Решение №1472/8 Жалоба №222948 от 7 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 022/07/3-206/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 06 апреля 2022 г.                                          г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 07 апреля 2022 г.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>– заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;

Члены Комиссии:

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

 

от заявителя – ООО «А ГРУПП» - <...> по дов.;

от заказчика – ООО «Газпром Газораспределение Барнаул» - <...>по дов.,

 

рассмотрев жалобу жалобы ООО «А ГРУПП» <...>на действия заказчика - ООО «Газпром Газораспределение Барнаул»  <...> при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на поставку трубы стальной (извещение № 32211217812), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «А ГРУПП» (вх. № 222948 от 21.03.2022 г.) на действия заказчика - ООО «Газпром Газораспределение Барнаул» при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на поставку трубы стальной (извещение № 32211217812).

Податель жалобы ООО «А ГРУПП» указывает, что в техническом задании среди прочего установлены требования к сертификату, а именно в сертификате, прилагаемом к поставляемому товару должны быть указаны следующие механические свойства: временное сопротивление металла кгс/мм2, предел текучести кгс/мм2, относительное удлинение %, временное сопротивление сварного шва. Указанные требования излишни и установлены заказчиком в нарушение требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках). Кроме того, в адрес заказчика было направлено несколько запросов, в ответ на которые заказчик так и не представил ни одного надлежащего разъяснения.

На заседании Комиссии представители заказчика не признали и пояснили, что требования, устанавливаемые заказчиком в техническом задании, в том числе оспариваемые заявителем обусловлены потребностью заказчика и направлены на качественное получение требуемых к поставке товаров.

Рассмотрение жалобы заявителя было назначено к рассмотрению на 29.03.2022 г.

В связи с необходимость получения дополнительных документов, руководствуясь ч. 14.1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение жалобы было отложено до 06.04.2022 г.

06.04.2022 г. состоялось рассмотрение жалобы заявителя.

Изучив предоставленные сторонами доказательства и документы, имеющие отношение к содержанию жалобы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частью 9 ст. 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В силу п. 1, п. 2, п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В техническом задании заказчика среди прочего в графе технические характеристики заказчиком установлены требования к сертификату, а именно в сертификате, прилагаемом к поставляемому товару должны быть указаны следующие механические свойства: временное сопротивление металла кгс/мм2, предел текучести кгс/мм2, относительное удлинение %, временное сопротивление сварного шва.

В соответствии с пп. г) п. 2.3.1.1 документации участник должен подготовить Заявку в строгом соответствии с требованиями настоящей Документации таким образом, чтобы Заявка не содержала никаких условий, противоречащих требованиям настоящей Документации, и включала следующие материалы: все технические характеристики, а также опросные листы, чертежи и иную информацию, содержащуюся в Техническом задании, являющемся неотъемлемой частью настоящей Документации.

Учитывая оспариваемые заявителем требования технического задания и положения пп. г) п. 2.3.1.1 документации заказчику при подаче заявки необходимо указать технические характеристики товара, в том числе требования к сертификату товара (временное сопротивление металла кгс/мм2, предел текучести кгс/мм2, относительное удлинение %, временное сопротивление сварного шва).

При этом, Комиссия УФАС по Алтайскому краю оценив все представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи установила, что ни один из действующих нормативных правовых актов, в том числе из указанных Заказчиком в Техническом задании, а также в письменных пояснениях ГОСТ не содержит требования о наличии сертификата с указанием всех механических свойств поставляемого товара.

Поскольку ни один из действующих ГОСТ не устанавливает обязательную сертификацию товара, необходимого к поставке в рамках обжалуемой закупки, а сертификация его является добровольной, то документ о качестве товара - сертификат у разных производителей продукции может отличаться по форме, содержанию.

Нормами действующего законодательства не предусмотрена обязанность участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в сертификате (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде: одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

При таких обстоятельствах Заказчик, установив в закупке № 32211217812  требование о необходимости при подаче заявки указать (описать) требования к сертификату товара (временное сопротивление металла кгс/мм2, предел текучести кгс/мм2, относительное удлинение %, временное сопротивление сварного шва), предъявляет требование не к техническим характеристикам требуемого к поставке товара, а к содержанию сертификата как документа, подтверждающего качество поставляемого товара, что не соответствует п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

При рассмотрении жалобы было установлено, что заявитель с запросом о разъяснении положений документации в адрес заказчика не обращался. Представитель заявителя указала на то, что с запросом на разъяснение (содержание ответа на которые оспаривается заявителем в жалобе) обращалась дочерняя (аффилированная) организация.

Учитывая, что заявитель самостоятельно, либо в интересах иных лиц, в рассматриваемом случае за разъяснением документации не обращался, а также субъективность доводов о ненадлежащей даче разъяснений положений документации, Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Учитывая, что заказчиком в документации (техническом задании) установлены требования, которые нарушают права потенциальных участников закупки, в том числе на подачу заявки, Комиссией УФАС по Алтайскому краю принято решение о выдаче предписания заказчику об аннулировании торгов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия УФАС по Алтайскому краю

 

РЕШИЛА:

1.           Признать жалобу – ООО «А ГРУПП» обоснованной.

2.           Выдать заказчику ООО «Газпром Газораспределение Барнаул»  <...> - предписание о прекращении нарушения порядка организации и проведения закупки.

3.           Передать материалы дела № 022/07/3-206/2022 уполномоченному должностному лицу управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии     

____________________________

<...>

 

Члены комиссии:

 

_____________________________

 

<...>

 

 

_____________________________

 

<...>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны