соответствие с Лесным кодексом РФ 2007г.

В связи с вступлением в силу с 01.01.2007 Лесного кодекса РФ был изменен ряд требований к заготовке древесины, в том числе изменились возраст рубок, виды рубок, правила и режим заготовки древесины, правила рубок ухода, категории защитности лесов. Указанные изменения были отражены в лесохозяйственном регламенте Лебяжинского лесничества от 2008 года, которому и соответствует переоформленный договор аренды лесного участка. Пунктами 6.1 и 6.2 договора аренды лесного участка от 22.12.2008 № П-16/1  предусмотрена также возможность изменения условий договора по соглашению сторон. Таким образом, стороны по указанному договору вправе заключать дополнительные соглашения и вносить изменения в договор аренды, так как он был заключен по результатам лесного конкурса.

Представители ООО «Лебяжье-лес» нарушение также не признали и пояснили, что арендные отношения между сторонами возникли до 01.01.2007 и не основаны на результатах аукциона. По вопросу возможности изменения условий договоров аренды, заключенных в порядке приведения в соответствие с Лесным кодексом РФ 2007г. ранее заключенных договоров аренды существует позиция судов о том, что законодательством установлен особый порядок приведения договоров аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ, а именно: переоформление ранее заключенных договоров на новые без проведения аукциона по правилам статьи 74 Лесного кодекса РФ. В связи с этим суды приходят к выводу о том, что заключение дополнительных соглашений посредством волеизъявления сторон не противоречит законодательству, в том числе части 2 статьи 74 Лесного кодекса РФ (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.09.2012 по делу № А31-9964/2011, постановление ФАС Центрального круга от 21.05.2013 по делу № А54-4486/2012).

Пунктом 1.2 дополнительного соглашения от 2.03.2013 № 10 из договора № П-16/1 от 22.12.2008 исключен вид использования лесов- осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, так как ООО «Лебяжье-Лес» не имеет охотхозяйственного соглашения (лицензии на право пользования объектами животного мира) и не планирует такую деятельность осуществлять.  

Определением комиссии УФАС по Алтайскому краю от 29.07.2014 № 2860/9 рассмотрение дела №  84-ФАС22-ОВ/06-14 отложено до 11.09.2014.

На заседании Комиссии от 11.09.2014 Представитель Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края (управление лесами Алтайского края) и представители ООО «Лебяжье-лес» пояснили, что в договор аренды лесного участка для заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства от 22.12.2008 № П-16/1 дополнительным соглашением от 31.10.2011 № 7 внесены следующие изменения. Согласно приложению № 4 дополнительного соглашения от 31.10.2011 № 7 объем заготавливаемой древесины установлен: на 2011 год в размере 90,2 тыс.кубм.; на 2012 год – 93,3 тыс.куб.м.; на 2013 год и последующие годы – 66,3 тыс.куб.м. Данные изменения были вызваны тем, что на территории арендуемого обществом лесного участка были выявлены дополнительные объемы санитарно-оздоровительных мероприятий в ходе проведения лесопатологического обследования в июле 2011. Одновременно с изменением объемов заготовки древесины, полученных от санитарных рубок, дополнительным соглашением от 31.10.2011 № была изменена и арендная плата, так как ее размер напрямую зависит от объема использования лесов.

Согласно пункту 2.3 вышеуказанного договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и площади лесного участка, а также при изменении объемов изъятия лесных ресурсов.

Таким образом, учитывая, что объем пользования менялся, в зависимости от него была изменена и арендная плата.

Изучив обстоятельства дела, доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующим выводам.

Между ООО «Лебяжье-Лес» и Федеральным государственным учреждением «Лебяжинский лесхоз» Федерального агентства лесного хозяйства был заключен договор аренды № 1 участка лесного фонда Российской Федерации от 21.12.2006 на основании протокола о результатах лесного конкурса.

Установленным видом лесопользования по указанному договору является заготовка древесины. В соответствии с пунктом 1.1 дополнительного соглашения от 09.01.2008 вид лесопользования был изменен на вид лесопользования – заготовка древесины и  ведение охотничьего хозяйства.

В целях приведения в соответствие с новым Лесным кодексом РФ ранее заключенных договоров аренды лесного фонда Российской Федерации на основании распоряжения управления лесами Алтайского края от 25.11.2008 № 401 договор аренды участка лесного фонда РФ от 21.12.2006 № 1 заключенный по результатам лесного конкурса между Лебяжинским лесхозом и ООО «Лебяжье-Лес» был переоформлен путем заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства № П-16/1 от 22.12.2008.  

Согласно пункту 1.2 договора аренды лесного участка для заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства № П-16/1  (ООО «Лебяжье-Лес») от 22.12.2008 общая площадь лесного участка, переданного в аренду занимает 48607 га. Пунктом 2.1 указанного договора арендная плата в год составляет 4092450 руб. за использование лесного участка. Согласно дополнительному соглашению № 10 от 22.03.2013 к договору аренды лесного участка для заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства № П-16/1 в наименование договора внесены изменения в следующей редакции «Договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 22.12.2008 № П-16/1».

Пунктом 1.3 указанного дополнительного соглашения ежегодная арендная плата по договору в 2013 году составляет 3914526 руб., в 2014 и последующие годы – 2622303 руб.

Согласно пункту 1 дополнительного соглашения № 5 от 24.01.2011 к указанному договору площадь переданного участка увеличена и составляет 48906,5074 га. В последующих дополнительных соглашениях общая площадь арендуемого участка не изменялась.    

Таким образом, последним соглашением уменьшена арендная плата с 4092450 руб. за использование лесного участка до 3914526 руб. в 2013 году, на 2014 и последующие годы - 2622303 руб., а дополнительным соглашением № 5 увеличена площадь лесного участка. 

При постановке на кадастровый учет лесного участка переданного в аренду ООО «Лебяжье-Лес» была уточнена площадь лесного участка что и привело к внесению изменений в договор аренды № П-16/1 от 22.12.2008, при этом границы лесного участка не были изменены.  

Согласно части 2 статьи 74 Лесного кодекса РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.

Таким образом, исключается применение норм гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора.

Договор аренды участка лесного фонда РФ от 21.12.2006 № 1, переоформленный  в договор аренды участка лесного № П-16/1 от 22.12.2008, был заключен с применением процедуры публичных торгов в форме конкурса, так как Лесным кодексом РФ, действовавшим на тот момент, не предусматривалась иная процедура заключения договоров аренды лесных участков.

 В настоящее время федеральным законодательством предусмотрено заключение договоров аренды лесных участков с применением процедуры проведения торгов в форме аукциона.  

Механизм изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, предусмотренный статьей 451 Гражданского кодекса, в данном случае может быть использован так как, внесение изменений в договоры аренды лесных участков путем заключения дополнительных соглашений к договорам аренды лесного участка в порядке указанной статьи возможно в связи с существенным изменением обстоятельств, не зависящих от воли сторон,  (в случае изменения объема подлежащих заготовке лесных ресурсов). Таким образом, размер арендной платы должен быть увеличен или уменьшен пропорционально изменению объема подлежащих изъятию лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, также при необходимости могут быть внесены иные соответствующие изменения, в том числе в части уточнения объема лесохозяйственных мероприятий.

В результате проведения в 2010 году лесопатологических обследований были внесены изменения в лесохозяйственный регламент  Лебяжинского лесничества (приказ управления лесами Алтайского края от 30.12.2010 № 242), которым после изменений предусматривалась вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений по хвойному хозяйству в объеме 22.1 тыс.м3. и согласно изменений в лесохозяйственный регламент внесенных приказом управления лесами Алтайского края от 30.12.2011 № 401 – 27.09 тыс. м3. На основании данных обследований были внесены изменения в договор аренды участка лесного № П-16/1 от 22.12.2008.  Одновременно с изменением объемов заготовки древесины, полученных от санитарных рубок, была изменена и арендная плата, так как ее размер напрямую зависит от объемов использования лесов.       

Статьёй 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, изменение объема заготовки древесины и ежегодной арендной платы может быть изменено в случаях изменения предусмотренных рубок лесов в лесохозяйственных регламентах. 

На основании изложенного, в действиях Главным управлением природных ресурсов и экологии Алтайского края (управление лесами Алтайского края) и ООО «Лебяжье-Лес», отсутствует нарушение абзаца 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела № 84-ФАС22-ОВ/06-14 в отношении Главным управлением природных ресурсов и экологии Алтайского края (управление лесами Алтайского края) и ООО «Лебяжье-Лес» абзаца 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и части 2 статьи 74 Лесного кодекса РФ в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

<…>,

Решение  может  быть  обжаловано  в арбитражный суд в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны